Научная статья Плюсы внедрения в систему управления образовательного учреждения современных автоматизированных информационно-аналитических систем.


Название статьи: «Плюсы внедрения в систему управления образовательного учреждения современных автоматизированных информационно-аналитических систем».
Краткая аннотация: в данной статье подробно рассматриваются плюсы внедрения в систему управления образовательного учреждения современных автоматизированных информационно-аналитических систем «Управление образовательным учреждением (АРМ Директор)» и «АРМ Завуч», «Школьная библиотека», принадлежащие компании ИВЦ «АВЕРС».
Ключевые слова: информатизация, автоматизация, информационно-аналитическая система, автоматизированное рабочее место, система образования.
Плюсы внедрения в систему управления образовательного учреждения современных автоматизированных информационно-аналитических систем.
В настоящее время очень активно происходит развитие информатизации и автоматизации рабочих мест работников разных профессий. Не для кого ни секрет, что данные процессы делают труд более мобильным, комфортным, современным. Благодаря информатизации и автоматизации рабочих мест совершенствуется система управления человеческими ресурсами.
Существуют различные современные автоматизированные информационно-аналитические системы разных направлений, которые выполняют сразу целый комплекс функций и облегчают рутинный труд многих работников. Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимается индивидуальный комплекс технических и программных средств, который предназначен для автоматизации профессионального труда специалиста и который обеспечивает подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран или печать необходимых ему документов и данных [2].
Об автоматизированном рабочем месте можно сказать как о совокупности информационных, программных и технических ресурсов, которые обеспечивают конечному пользователю обработку данных и автоматизацию профессиональных функций в конкретной предметной области [1].
Особенно актуален вопрос о процессе информатизации и автоматизации рабочих мест в системе образования.
Под информатизацией системы образования понимается процесс, с помощью которого идет обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, которые ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1]. Она включает в себя два направления - внедрение информационных технологий непосредственно в процессе обучения и информатизация системы управления образованием.
В данной статье мы уделим внимание второму направлению – информатизации системы управления образования в образовательном учреждении.
Так как деятельность директора и завуча школы связана с постоянным заполнением отчетов, написанием приказов, ведением различных типов документов и т.п. Естественно, во многих школах все это осуществляется вручную, все процессы системы и анализа осуществляет сам человек.
Поэтому, своей статьей я хочу описать те плюсы внедрения в школы современных автоматизированных информационно-аналитических систем, которые во многом усовершенствуют систему управления.
К таким системам можно отнести следующие системы: «Управление образовательным учреждением (АРМ Директор)» и «АРМ Завуч», «Школьная библиотека», принадлежащие компании ИВЦ «АВЕРС».
Итак, плюсы системы «Управление образовательным учреждением (АРМ Директор)» для деятельности директора:
- система позволит вести базу данных личных документов сотрудников и учащихся; сформирует адресную и алфавитную книги; сможет в динамике создавать любые отчеты; готовить нужные документы для лицензирования учреждения;
- система позволит сформировать структуру учреждения, рассчитать базисный учебный план и сетку часов, распределить нагрузку учителей;
- с помощью данной программы можно вести учет успеваемости, который предоставляется и как абсолютные, и как относительные и обобщенные показатели по разным периодам и проверке знаний;
- система осуществляет проверку состояния здоровья и учащихся и сотрудников, позволяет планировать и контролировать проведение диспансеризации и иных профилактических действий;
- благодаря данной системе определяется циклограмма издания приказов, а также их подготовка и контроль;
- руководитель сможет провести тарификацию преподавателей, рассчитать затраты на оплату труда;
- благодаря такой системе можно получать данные, которые необходимы для проверки качества образовательного процесса, проведения аттестации и повышения квалификации кадров.
Рассмотрим плюсы системы «Управление образовательным учреждением (АРМ Завуч)» для деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе: сможет производить формирование структуры школы (создавать и наполнять классы, назначать классных руководителей и т.п.); ведение личных дел учащихся; формирование расписания; определение состава школьных предметов и экзаменов; равномерное распределение учебной нагрузки; просмотр данных классных журналов; составление отчетов; ведение методической работы.
Также компания АВЕРС имеет автоматизированную информационно-аналитическую систему «Школьная библиотека», благодаря которой осуществляется учет и контроль библиотечного фонда. Внедрение такой системы в школы сделало бы управление ещё эффективнее и мобильнее, так как контроль и учет книжного фонда школы на данный момент во многих образовательных учреждениях осуществляется вручную.
Конечно, нельзя сказать, что в школах не происходят процессы информатизации и автоматизации.
Благодаря национальному проекту «Образование», о котором объявил 5 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин, внедряются современные образовательные технологии, благодаря которым происходит улучшение качества школьного образования, и значительно увеличиваются возможности школьников и преподавателей.
В рамках проекта «Информатизация системы образования» школы получили оболочку «Конструктор сайта» и разработала собственные сайты.
В связи с переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам (приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, введен в действие с 1 января 2010 года) начальное звено было оснащено, за счет федеральных средств, специальным оборудованием. Но все же все вышеперечисленные новшества относятся к первому направлению информатизации образования - внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения. А вот процесс управления во многих образовательных учреждениях оставляет желать лучшего. Поэтому предложенные в этой статье плюсы о внедрении современных автоматизированных информационно-аналитических систем «Управление образовательным учреждением (АРМ Директор)» и «АРМ Завуч», «Школьная библиотека», принадлежащие компании ИВЦ «АВЕРС» во многом бы усовершенствовали систему управления образовательным учреждением, сделали бы её эффективной и мобильной и избавили бы волокиты».
Литература:
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты/И.В. Роберт. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
Федорова Г.А. Информатизация управления образовательным процессом/Г.А. Федорова. – М.: Флинта, 2015.
Шемятихина Л.Ю. Менеджмент и экономика образования/Л.Ю. Шемятихина. – М.: Феникс, 2016.