Школьный этап всероссийской олимпиады школьников. 2015-2016 учебный год. Литература. 5 класс.


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
в Усть-Камчатском муниципальном районе
2015-2016 учебный год
Литература
5 класс
Время выполнения-1 час
Максимальное количество баллов-50
Задание № 1.
Из какой сказки эти предметы и герои? ( по 0.5 балла за название сказки, максимальное количество баллов за задание 1.5 балла)
а) два-пять шапок серебра, Жар-птица, Царь-девица, три брата, конь в три вершка да с аршинными ушами;
б) три сестры, венец с камнями, тувалет хрустальный, часы, цветок невиданной красоты;
в) яблоко, собака, гроб хрустальный, зеркало, терем.
Задание № 2
Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идет речь? ( по 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения, максимальное количество баллов 6 баллов)
а)
…вдруг (?) молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
б) В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда (?), окруженная многочисленною дворней… выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.
Задание № 3
Средства выразительности. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла). Ответ запишите в виде
А -_____________, Б  - _____________, В  - ________________
А. Укажите, какой художественный приём использует Ф. Тютчев в подчёркнутых словосочетаниях. 
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Б.  Какой троп использован в отрывке из стихотворения А.Белого?
Всё подсохло. И почки уж есть.Зацветут скоро ландыши, кашки.Вот плывут облачка, как барашки.Громче, громче весенняя весть.
В.  Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке из произведения А.С.Пушкина?
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Задание № 4
Подумай и ответь, в каких сказках царевна засыпает? В ответе укажи авторов сказки и причину сна. ( По 0.5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов 4.5 баллов).
Задание № 5
Придумай (в стихотворной форме) 1 загадку о предмете домашнего обихода (из 3 названных предметов выбери один):
Телефон;
Холодильник;
Компьютер.
(Максимальное количество баллов 5 баллов).
Задание № 6
Попробуй себя в роли сказочника и сочини сказочную историю.
Представь, что ты попал в русскую народную сказку. В какую именно сказку ты попал? Это одна конкретная сказка или волшебная страна, населенная героями традиционных русских народных сказок. Появятся ли там у тебя друзья? Какие приключения могут ожидать тебя в сказке? С кем ты можешь столкнуться на сказочном пути, кому ты можешь помочь? Как закончатся твои похождения?
(Максимальное количество баллов 30 баллов).
Олимпиада по литературе (время выполнения заданий – 1 академический час)
5 класс
Максимальное количество баллов – 50 баллов
Ответы
Задание № 1.
Максимальное количество баллов – 1.5
(0,5 балла за название сказки)
А) «Конёк-горбунок» (П.П.Ершов)
Б) «Аленький цветочек» (С.Т.Аксаков)
В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.П.Пушкин)
Задание № 2.
Максимальное количество баллов – 6
(по 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения)
А) Паж, В.А.Жуковский, «Кубок»;
Б) Барыня, И.С.Тургенев. «Муму».
Задание № 3.
Максимальное количество баллов – 3
( По 1 баллу за правильный ответ)
А – олицетворение
Б – сравнение
В – эпитет
Задание № 4.
Максимальное количество баллов – 4.5
(0,5 балла за название, 0,5 балла за автора, 0,5 балла за причину сна)
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», откусила отравленное яблоко.
2. В.А.Жуковский «Спящая царевна», оцарапала руку веретеном - «подарок» злой старой чародейки.
3. Ш.Перро «Спящая красавица», уколола руку веретеном - «подарок» старой феи.
Задание № 5.
Максимальное количество баллов – 5
При оценивании загадки необходимо учитывать наличие рифмы, умение сравнивать загадываемый предмет с другим, находить черты сходства, целостность (завершённость) созданного текста.
Задание № 6.
Максимальное количество баллов – 30
- композиционная цельность, стройность работы - 5
- понимание поставленных в задании вопросов и умение работать впредложенном направлении, соответствие высказывания предложенной теме - 5
- адекватность и точность выбора средств для выражения собственноймысли, богатство словаря учащегося, разнообразие синтаксических конструкций - 5
- оригинальность – 5
- использование изобразительно-выразительных средств языка – 5
-соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов - 5