Проект по физкультуре на тему: Социально-ориентированные подвижные игры (1-4классы


МБОУ Сметанинская СШ Смоленского района
Смоленской области
Проект
Социально-ориентированные  
подвижные  игры

Учитель физической культуры
Тимошенкова Антонина Михайловна.
2014г.
Содержание
Актуальность……………………………………….
Пояснительная записка…………………………….
Цель, задачи проекта……………………………….
5. Реализация проекта………………………………………………
6. Сбор и анализ информации………………………
7. История социально-ориентированных игр ………
Социально- ориентированные игры………………
План реализации проекта……………………………..
Ожидаемые результаты….…………………………
9 Литература…………………………..
                       

Актуальность.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём.
Подвижные игры на сегодняшнем этапе содействуют правильному физическому развитию, закаливанию организма детей, обучают их жизненно важным двигательным навыкам, а также развивают физические и морально-волевые качества .Но подавляющее большинство игр построены по принципу «проигравший и победитель», они слабо воспитывают социальную компетенцию; в меньшей мере идет обучение навыкам кооперации, коммуникации. Игры практически не направлены на познание на пространственно-временную ориентацию, восприятие и переработку информации. Двигательная активность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыков, но познавательный и личностный аспекты. Одну и ту же игру можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. Игры должны оказывать непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и социальное поведение. Эффект социально ориентированной игры заключается в том, что с ее помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль своих ощущений, отказ от агрессивного поведения и умение уклониться от агрессивных посягательств.
Современная ситуация сложилась так, что два приоритета - стремление любой ценой победить в подвижной игре и воспитание гуманитарных общественно-социальных норм поведения, кооперации (взаимодействие и объединение усилий для решения совместной задачи), взаимовыручки и тд. - заняли по отношению друг к другу диаметрально противоположные позиции. Отечественные подвижные игры ориентированы, как правило, на сказочный подражательный сюжет, имеют сложную систему правил, штрафных очков, и т.п.
Ситуация, которая нам знакома: одна половина учеников празднует победу, другая до слез глубоко переживает поражение в игре. Как выйти из этой ситуации? Как быть с детьми, которые очень часто оказываются «вторыми»? В подобных ситуациях дети часто теряют интерес к игре и как следствие вообще к физической .культуре. Выход может быть достаточно простым. Необходимо объединить детей, дать возможность решить задачу вместе, сообща. Построить игру так, чтобы ребенок мог познавать себя, взращивать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознания, что с ним считаются, в нем нуждаются, его замечают и ценят.
Проблема социально-личностного развития ребёнка школьного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, 
(У младших школьников отсутствует социально-нравственный опыт, преобладает лишь игровая деятельность. Поэтому при построении урока следует подбирать игры с социально-нравственным содержанием, развивающие внутренний мир ребенка.
Но данная проблема не выступает против устоявшихся традиций и канонов, а имеет цель дополнить и внести новое в традиционную систему подвижных игр, так как сегодня практики, отвечающей требованиям современного общества, крайне недостаточно.
Пояснительная записка
Главная идея изучение социально-ориентированных подвижных игр
Обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Задачами игр социально –в соответствии с ФГОС являются следующие:

 Создать условия для позитивной социализации детей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
 Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Формировать у детей основы безопасного поведения в , социуме, природе; готовность учиться вместе.

Проект Социально-ориентированные игры внедряется в общеобразовательную программу начальной школы в раздел Подвижные игры и в разные формы внеклассной работы
Для решения задач необходимо соблюдать условия.
 использование в практике технологии сотрудничества здоровьесберегающие ; личностно-ориентированные; мгровые и проблемно- поисковые технологии.
Основные принципы ,
-направленны на личностные качества школьника и его адаптацию к социуму:
- содействие сотрудничеству детей ,
- приобщение детей к социокультурным нормам,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Ценностно-ориентированное содержание
; Формирование социально-коммуникативной компетентности школьников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
 Создание атмосферы доброжелательности.
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие навыков в различных ситуациях общения ;
- Обучение умению владеть собой;
- Развитие умения оценивать и анализировать ситуацию;
формирование коммуникативных навыков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Универсальными компетенциями
Личностные:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять дисциплинированность,
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам,
Метапредметные:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требова ний её безопасности
,– планировать собственную деятельность,
– анализировать и оценивать результат
Предметные:
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
              Ожидаемые результаты.
Ученик научится       
новым играм, которые приучают к нормам и ценностям, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
 Получит возможности научиться
развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
готовности к совместной деятельности со сверстниками,
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
основам безопасности в быту, социуме, природе.
  Ожидаемые результаты.        
Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Сбор и анализ информации.
    социологический опрос среди ребят 1-2-3 класса. Было опрошено 33 учащихся.  
Да Нет
Любишь играть в подвижные игры? 33
учеников -
Много народных п\ игр ты знаешь? 25
ученика 5
учеников
Нравится ли играть в незнакомые тебе игры? 33
учеников -
Нужно ли знать и уметь играть в игры, в которых учатся вместе 33
учеников -
Знаете игры с социальной направленностью? 15 18
     Результаты опроса показали, что у ребят много желания узнать и играть в
подвижные игры   
Сбор и анализ информации год спустя .
    социологический опрос среди ребят 2-3-4 класса. Были опрошены те же
33 учащихся.  
Да Нет
Любишь играть в подвижные игры? 33
учеников -
Много народных п\ игр ты знаешь? 25
ученика Нравится ли играть в незнакомые тебе игры? 33
учеников -
Нужно ли знать и уметь играть в игры, в которых учатся вместе 33
учеников -
Знаете игры с социальной направленностью? 33      Результаты опроса показали, что у ребят много желания узнать и играть в
подвижные игры. И игры с социальной напрвленностью нравятся и знают  
        Из истории социально-ориентированных подвижных игр
В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Д. Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Заслуживает внимания мнение С. А. Шмакова о том, что «все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом на ориентацию на социализацию личности человека».
Социально ориентированные игровые технологии в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками Б. В. Куприяновым, М. И. Рожковым, И. И. Фришманом в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области в 90-е годы XX века. Основой, идеями всех материалов послужили следующие подходы разработчиков:
 раскрытие возможностей каждого участника смены;- ответственность за самостоятельный выбор поступков;
- радость творчества всех героев предлагаемых игровых сюжетов и событий.
Итак, социально–ориентированная игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
- коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
- актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для общеинтеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста;
- педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
- уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника);
Автор называет их социальными. Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в характеристиках, которые он дает сюжетно-ролевой игре. Социализирующий эффект ролевой игры, по его мнению, проистекает из того, что В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.
Социально- ориентированные подвижные игры
Вулкан
Социальный сюжет.
Когда начинается извержение вулкана, из его кратера вытекает не только лава, но и на сотни метров разлетаются камни, которые могут ранить человека. Если бы поблизости не было «службы спасения», некому было бы оказать помощь несчастным пострадавшим.
Описание игры.
Спортивный зал-(площадка) делится на 2 половины. Ученики разбиваются на 2 команды. Каждая из команд одновременно и «вулкан» и «служба спасения». На каждой половине в углах лежат маты «госпитали». Перед началом игры ученики получают по возможности большее количество различных легких мячей. Задача «вулкана»; бросать мячи - «камни» на противоположную сторону, стараясь попасть в соперника. Задача «службы спасения»: доставить различными способами пострадавших своей команды в «госпиталь». Если мяч попал в игрока, тот считается пострадавшим и остается неподвижно лежать на полу. Его товарищи (1-2 человека) на время перестают бросать мячи и должны доставить пострадавшего в «госпиталь». Если во время транспортировки мяч задел санитара из «службы спасения», он тоже должен упасть на пол и ждать помощи. Если «раненый» игрок был доставлен в «госпиталь», где коснулся рукой мата, он считается снова в игре и может брать на себя функцию «вулкана». Игра заканчивается, если все игроки задеты «камнями» и их некому доставить в «госпиталь». Другая возможность - подсчитать число доставленных в госпиталь
Нагрузка.
В игре нет пауз, поэтому нагрузка на выносливость достаточно велика. Это зависит и от времени игры. Транспортировка «раненых» связана с большими силовыми нагрузками.
Группа, возраст.
Подходит для всех возрастных групп.
Игровые версты.
Возможно использование «передвижного госпиталя»
Методические рекомендации.
Особое внимание необходимо обратить на транспортировку (правила, приемы). Возможна небольшая помощь транспортируемого. Тяжелые «пациенты» доставляются не менее, чем двумя «санитарами». В игре с малышами целесообразно, если «пострадавший» сам доходит до «госпиталя» с помощью «санитаров», во избежание излишнего поднятия тяжести и напряжения. Широкие воспитательные возможности, например, беседа об оказании помощи человеку, попавшему в беду
Соседи
Социальный сюжет.
Осенью соседи в деревне поссорились, и каждый из них тайком заметает опавшие листья на участок соседа. Другой сосед собирает эти листья и кидает обратно. Так продолжается до тех пор, пока оба соседа не помирятся, не соберут и не вынесут листья вместе.
Описание игры.
Большое количество пробок от пластмассовых бутылок рассыпано по залу. Весь зал - игровая площадка, разделенная посередине линией. Задача обеих команд за определенный промежуток времени (не более 4 минут); забросить как можно больше пробок на поле соседей. Ученики не должны знать, когда заканчивается время игры, чтобы не накапливать пробки и лишь перед финальным свистком забросить их на поле соперника. После свистка из пробок можно совместно построить башню, крепость и т-д., а затем, пожав друг другу руки, вместе убрать пробки с поля.
Нагрузка.
Дети находятся в постоянном движении, поэтому время игры не должно превышать 4 минут (воспитание выносливости).
Группа, возраст.
Игра подходит для всех возрастных групп, минимальное количество участников - 6 человек.
Игровые версии.
Игра может проводиться с теннисными мячами, плотно скатанными бумажными шариками; используются различные виды метаний или передач мяча, игра ногами.
Методические рекомендации.
Обрашь внимание на правильное положение тела, при метании нельзя шлнться в игрока противоположной команды, во избежание трави. Игре предоставляет возможность формирования навыков сэснадьеых ззанмосггношешш.
Транспортер
Социальны сюжет.
Когда шахтеры рассказывают о своей работе, то часто вспоминают. как они. уставшие, ложились на транспортер для угля и добирались в нем на поверхность земли из шахты.
Описание игры
Ученика ложатся на одной линии, образуя своеобразный «транспортер»- Их задача: перемешать (транспортировать) лежащего поперек шахтера» вперед. поворачивая свое тело и координируя свои действия с соседями «Шахтер», добравшийся до конца «транспортера», сам становится его часто, а следующий ученик берет на себя роль «шахтера».
Нагрузка.
Силовая нагрузка достаточно велика и зависит от роста и веса учеников. При больших антропорасхождениях возможно деление на группы (по весу, росту, в отдельных случаях по половому признаку). Группа, возраст.
Число участников любое. Наиболее подходит для учеников 3-4 классов и основного звена школы.
Игровые версии.
Изменение направления-движения «транспортера», его конфигурации.
Методические рекомендации.
Осторожно начинать движение первым ученикам, т.к. они находятся под давлением тела ученика, изображающего шахтера. Провести беседу. как почетна, но трудна и опасна профессия шахтера.
Черная дыра
Социальный сюжет.
На краю Вселенной, где-то далеко, находятся черные дыры. Это остатки былых планет и галактик. В черных дырах есть вакуумные ямы, в которые все засасывается. Там пропадают даже лучи света.
Так случилось, что космический корабль терпит бедствие. Лишь объединив свои усилия, команда может спасти корабль.
Описание игры.
Двое учеников, взявшись за руки образуют пару к начинают свободное движение по залу. Постепенно к ним присоединяются остальные, образуют цепочку. Когда все дети окажутся в движущейся цепочке, направляющий начинает движение к замыкающему и далее закручивающимися спиральными движениями в центр круга. Образуется своеобразный «рулет» «черная дыра». Далее задача такова: не разорвав рук, начать обратное движение и всем вместе выбраться из «черной дыры». Сделать это можно лишь действуя сообща, координируя свои движения. Выполнить данную зад ачу необходимо всем экипажем, не потеряв ни одного человека.
Нагрузка.
/Достаточно большая нагрузка на вестибулярный аппарат.
Группа, возраст.
Для всех возрастных групп. Большое количество игроков обеспечивает дополнительную сложность и высокую эмоциональность в игре.
Игровые версии.
Корабль в водовороте.
Методические рекомендации.
Обратить внимание на технику безопасности (групповое падение, толчки). Возможна сильная реакция вестибулярного аппарата. Беседа о том, что выйти из трудного положения легче, объединив свои усилия.
Юрта
Социальный сюжет.
Когда в степи поднимается ураган, степняки сидят в своей круглой палатке (юрте). Юрта устроена так, что ее стены достаточно эластичны и от ветра раскачиваются в разные стороны. Как себя чувствуют люди в юрте и как раскачивается юрта?
Описание игры.
Ученики становятся в круг, берутся за руки и рассчитываются на «первый-второй». Руки напряжены, спина ровная без изгибов. Дует порыв ветра. В центре крута находятся несколько «степных людей» - другая половина класса. Первые номера наклоняются одновременно в центр круга, а вторые в то же время отклоняются назад. Далее движение идет в обратном направлении (раскачивающие движения). Задача - не разорвать рук, не разрушить «юрту», объединить усилия, скооперироваться и не оставить людей без дома. Далее смена радей.
Нагрузка.
Большая статическая силовая нагрузка мышц верхнего плечевого пояса.
Группа, возраст.
У слишком маленьких детей еще не в полной мере развита статическая сила рук. Минимальное количество участников — 8 человек.
Игровые версии.
Все участники стоят спиной к центру крута.
Методические рекомендации.
Ученики должны взять на себя ответственность за целостность «юрты». Места возможного падения следует накрыть матами. Целесообразно сначала построить маленькую «юрту», попробовать осознать направление движений с помощью учителя (помощь в движении внутрь и наружу).
Попкорн
Социальный сюжет.
Кто знает, как готовят настоящий попкорн? Осенью, когда поспевает кукуруза, наступает время попкорна. На сковородку кладут кукурузу. Она нагревается, потрескивает, а затем кукурузные зерна начинают «танцевать», скакать и прыгать. Если добавить немного меда, зерна кукурузы склеиваются и за короткое время заполняют всю сковороду, образуя попкорн.
Описание игры.
На ограниченной игровой площадке (размер зависит от числа участников: для класса — половина волейбольной площадки) один ученик — «мед» - начинает прыгать. Его задача: ухватить одно из «зернышек кукурузы». После этого они вместе пытаются схватить других игроков. Те плотно к ним «приклеиваются», и так происходит далее, пока все игроки не «превратятся» в «попкорн». Задача - плотно «приклеиться», прыгать вместе, передвигаясь только прыжками. Бегать нельзя, В конце раздается радостный возглас образовавшегося «попкорна».
Нагрузка.
При выполнении прыжков в течение всей игры дети получают достаточно большую нагрузку на развитие выносливости.
Группа, возраст.
Игра особенно любима младшими школьниками.
Игровые версты.
Один из вариантов может быть таким: «салить» игроков нужно не руками, а только туловищем. С точки зрения координации движений всей группы «попкорна», это достаточно сложно.
Методические рекомендации.
В игре детей более старшего возрасте (чтобы избежать конфликтов между юношами и девушками) лучше ограничиться «приклеиванием» рук.
Подъем
Социальный сюжет.
Вместе мы сильны. Если мы все объединимся, то можем противостоять несправедливости, агрессии. Возраст не играет значения, важно сотрудничество и вера в то, что мы все вместе.
Описание игры.
Ученики сидят спиной к центру круга, захватывают друг друга в локтевых суставах и крепко прижимаются плечами . Ноги вытянуты. По сигналу дети, координируя свои действия, пытаются встать. Чем сильнее ученики будут держать друг друга и объединя ть свои усилия, тем легче достигнуть поставленной цели.
Нагрузка.
Во время фазы подъема силовая нагрузка на мышцы ног и верхнего плечевого пояса достаточно большая.
Группа, возраст.
В большей мере подходит для более старшего возраста. Эти упражнения можно выполнять даже вдвоем.
Методические указания.
Группы следует подбирать по одинаковым показателям роста и веса. Для учеников младшего возраста целесообразно попытаться выполнить упражнение сначала вдвоем.
Во время игры возможны падения. Чтобы избежать ушибов, нужно побеспокоиться о безопасности детей, подстелив маты.
Роботы
Социальный сюжет.
К инженеру-наладчику на фабрику доставили роботов. Ему предстоит настроить роботов, чтобы они могли быть полезными на производстве.
Описание игры.
Ученики разбиваются на «тройки» - два «робота» и «инженер». «Роботы» становятся спиной друг к другу, произвольно, на расстоянии 15-20 метров. Задача «инженера» - свести «роботов» лицом к лицу, тогда «роботы» считаются настроенными и начинают разговаривать. До этого они понимают только приказы: прикосновение к спине - команда «вперед», прикосновение к голове - команда «стой», хлопок по левому плечу - поворот налево на 90°, хлопок по правому плечу - поворот направо на 90°. «Роботы» не
перешагивают, через преграды, не обходят «чужих» «роботов», идут напролом, подражая роботам-машинам, печатая шаг. По завершении заданий происходит смена ролей.
Нагрузка.
Наибольшую нагрузку получает «инженер», который должен бегать по всему залу, управляя «роботами».
Группа, возраст.
Особая эмоциональность в младшем звене. Группа состоит из трех и более человек.
Варианты.
Использование других «моделей» «роботов», иных способов передвижения.
Методические указания.
Обратить внимание на высокую физическую нагрузку «инженера», необходимую для выполнения задания, т.к. это важно для улучшения «работы производства».
Динозавры
Социальный сюжет.
Мы находимся в доисторических временах, когда еще не было людей и на земле жйли динозавры. Как они ходили? Как они выглядели? Как. они играли?
Описание игры.
Ученики разбиваются на «четверки», причем правая рука направляющего проходит между ногами позади стоящего и держит его левую руку, второй ученик так же связан с последующим игроком. Левой рукой направляющий изображает голову динозавра, а замыкающий правой рукой — его хвост.
«Динозавры» передвигаются по площадке, приветствуя друг друга (кивком, возгласами, топаньем и т.д.). Можно поиграть в «динозаврий» футбол или провести веселую эстафету, танец «динозавров».
Нагрузка.
Нагрузка небольшая, связанная с большим статическим напряжением в спине.
Группа, возраст.
Игра особенно любима младшими школьниками. Число участников: б и более человек.
Варианты.
Попытаться изобразить другие виды динозавров.
Методические указания.
Обратить внимание на групповое взаимодействие при проведении игры.
Идеально подходит для завершения урока на высоком эмоциональном уровне. Например, «динозавры.» маршируют в раздевалку, чтобы пойти на следующий урок.
Сигнал «SOS»
Социальный сюжет.
Кто знает, что обозначают эти буквы — SOS? Если кто-то попал в беду, например, моряки во время шторма, альпинисты заблудились в горах, они по рации передают сигнал бедствия «SOS» («спасите наши души», или «нам очень нужна помощь»). Существует такой неписаный закон: кто первым услышал этот сигнал, тот сразу же идет на помощь пострадавшим. Оставить сигнал «SOS» без внимания подло.
Описание игры.
Дети образуют круг, берутся за руки и закрывают глаза. Учитель незаметно обозначает ученика, который передает сигнал «SOS» (легкое сжимание кисти одной из рук)- Рядом стоящий, получив сигнал, передает его дальше по.кругу. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее «вернуть» сигнал «SOS» тому, кто его послал. Это будет обозначать, что сигнал бедствия получен, и помощь скоро придет.
Дети должны научиться брать на себя ответственность перед гем, кто подал этот сигнал. Если ученик по какой-то причине не передал сигнал, то он должен осознать, что кого-то оставил в бед е.
Нагрузка.
Высокая концентрация внимания, развивает тактильную чувствительность детей.
Группа, возраст.
Для всех возрастных групп. Число участников: 5-6 человек и более.
Методические указания.
Широкие возможности воспитательной работы, особенно, если сигнал кем-то умышленно не передан.
Спросить детей, кто за последнее время помогал кому-нибудь, выручал из беды.
Утка, корова, конь Социальный сюжет.
Ночью случайно раскрылись ворота хлева, животные разбрелись по деревне и ушли в лес. Как вернуть их домой? Как не по-
Утка, корова, конь
Социальный сюжет.
Ночью случайно раскрылись ворота хлева, животные разбрелись по деревне и ушли в лес. Как вернуть их домой? Как не попасть в лапы злого волка. Первый вопрос - кто будет держать маты, второй - кто станет координировать действия «черепахи»? И третий - кто будет кидать мячи (используется большое количество легких мячей)? Целесообразно использовать одну «черепаху» и свободных игроков в поле. Чья «черепаха» надежнее?
Нагрузка.
Высокая нагрузка и развитие силовой выносливости.
Группа, возраст.
Для более старшего возраста. Играют не менее 12 человек.
Варианты.
Использовать определенные виды метаний и передач мяча (из различных положений, левой рукой).
Методические указания.
Убрать из зала ненужное оборудование, чтобы обезопасить детей от столкновений с ним.
Целесообразно провести игру во время изучения по предмету «История» раздела «Древний Рим». Спросить у детей, какими физическими качествами должен был обладать воин в Древнем Риме?
Композиция
Социальный сюжет.
Кто видел, как работает скульптор? Молотком и зубилом удар за ударом он выбивает из камня скульптуру. Это очень тяжелый и кропотливый труд. А что получится, если нам всем вместе без молотка и зубила изобразить скульптурную композицию? Дтя этого необходимы согласованные действия и объединенные усилия.
Описание игры.
Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. Каждая группа получает свою «скульптурную площадку»(гимнастический мат). Дети бегают по залу и по сигналу должны собраться группой на своих матах, выполняя задание учителя. Например, на мате нужно зафиксировать четыре кисти, три колена, две ступни и один локоть (касаться мата другими частями тела не разрешается). Прочие ученики выполняют это же задание на других матах. Ученики должны составить скульптурную композицию, касаясь мата только названными частями тела. Кто быстрее в группах придет к взаимосогласию, скоординирует свои действия и сможет договориться между собой?
Нагрузка.
Сочетание динамической, аэробной и статической нагрузок.
Группа возраст.
В самом младшем возрасте возможны затруднения из-за незнания анатомии. Число участников: 3-6 человек.
Варианты.
Усложнить игру, переместив игроков в другие группы.
Методические указания.
Игра требует хорошей предварительной разминки, поэтому целесообразнее играть в нее на заключительном этапе урока.
Дать детям возможность придумать самый сложный для выполнения вариант.
Змея в траве
Социальный сюжет.
Если вы были в болотистом лесу, где растет мох, то видели там много кочек и пенечков. Они сухие, и на них любят греться змеи. Если их в это время потревожит человек, то они могут и укусить. В лесу надо быть очень осторожным.
Описание игры.
Игровая площадка для большой группы не более 9x9 метров. Одного ученика выбирают «змеей». Он ложится животом на пол, остальные игроки могут к нему прикасаться до сигнала «Змея о траве!». После сигнала дети разбегаются, а «змея» пытается их ужалить и передвигается только по-пластунски. «Осаленный» игрок сам превращается в «змею». Нельзя переходить за края площадки Игра закапчивается, когда в траве останутся только «пресмыкающиеся».
Нагрузка.
Время игры достаточно короткое, и интенсивность не будет очень высокой.
Группа, возраст.
Подходит для всех возрастных групп.
У самых маленьких возможны сложности с перевоплощением в «змею» во время первой игры. Во второй раз дети охотно это выполняют.
Варианты.
Можно начать игру не с одной, а с двумя, даже четырьмя «змеями». которые расползаются по углам площадки.
Методические указания.
Во избежание травм категорически запрещается перепрыгивать через «змей». Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.
На примере этой игры детям можно наглядно показать, насколько важна в жизни помощь товарища. Сделать это можно следующим образом: провести игру, а потом изменить правила-«ужаленным» игрокам нужно оказывать помощь, например, перевязать ногу выше места укуса, тогда игрок, как и прежде, может быть участником игры. Для этого необходимо заранее запастись необходимым количеством цветных ленточек.
Кто победит теперь, люди или «змеи»?
Целесообразно рассказать детям о мерах предосторожности в лесу.
Грипп
Социальный сюжет.
Когда наступает поздняя осень, на улицах становится темно, холодно и сыро. В это время «оживают» вирусы гриппа. Как только эти вирусы - микробы находят свою жертву, они сразу атакуют ее, залетают в нос, и их становится там все больше и больше. От заболевшего человека микробы перебираются к новой жертве, и теперь уже заболевает другой человек. Как избежать этого? Не подходить близко к больному.
Описание игры.
Дети свободно распределяются на площадке. Выбирается «микроб гриппа». По принципу «салок» «микроб» пытается «заразить» детей. Если ему это удается, то уже двое ребят ищут очередную «жертву». Когда их станет четверо, они снова делятся по двое и тд.
Кто сумеет остаться здоровым?
Нагрузка.
Игра занимает немного времени, поэтому перенапряжения у детей быть не должно. Игра развивает скоростные качества детей. Группа, возраст.
Никаких возрастных ограничений.
Возможно, самым маленьким будет непонятен сам термин «вирус гриппа».
Варианты.
Другие способы передвижения. Деления не на 2, а на 3. Методические указания. Игра имеет большой образовательный потенциал.
Провести беседу о том, какие еще существуют способы профилактики гриппа (занятия спортом, закаливание и т.д.).
подобные подвижные игры и задания помогут ребенку осознанно оценивать и понимать свое «Я» и находить место своему «Я» в группе
Хитрый индеец (развивает быстроту реакции и мышления, внимание):—
Все ученики, кроме двух, стоят в кругу с закрытыми глазами, 2 «индейца» крадутся за спинами детей по кругу’ и тихо останавливаются за спиной одного из учеников. Ребенок пытается почувствовать, не за спиной ли у него остановился «индеец». Если он в этом уверен, то громко об этом спрашивает, но когда не получает ‘Ответа, значит, он не угадал. Если он был прав, то может обменяться с «индейцем» ролями.
Башня (развивает мелкую моторику руки, моторную и зрительную память).'
С закрытыми глазами поставить несколько кубиков (спичечных коробок) один на другой. У кого больше? Возможна помощь товарища, который смотрит за процессом и указаниями помогает игроку.
Фотоаппарат (развивает внимание и зрительную память).
За 2 минуты необходимо рассмотреть 3 предмета, лежащие на столе,, повернуться к столу спиной и подробно описать один из предметов (цвет, форма, назначение и т.д.).
Наблюдатель (развивает зрительную память, внимание и соотношение между ними).
Ребята строятся в шеренгу (произвольно, не по ростру). Водящий («наблюдатель»), повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто где стоит за контрольное время (10-30 сек). Затем по сигналу ведущего он поворачивается спиной к строю, а ребята быстро меняются местами. По следующему сигналу «наблюдатель», снова повернувшись к строю лицом, пытается за то же время расставить участников в первоначальном порядке.
Призрак (привидение). (Развивает тактильную чувствительность, зрительную память, внимание.)
Один ученик выходит за границы зала. В это время кого- нибудь накрывают большим легким платком. Ученик входит и на- ощупь пытается отгадать, кто «привидение».
Остановись вовремя (развивает чувство времени и темпа, выносливость, произвольный контроль).
Класс делится на несколько групп. Учитель дает задание бежать 30 сек (1 мин., 1,5 мин., 2 мин.). Каждая группа должна остановиться тогда, когда посчитает, что время прошло. Кто точнее угадает время?
Плечо друга (развивает координационные способности, тактильную чувствительность, взаимодействие, сосредоточенность внимания).
Класс делится на пары. Ученики становятся в парах напротив друг друга. Первые номера закрывают глаза и выставляют руки вперед, немного раздвинув пальцы рук. Вторые номера, едва прикасаясь к подушечкам пальцев первых, начинают движение спиной вперед. Первые номера, не открывая глаз, следуют за ними. Контакт между учениками исключительно через фаланги пальцев рук. Разговаривать во время движения нельзя. Все изменения направления движения. Первые номера выполняют, ориентируясь по рукам вторых номеров. Кто пройдет самый интересный путь? Возможно преодоление каких-либо преград. Например, пройти вместе под низкой перекладиной, по гимнастической скамейке и проч.
Серый волк (вампир). (Развивает сосредоточенность внимания, концентрацию, быстроту реакции, образность мышления.)
Дети с завязанными глазами свободно размещаются на площадке, осторожно передвигаясь по ней с вьпянутыми вперед руками. Учитель очень тихо сообщает одному из детей: «Ты серый волк (вампир)». Если «серый волк» встречает кого-нибудь на своем пути, то издает громкий устрашающий крик. Теперь «серых волков» стало двое и т.д Конечно, «волки» встречаются также между собой, злобно кричат и убеждаются, что находятся в «кругу друзей». Кому удастся не попасть в лапы к «волку»? Игра не совсем подходит для малышей, так как несет огромную психо-эмоциональную нагрузку. В игре со старшеклассниками по желанию «серого волка» можно заменить «вампиром».
Разноцветные мячи (развивает координацию, концентрацию внимания).
Дети становятся в круг. Первый игрок бросает волейбольный мяч другому игроку и после этого заводит руки за спину. Следующий повторяет те же действия. Это значит, что им передавать мяч уже нельзя. Последний пас дается начинавшему игроку. Игра значительно усложняется, если ввести в игру второй мяч другого цвета, например, баскетбольный. Теперь игрок, владевший волейбольным мячом, не заводит руки за спину, а делает шаг назад, и только уже после владения баскетбольным мячом заводит руки за-едину. Соответственно, баскетбольный мяч можно передавать только тем игрокам, которые уже владели волейбольным мячом. Баскетбольный мяч вводится в игру позднее, а волейбольный выходит из нее раньше.
Угадай наощупь (развивает тактильную чувствительность, образность мышления, внимание),
Игра проводится в лесопарковой зоне. Детям предлагается закрыть глаза и наощупь отгадать предлагаемые предметы (шишки, хвою, растения, листья, камни, почву, мох и т.д.). Попросить детей поделиться ощущениями, описать свойства предмета, его форму, цвет и т.д. Возможно использование повязок на глаза.
Угадай по запаху (развивает обоняние, образность мышления, сосредоточенность внимания).
Игра также проводится в лесопарковой зоне. Детям предлагается закрыть глаза и по запаху отгадать предлагаемые предметы (трава, листья, цветы, хвоя, ягоды, мох и т.д.). Попросить детей поделиться своими ощущениями при вдыхании запахов. Необходимо удостовериться в отсутствии у детей аллергических реакции на флору леса.
Атомы (развивает координацию, выносливость, быстроту реакции и мышления).
Все участники игры свободно бегают по залу. При остановке музыкального сопровождения называется число, например, «3». Дети должны как можно быстрее разобраться по «тройкам». Задача усложняется, если точно определить место сбора, например, на гимнастических матах, на скамейках, под баскетбольным щитом.
Задача значительно усложняется, если добавить цветоощущения. Например, разобраться по «тройкам» на гимнастических матах, но у всех должны быть одного цвета трико (синие, черные, белые или просто темные или светлые), цвет волос, их длина, цвет глаз и тд.
Футбол слепых (развивает координацию, коммуникативные способности зрительную память).
В двух командах дети разбиваются по парам, причем одному из них завязывают глаза. «Зрячие» берут за руки «слепых» и помогают им ориентироваться на площадке. Мячом владеют только «слепые». Игра проводится без вратарей. Через 5 минут целесообразно поменяться ролями.
Пиратский волейбол (развивает координацию, быстроту реакции).
Перед началом игры все участники закрывают повязкой один глаз («одноглазый пират»), для того, чтобы изменить видение пространства. Кроме того, все это выгладит достаточно забавно.
Бег с флажками (развивает быстроту реакции, сочетание зрительной и моторной памяти).
Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с флажком соседа из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, имеет флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих — добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него свой флажок, вернуться на свое место.
Близкие знакомые (развивает способность к анализу различий зрительных образов, зрительную память).
Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу по росту. Двое, наблюдательность которых будет проверяться, выходят из строя и становятся спиной к остальным детям. Ведущий задает им различные вопросы:
Кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький?
Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке.■
Поскольку необходимо вызвать по очереди всех присутствующих, следует разнообразить вопросы:
Какого цвета глаза у самого высокого ученика; какого цвета волосы?
У кого и с кем одинаковая одежда?
У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета?
Барабан (развивает мышцы и связки голеностопных суставов, развивает чувство ритма и двигательную память).
Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.
Пишущая машинка (развивает внимание).
Каждому играющему присваивается буква алфавита Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают «печатать»: первая «буква» слова хлопает в ладоши, потом - вторая и тд. Когда слово будет «напечатано», все дети хлопают.
Игра с муравьем (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц ног).
На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. На вдохе с силой потянуть носки па себя, ноги напряженные, прямые. Задержав дыхание, оставить ноги в этом положении, прислушавшись, на каком пальце сидит муравей. На выдохе быстрым снятием напряжения в стопах сбросить муравья. Носки идут вниз и в стороны, ноги расслаблены, отдыхают. Повторить 2-3 раза.
Запомни движения (развивает зрительную и моторную память),
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим, Когда дети запомнят очередность упражнений, то повторяют их самостоятельно в обратном порядке.
Примеры движений:
Присесть, встать, поднять руки, опустить руки.
Отставить правую ногу вправо, приставить, отставить левую ногу влево, приставить
Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево.
Запомни свое место (развивает зрительную и моторную память).
Участники игры стоят в кругу' или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда зазвучит музыка или подан сигнал, дети разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.
Запомни свою позу (развивает зрительную, моторную память и воображение).
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания они должны вернуться на свои места и принять ту же позу.
Запретная цифра (развивает моторную и зрительную память и соотношение между ними).
Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например — «3», вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «один», следующий продолжает счет, и так до «трех». Вместо цифры «3» следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается. Сказавший число с цифрой «3» выбывает из игры.
Запрещенное движение (развивает моторную и зрительную память и соотношение между ними).
Учащиеся стоят и выполняют гимнастические упражнения, показываемые им учителем. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещенного»), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо «запрещенного» упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо «запрещенного» движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть.
Защитник (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности. волевые качества активности и инициативности).
Обозначается круг диаметром 2-3 метра. Играют 8-10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй («защитник») кладет ему одну руку на голову и, не убирая руки, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков — коснуться сидящего. Задача «защитника»: «осалить» нападающих, не отнимая руки от головы сидящего.' Если «защитник» выполнит свою задачу, «осаленный» занимает место сидящего, сидящий становится «защитником», а «защитник» присоединяется к остальным игрокам.
«Осаливание» не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.
Веретено (развивает координационные способности).Играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По команде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя как веретено. Затем вторые берут первых за талию й они оборачиваются вдвоем, затем втроем и т.д. Побеждает группа, участники которой обернутся быстрее.
Вернись на место (развивает координационные способности и двигательную память).Участники игры сидят на скамье или матах. На полу рисуется круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем все повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.
Верхом на мяче (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма),
Каждая команда состоит из трёх человек. По сигналу один участник, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на футбольный или баскетбольный мяч и, переступня, катит его к финишу, Для усложнении в процессе преодоления дистанции участники могут.’ но очереди сменять стоящего ни мяче, Команда, первая добравшаяся до финиша, побеждает,
волшебное слово (развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания),
Дети и. ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста», Если это слово не произносится, дети остаются неподвижными.
Вот так позы! (Развивает произвольный самоконтроль, интенсивность и устойчивость внимания, моторную и зрительную память.)
Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на детей, должен запомнить и воспроизвести их позы, когда все дети вернутся в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.
Вращай одновременно (развивает координационные способности). В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой «забивать гвоздь молотком», а правой - «гладить что-то утюгом».
Ухо-нос (развивает координационные способности). Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взяться правой рукой за левое ухо, левой рукой - за нос. Затем вновь хлопнув в ладоши, взяться левой рукой за правое ухо, а правой рукой - за нос. Повторяется несколько раз.
Скульптор (развивает образные представления и двигательную память).
Водящий изображает скульптора, а остальные участники игры - глину, «Скульптор» выводит одного из учащихся на середину зала и показывает ему, как тот должен встать, какое сделать лто, чтобы походить на изображаемую фигуру, например, злого волка, хит рую лису или трусливого зайца.
Сосед, подними руку! (Развивает способность к тормозным реакциям)
Игроки стоят (или сидят), образуют круг. Водящий идет по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, остается без движения, но его соседи должны поднять руки (сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая ближе к игроку между ними). Тот, кто ошибется, становится водящим. Проигравшим считается и тот, кто только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно против игрока, к которому он обращается. Выигрывает то г, кто ни разу не был водящим.
Четыре стихии (развивает память и образные представления).
Играющие сидят по кругу. Водящий (учитель или учащийся) договаривается с остальными, что, если он скажет «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» - вытянуть руки вперед, на слово «воздух» - поднять руки вверх, а на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Проигрывает тот, кто ошибется в выполнении упражнения.
Кулак-ладонь (развивает быстроту реакции, зрительно- моторную координацию).
Руки перед собой (выполняется в положении «сидя» или «стоя»). Левая кисть сжата в кулак пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в ладонь левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой.
Школа (развивает волевые качества активности и шищишшв- ности, формирует образные представления)
Учащиеся выбирают себе роль какого-либо животного (ист ганного зайчика, злого волка). «Животные» рассаживаются та партами. входит «учитель» (один из учащихся) и начинает урок, и Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью
Болото
Участники команды делятся на пары; один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокладывая «дорогу через белого». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.
Штанга (этюд на напряжение и расслабление мышц)
Ребемок «поднимает» тяжелую штангу, потом «бросает» ее и отдыхает.
Кто скорее намотает шнур? (Развивает координационные возможности.) Один конец шнура (шнуров может быть несколько) фиксируется, привязанный к дереву, шведской лестнице. К другому концу шнура привязана деревянная (пластмассовая) палочка. По сигналу дети начинают наматывать шнур на палочку движениями кисти.
Кто быстрее выполнит задание, тот выигрывает.
Кто скорее дойдет до середины? (Развивает координационные и скоростные возможности.)
Шнур длиной 4-5 м. На обоих концах деревянные или пластмассовые палочки. На середине шнура привязана ленточка. По сигналу два ребенка начинают сматывать шнур. Ко быстрее дойдет до середины, тот выигрывает.
Наездники
Группа делится на 2 команды. Каждая команда рассчитывается на «первый-второй». Первые номера - «лошади», вторые - «всадники», они садятся верхом на «лошадей». Игра ведется по баскетбольным правилам. Применяя все технические приемы, команды стараются забросить мяч в кольцо соперников. «Лошадкам» разрешается только передвигаться по площадке и вести мяч, «наездникам» - выполнять передачи и броски в кольцо. Далее - смена ролей. Необходимо подбирать пары, сходные по весу и росту.
Баскетбол гусят
Задача игроков - броском от головы попасть в шит противника. За попадание - одно очко. Игра ведется на баскетбольной площадке по правилам баскетбола. Ограничения - игрокам разрешается вести мяч, передавать, выполнять броски по щиту, передвигаться
по площадке только в положении приседа. При нарушении ограничений - свободный удар. Побеждает команда, набравшая большее количество очков за установленное время.
Сторожа
В игре участвуют две команды по 3 игрока, у каждого мяч. Игроки команд,, ведя мяч, защищают установленный на полу, за их спинами, флажок (кеглю). Задача игрока другой команды - не прекращая ведения. дотронуться свободной рукой до флажка, что приносит его команде очко.
Волейбол на четырех полях
Играют по обыкновенным правилам сначала с одним, затем с двумя мячами. Подача всегда диагонально, а затем мяч разыгрывается на любом из полей.
Волейбол по кругу
Игровая версия предполагает смену позиции игроком не только на своем поле, но и на поле соперника. Состав команд постоянно изменяется, и нет «постоянного» соперника. С позиции «3» игрок переходит на поле соперника на позицию «2».
Картонный баскетбол
Игроки команд становятся ногами в перевернутые картонные коробки из-под обуви своего размера. Вместо бега игрокам удобнее теперь передвигаться в полуприседе. скользя на коробках. Игра приобретает новую окраску, проходит спокойнее. Игру можно рассматривать как подводящую к формированию навыка правильного передвижения баскетболиста по площадке.
РюкзакболДва игрока из разных команд одевают рюкзаки, в которых стоят пластиковые ведра или урны для бумаги. Таким образом, образуются две подвижные баскетбольные корзины, в которые команды должны положить мяч. Бросать мяч в корзину не следует из-за опасности нанести травму игроку из команды соперника. Предусматривается правильная тактика перемещения команды по площадке и передачи мяча. Дети младшего возраста играют очень легким мячом.
Футбол сиамских близнецов
В двух командах дети образуют пары, становясь боком друг к другу и связывая «внутренние» ноги. Касаться мяча можно только «внешней» ногой. Играют без вратаря. Ворота - прислоненные к стене гимнастические маты.
Футбол с подвижными воротами
Два игрока из каждой команды изображают подвижные ворота. Они натягивают между собой 2-3-метровую цветную ленту, держа ее на уровне бедер. Передвигаясь по линии ворот, игроки стараются помешать противнику забить гол.
Внимание! Игра проводится только легкими мячами.
Футбол хаотичных мячей
Очень часто мячи преждевременно выходят из строя. Использовать такие мячи для обучения различным видам спорта нельзя. Однако есть возможность эмоционально разнообразить скучные типовые уроки. Камера от порванного мяча, как правиле, уже имеет неправильную форму (выпуклости, вздутия и т.д.); такой мяч при ударах непредсказуемо меняет траекторию полета, что вносит в игру повышенную эмоциональность, доставляет детям радость.
по площадке только в положении приседа. При нарушении ограничений - свободный удар. Побеждает команда, набравшая большее количество очков за установленное время.
Сторожа
В игре участвуют две команды по 3 игрока, у каждого мяч. Игроки команд, ведя мяч, защищают установленный на полу, за их спинами, Ж флажок (кеглю). Задача игрока другой команды - не прекращая ведения, дотронуться свободной рукой до флажка, что приносит его команде очко.Ж*
Волейбол на четырех полях
Играют по обыкновенным правилам сначала с одним, затем с двумя мячами. Подача всегда диагонально, а затем мяч разьпрывается на любом из полей.
Футбол хаотичных мячей
Очень часто мячи преждевременно выходят из строя. Использовать такие мячи для обучения различным видам спорта нельзя. Однако есть возможность эмоционально разнообразить скучные типовые уроки. Камера от порванного мяча, как правило», уже имеет неправильную форму (выпуклости, вздутия и т.д.); такой мяч при ударах непредсказуемо меняет траекторию полета, что вносит в игру повышенную эмоциональность, доставляет детям радость.
При проведении игры в старших классах имеются широкие возможности использования межпредметных связей с физикой.
Волейбол «50 очков»
Игра проводится по правилам волейбола, но с одним условием. Каждая успешная атака будет считаться так: прием мяча - 1 очко, передача на распасующего - 2 очка, нападающий удар—3 очка.
Таким образом, чтобы заработать 6 очков, команде необходимо разыгрывать мяч, а не отдавать его на поле соперника.
Игра подходит в большей мере для начальной стадии обучения тактике волейбола.
Волейбол шести касаний
На каждой половине площадки допускается минимально 3 касания, максимально - 6.
Волейбол с простынями
На нормально натянутой волейбольной сетке подвешиваются 4 простыни (или другой непрозрачный легкий материал). Можно их прикрепить бельевыми веревками. Во избежание травм прищепки не должны выступать над сеткой.
Внимание! Простыни не должны касаться пола (расстояние от пола 15-20 см), во избежание травм. Игроки не видят, что происходит на поле соперника, мяч появляется внезапно, что усиливает концентрацию внимания игроков и повышает эмоциональность игры. Для упрощения игры допускается одно касание мячом пола.
Локоть к локтю
Под музыку все произвольно передвигаются по залу. Музыка прекращается, руководитель игры называет одну часть тела, (например, локоть, подошва, лоб, ягодицы и т.д), а участники игры по парам должны «приклеиться» друг к другу. Кто последним нашел свою пару, при следующей остановке музыки называет следующую часть тела Игра продолжается, пока приносит радость участникам. При назывании «парных» частей тела можно приклеиваться ими двумя (например, коленями, ступнями, локтями и т.д.); варианты: «склеиться» по трое, четверо и тд. Подходит для всех возрастных групп, особенно для малышей при изучении названий частей тела.
Хип-Хэп, Tun-Ton
Игроки образуют круг. У каждого третьего в руках мяч. Мяч передается соседу с определенными словами.
«Хип» - передача мяча соседу слева в руки.
«Хэп» - передача мяча соседу слева отскоком от пола.
«Тип» - передача мяча соседу справа в руки.
«Тэп» - передача мяча соседу справа отскоком от пола
Начинать движение можно в любую сторону любым способом. Игра предполагает высокую концентрацию внимания и координацию движений. В большей мере подходит для основной и старшей школы.
Маятник
Два ученика становятся друг претив друга и держат своими животами перпендикулярно гимнастическую палку. Посередине палки на небольшом шнуре (25-30 см) подвешен легкий груз. Координируя свои движения, дети раскачивают груз, чтобы намотать веревку с ним на палку
Испытание газетой
Для проведения игры готовятся по 2 газетных листа на каждого участника. Играющие делятся на пары, берутся правой рукой за угол газетного листа и по команде начинают сминать его, используя лишь силу правой кисти. Выигрывает участник, который, опередив соперника, скомкает газету так, чтобы снаружи кулака не осталось газетных уголков. Далее все повторяется левой кистью.
Быстрее ветра
Развернутая газета, полученная каждым игроком, прикладывается к области живота Дети перемещаются по площадке, не давая газете упасть (встречный поток воздуха). Задача усложняется, если сложить газету вдвое и т.д. У кого осталась самая маленькая газета?
Выполни задание
Все учащиеся под музыку свободно перемещаются по площадке. Когда музыкальное сопровождение выключается, дети получают задание, которое они должны выполнить. При включении музыки дети снова начинают свободно двигаться по площадке.
Варианты заданий:
как можно быстрее прикоснуться к четырем углам площадки (зала);
как можно большему количеству играющих детей пожать руку;
как можно больше детей похвалить за что-нибудь.
Автогонки
Играют 2 человека и более.
Инвентарь. Два игрушечных автомобиля, шнур длиной 6-9 м, две деревянные палочки.
Ход игры. Автомобили привязывают к шнурам. Другой конец шнуров закрепляют на деревянных палочках.
Двое ребят держат в руках деревянные палочки. По команде они начинают наматывать на палочки шнур, подтягивая автомобили к себе.
Выигрывает тот, кто быстрее подтянет свою машину.
Чиж
Играют 2 человека.
Инвентарь. Чиж. Это короткая палочка с заостренными концами. Две биты.
Ход игры. 1-Га земле чертят кон (круг диаметром в I м). В центр его кладут «чиж» и определяют' поле, куда следует направлять его полет. Один из играющих («метальщик») ударяет битой по заостренному концу «чижа», стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или даже третьим ударом выбить подальше), 13 случае промаха, а также, если «чиж» ляжет слишком близко от кона (на расстояние меньше, чем длина биты), «метальщик» может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями.
Второй игрок старается поймать «чижа» на лету или задержать его битой и с того места, куда упадет «чиж», ударом биты забросить его обратно в кон. «Метальщик» препятствует от ому. стараясь отбить «чижа» и снова направить его в поле, Если «чиж» попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняет ся ролями.
Классы
Играют двое.
Инвентарь. Плоский камешек или деревянный (железный) кружок. Игровое поле (варианты).
Ход игры. Игрок бросает камень на поле Л® 1. На одной ноге он прыгает за ним, выбивает его с поля и на одной же ноге прыгает обратна. Затем бросает камень на второе поле, потом на третье и т. д.
Правша. 1. На запрещенное поле (отмеченное словом «перепрыгни», а также клетку № 13) нельзя бросать камень; это поле надо перепрыгивать. 2. Если камень попал на линию или на другое поле, игрок пропускает ход. 3. Если игрок доберется до «дома», он может встать на обе ноги.
Змейка
В руках играющего свернутая в клубок веревочка. Клубок разматывают, наступая на веревочку, которую укладывают «змейкой». Кто быстрее выполнит упражнение и не сойдет с веревочки на землю. тот становится победителем.
Лебедка
Двое игроков, стоя друг против друга, держат веревочку за концы на уровне пояса. Третий игрок держит веревочку посередине, чтобы она не свисала. Он же судья. По сигналу партнеры, поворачиваясь кругом, наматывают веревочку каждый на себя. Выигрывает тот, кто первым достигнет середины веревочки.
Жонглер
Играющий удерживает веревочку одной рукой посередине. Оба ее конца касаются пола. Резко, коротким движением руки он подбрасывает концы веревочки и потом ловит их обеими руками. Упражнение повторяют 8-10 раз.
Воробушек
Согнутую в коленном суставе ногу продевают в петлю веревочки. Веревочку перебрасывают через плечо и удерживаю^ руками на уровне груди. Прыгая на одной ноге, медленно отводят руки вперед. Выполняют по 15-20 прыжков на правой и левой ноге.
Возьми и передай
Двое, стоя лицом друг к другу, взявшись за концы веревочки и натянув ее, попеременно приседают. Один из играющих, приседая, берет небольшой предмет, находящийся за его спиной и, выпрямившись, передает его партнеру, тот, приседая, кладет его позади себя. Движения выполняют, пока все предметы (8-10) не будут перемещены с одного места на другое.
Перекаты
Один из играющих, лежа на спине, удерживает конец веревочки на поясе. Партнер сильно натягивает другой конец веревочки. По сигналу лежащий на полу выполняет перекаты в одном направлении, наматывая веревочку на себя. После 4-5 перекатов помощник, удерживая конец веревочки, перебегает на противоположную сторону от лежащего партнера, двигаясь назад, тянет веревочку к себе, тем самым помогая товарищу выполнить переката в обратном направлении. Затем партнеры меняются ролями. Выигрывает пара, первой закончившая выполнение перекатов.
Не по пути
Двое играющих стоят спиной друг к другу, связанную концами веревочку набрасывают себе сзади на шею и пропускают под руками. По сигналу надо перетянуть партнера на свою сторон}'. Тот. кто дойдет до линии, находящейся перед каждым играющим в 2-3 м от него, становится победителем.
Лебедь, рак и щука
Перетягивание веревочки в разные стороны. Несколько веревочек связывают посередине таким образом, чтобы образовалось столько концов, сколько человек участвует в игре. Побеждает игрок, перетянувший веревочку в свою сторону на 1,5 -2 м.
Карусель
Удерживаясь за концы веревочки, играющие передвигаются ло кругу различными способами, стараясь перетянуть соперника в свою сторону.
Составление букв алфавита (эстафета).
Две команды строятся в колонну по одному. По сигналу играющие поочередно, пробежав 15-20 м, составляют из веревочки буквы (в алфавитном порядке). Выигрывает команда, которая «каллиграфичнее» и быстрее других выполнит задание.
Удочка
Дети становятся в круг. В центре круга — водящий. Он перемещает по кругу на высоте 20-30 см от земли веревочку (перекладывая ее из одной руки в другую, чтобы самому не вращаться). Дети подпрыгивают, чтобы не задеть веревочку ногами. Игрок, которого коснется веревочка, выбывает из игрьь Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется один игрок. Он становится водящим.
Лассо
Нужно перебросить сложенную кольцами веревочку через ветку дерева, расположенную на высоте 3-4 м. После 5-6 попыток одной рукой движение повторяют другой. Выигрывает тот, кто перебросит веревочку через ветку большее количество раз.
До-До-До
Ученики располагаются т волейбольной площадке по 6-8 чело век в команде. Один ш игроков нападающей команд- вбегает на сторону соперника. Его задача: «осалить» как можно больше игроков команды соперника, но при этом игрок на одном выдохе должен громко и непрерывно произносить звуки «до-до-до-до....»
Пока игрок произносит эти звуки, он должен успел» вернуться на свою половину. Если ему это удается, «осаленные» дети выходят из игры, но, если игрок замолчал на поле соперника или сделал новый вдох, он сам покидает поле.
После того, как все игроки команды соперника «осалены» или все игроки нападаюшей команды были на противоположном поле, команды меняются ролями.
Методические указания;
учитель должен четко слышать, как произносится «до-до-до…»
маленьким детям очень сложно регулировать свое дыхание, они не замечают, когда заканчивается выдох, и не успевают вернуться на свою половину, тем самым выбывая ш игры и разочаровываясь. В данном случае следует уменьшить размеры площадки; перед игрой дать возможность опробовать свои возможности, т.к. в игре очень большая анаэробная нагрузка, необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы ученики перед «забегом» не производили гипервентиляции легких, побольше «заправляясь» кислородом.
Особые сложности вызывает проблема воспитания у младших школьников выносливости. Дети не хотят пробегать длинные дистанции в медленном темпе. Для них это занятие представляется скучным и неинтересным. Придать эмоциональность и игровую окраску длительному бегу помогут следующие игры.
Игры, направленные на воспитание выносливости
Верно-неверно
Дети бегут в парах. Один из учеников должен рассказать небольшую историю, а другой угадать, правда это или нет. Ученику, рассказавшему историю, желательно держать в кулаке одну из шашечных фишек (белая - правда, черная - неправда). Далее дети меняются ролями.
Бег «Отгадай время»
Дети в зависимости от величины класса разбиваются на группы (по 5-7 человек). Учитель дает задание: бежать 1 мин (0,5; 1,5; 2; 3; 4 мин и т.д.); каждая из групп должна остановиться, когда, по их мнению, прошло названое время. Для временной ориентации желательно музыкальное сопровождение. Сделав 4-5 забегов, можно достичь общего времени бега до 7-10 мин.
Бег по возрасту
Каждому ученику дается задание бежать столько минут (кругов), сколько ему лет. Темп бега не обязательно высокий, главное - бежать без остановок.
Нарисуй себя
Дети получают маленькую картонку и фломастеры. После 3 мин. бега (1 круг) детям разрешается нарисовать одну из частей тела — голову, шею, туловище, руки и т.д. У кого получится лучший рисунок? Вариант: на большом листе ватмана учитель рисует человека, а дети должны ему в этом помочь во время бега.
Почувствуй себя
Во время бега дети должны обратить внимание на свои ощущения и следить за тем, что меняется в их. состоянии. Как бьется мое сердце? Каков мой пульс? Как я могу измерить пульс? Что меняется в моем дыхании? Когда восстанавливается после бега мое дыхание, пульс? Потею ли я, и почему? Хорошо ли это? Как я чувствую себя, если потею? Какую одежду и обувь лучше одевать для бега?
Салки с тенью
Играют по принципу обыкновенных «салок», только «осадить» надо не игрока, а его тень. Разумеется, играют на улице в солнечную погоду.
Эстафета математиков
Класс делится на 3-4 команды. Каждая команда получает название, связанное с математикой («плюсики», «минусики», «кружочки», «квадратики» и т.д.).
На расстоянии 15-20 м на полу обратной стороной вверх в большом количестве лежат «фанты» с математическим знаками. Задача каждого участника: добежать, найти свой знак и вернуться для передачи эстафеты.
Неожиданное упражнение
На полу лежат перевернутые обратной стороной вверх карточки-задания с ОРУ. Под музыку дети бегают по залу между карточек, стараясь на них не наступать. При остановке музыки каждый ребенок берет карточку-задание, выполняет ОРУ и кладет карточку обратной стороной вверх на пол. Включается музыка, и дети продолжают движение.
Желательно использовать карточки-задания разнообразной формы (круг, квадрат, овал, форма сердца и др.). Подбор ОРУ в карточках должен соответствовать задачам урока (развитие физических качеств, координирующие упражнения на осанку, теоретические вопросы и т.д.).
Игры оздоровительной направленности
Флюгер
На площадке устанавливают 4 кегли, обозначающие стороны света. Игрок встает в центре. Для каждой стороны обусловливают свое действие: север - руки за голову, восток - руки на пояс, юг - руки в стороны, запад - руки к плечам, ладони вперед. Водящий - взрослый. Игрок вместе с водящим говорит: «Флюгер строится у нас, повращаемся сейчас. Ветер справа, ветер слева - флюгер вертится умело». Затем водящий называет сторону света, например, юг. Игрок выполняет поворот в сторону кегли, обозначающей юг, и разводит руки в стороны.
Методические указания. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Родители объясняют условия игры, показывают, как делать повороты, какие делать движения руками, следят за тем, чтобы дети правильно принимали положение рациональной осанки. Повороты должны выполняться четко, под счет. Выполнив поворот, ребенок принимает обусловленное положение с правильной осанкой: голова - прямо, плечи разведены, живот подтянут. Темп - сначала медленный, затем средний. Продолжительность - 3-5 мин. Игру повторяют 2-3 раза. В интервалах между повторениями отмечают ошибки, поощряют правильное выполнение. Поворот выполняют в положении основной стойки. Ребенок должен научиться принимать правильную осанку и ориентироваться в сторонах света
Не урони мешочек
Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними 4-5 м. У стартовой линии выстраиваются две колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному палками или скакалками, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора 30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и правильнее.
Методические указания. Игру проводят с группой ребят. Дети проходят по коридору разными способами, например, на носках, поставив руки на пояс, выпрямив колени; поставив руки на пояс с локтями, отведенными назад; в полуприседе с прямой спиной, держа руки на поясе. Находясь в колоннах, игроки начинают движение со старта после того, как впереди стоящие достигнут финиша. Мешочки с песком укладывают на теменную область. Выполняя движение, не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, выстроившись на линии старта в шеренгу, тогда выигрывает не команда, а игКот и мыши
Водящий - взрослый. Он предлагает детям построиться в круг. После того, как названы «мышка» и «кот», начинается игра. Взрослый говорит: «Становитесь в хоровод. Оля (Света...) - «мышка», Саша (Юра...) - «кот». Будем дружно мы играть, «коту» «мышку» не догнать».
После речитатива «мышка» убегает, а «кот» ловит ее. «Мышка» выбегает из круга и вбегает в него через «ворота» (между играющими). «Кот» пытается догнать «мышку» проскочив через «ворота», но игроки закрывают их, приседая и ставя руки на пояс или заводя их за голову. Спастись от погони мышка может, заменив кого-нибудь из образующих круг. Для этого она слегка ударяет любого игрока по плечу, тот убегает, а «мышка» занимает его место. По окончании игры отмечают самого ловкого «кота» и самую быструю «мышку».
Методические указания. Игра групповая. Продолжительность -
10 мин. 3 повторения. Через 5 мин. «кота» меняют. Можно усложнить игру, выбрав двух «мышек» и двух «котов». Надо следить, чтобы не было столкновений. Выполняя приседания, дети должны
держать спину прямой, вперед не наклоняться, колени чуть раздвинуть в стороны, сохранять устойчивое положение.
Салки с упражнениями на осанку
Выбирают водящего — «салку». Задача «салки»: «запятнать» как можно больше игроков. «Пятнать» можно только тех игроков, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: гнаться будто бы за одним, а мимоходом, изловчившись, «осаливать» другого. «Осаленные» игроки выбывают из игры
Методические указания. Игра групповая. Родители сообщают детям условия игры, разучивают с ними упражнения на осанку, следят за соблюдением условий игры. Продолжительность - 5-10 мин., 2-3 повторения, с заменой водящего другим игроком. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не попавшихся «салке». По желанию роль водящего может выполнить родитель.
Упражнения на осанку:
Основная стойка.
Руки к плечам, ладони вперед.
Полуприсед, руки за голову, локти назад
Результаты работы над проектом:
Повысился интерес к социально-ориентиронным играм у детей.
Улучшились взаимоотношения между родителями и детьми.
Изменились установки ценностей.
Повысилась активность родителей: они участвуют в праздниках и развлечениях,
Работа над проектом способствует:
Созданию положительной эмоциональной среды общения между
детьми,
Активизации знаний и навыков общения
Повышению психолого-педагогической культуры;
Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям. Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:
- контролировать свое поведение;
- договариваться в процессе игры;
- выполнять простые правила;
- устанавливать контакты;
- поддерживать разговор;
- сотрудничать с взрослыми.
Литература:
Казаков Я.В. Подвижные игры- новый взгляд изд Смоленск, 2004г. И выражаю огромную благодарность Ярославу Викторовичу за уникальное издание данной методической разработки, которая очень помогает мне в работе.
Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. -131 с.
Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.