Программа дополнительного образования Грамотей


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Евстратовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от2015г. №
Директор школы:О.А.Брюханова
Введено приказом №
от2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Классы Количество часов
В неделю
В год
5 класс 1 35
Составитель: Гудушаури С..А. учитель русского языка и литературы
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от2013
Руководитель МОЕ.И.Зубарева
подписьН.А.Варава
2015-2016 уч.
с. ЕвстратовкаПояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Именно поэтому   главная задача внеклассной работы -   привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к языку;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5 класса. Занятия проводятся из расчёта 35 часов в год.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к родному языку, способность к сценической деятельности.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:
работа в группах,
дискуссии,
беседы,
викторины,
конкурсы.
Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Методы:
слово учителя,
игра,
беседа,
самостоятельная работа учащихся.
Эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации работы в кружке:
беседа,
конкурсы,
викторины,
познавательно-развлекательные игры
Ожидаемый результат:
рост познавательной и творческой активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Учебно-тематический план

№ п/пСодержание Дата проведения Примечание
1 « Знаешь ли ты свой язык?» 2-3 Звук и буква. 4-5 Можно ли писать без букв? 6-7 Буквы понятные, потерянные, редкие. 8 Увлекательное около нас. 9 Бывают ли у слов родственники? 10 Можно ли сломать язык. 11 Сказал то же, да не одно и тоже. 12 « Тёзки наоборот». 13-14 О словах разных, одинаковых, но разных. 15-
16-17 Конкурс рисунков « Великий и могучий русский язык»
Композиция « И до чего это чудесны наши русские слова!» 18 Викторина о языке. 19 Биографию имеют не только люди, но и слова. 20-21 « Ты и твоё имя» 22. Сто русских фамилий. 23 «Хорошо ли вы знаете цветообозначения?» 24-25 «Что означают названия месяцев?»
« Что обозначают названия дней недели?» 26 « О чём рассказывают названия улиц населённого пункта? 27-28 Лингвистический аукцион. 29-30 Не в бровь, а в глаз. 31-32 « Ты, всезнайка, разгадай-ка!». 33-34 Конкурс весёлых и находчивых « Грамотей» 35 Итоговое занятие
Содержание образовательной программы
1.« Знаешь ли ты свой язык?» (1час)
Поговорим о языке
2.Звук и буква. (2 часа)
Конкурс весёлых языкознаек « Звуки и буквы»
3.Можно ли писать без букв? (2 часа)
Знакомство с некоторыми видами письма.
4.Буквы понятные, потерянные, редкие. (2 часа)
Игры «Загадочный папирус», «Словесные раскопки».
5. Увлекательное около нас. (1 час)
Инсценировка « Как ожили названия городов, рек и озёр».
6. Бывают ли у слов родственники? (1 час)
Практическая работа. Игра « Родственники».
7. Можно ли сломать язык. (1 час)
Работа со словарём С.Ожегова.
8. Сказал то же, да не одно и тоже. (1 час)
Игра « Лексическое лото».
9. « Тёзки наоборот». (1 час)
Занимательный кроссворд.
10. О словах разных, одинаковых, но разных. (2 часа)
Слова-близнецы.
11. Конкурс рисунков « Великий и могучий русский язык» (3 часа)
Композиция « И до чего это чудесны наши русские слова!»
12. Викторина о языке. (1 час)
13. Биографию имеют не только люди, но и слова.(1 час)
Из истории происхождения слов.
14. « Ты и твоё имя» (2 часа)
« Что в имени моём?» Викторина.
15. Сто русских фамилий. (1 час)
Происхождение фамилий. Моя фамилия.
16. «Хорошо ли вы знаете цветообозначения?» (1 час)
Звукопись.
17. «Что означают названия месяцев?»
« Что обозначают названия дней недели?» (2 часа)
Этимология слов.
18. « О чём рассказывают названия улиц населённого пункта?» (1 час)
Экскурсия.
19. Лингвистический аукцион. (2 часа)
Игра.
20. Не в бровь, а в глаз. (2 часа)
Практическая работа.
21. « Ты, всезнайка, разгадай-ка!». (2 часа)
Игра.
22. Конкурс весёлых и находчивых « Грамотей» (2 часа)
Игра.
23.Итоговое занятие (1 час)
Обобщение знаний.
Список литературы
Литература для учащихся
Лингвистические словари.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.
Литература для педагога
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. -М., 1985.
Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голованова, И.А. Василевская. - М., 1983.
Панов Б. Т. Школьный граматико-орфографический словарь русского языка / Б.Т. Панов, А.В. Текучев. - М., 1985.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М,1987.
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, СЕ. Крючков. -М., 1981.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М., 1996.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М., 1989.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.imena.org Имена.org – популярно об именах и фамилиях
http://slova.ndo.ru Крылатые слова и выражения
http://www.rusword.org Мир слова русского
http://www.lrc-lib.ruРукописные памятники Древней Руси
http://www.rusfam.ru/Словарь русских фамилий
http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка
http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка
http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Знаете слово?
http://www.rusword.com.ua Русское слово