Программа дополнительного образования Грамотей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 60»
Утверждено
приказом директора № _____
от «___» ____________2016года
_________________
МБОУ «Школа № 60»
Андреевым В.В.
________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол № __________
от «___»__________2016
Председатель
Педагогического совета
Андреевым В.В.
_______________



Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Грамотей»
Для детей 7-8 лет
Срок реализации 1 год














Рязань 2016
Пояснительная записка
Дополнительно-образовательная программа «Грамотей» социально-педагогической направленности.
Программа предполагает использование на занятиях разнообразных игр и упражнений, которые имеют многофункциональный характер: знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, логические задачи, рифмованные зачины и упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала.
Знакомство с буквами происходит в таком порядке, чтобы облегчить процесс обучения чтению детей младшего школьного возраста.
Большинство занятий построено в форме определенного сюжета. Проведение занятий в такой форме позволяет не только сформировать положительную мотивацию детей к обучению, создать благоприятный эмоциональный настрой, но и реализовать принцип игровой организации обучения. Вместе с практическими действиями, нацеленными на получение определенного внешнего результата, развиваются и процессы внутренние: восприятие и мышление, воображение и память, монологическая и диалогическая речь, формируется собственная творческая активность ребенка. Происходит развитие коммуникативных способностей, культуры речи.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков и социальный запрос современного общества. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок, пришедший в школу, был готов к получению и успешному усвоению знаний, умений и навыков. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации в школе и дальнейшие успехи в учебе. Основанием для создания программы «Грамотей» стало проведение мониторинга среди родителей, будущих первоклассников и учеников первых и вторых классов. В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные услуги социально-педагогической направленности (обучение чтению) достаточно высок.
В настоящее время на более раннее овладение чтением наиболее актуален, к первокласснику предъявляют высокие требования, поверяют его умение читать, запоминать прочитанное и т.п. Соответствие данным требованиям может быть достигнуто с помощью специально организованной дополнительной педагогической деятельности.
Новизна программы «Грамотей» заключается в специальном подборе методических приемов и методов, составлении подборки дидактических игр и упражнений, направленных на обучение чтению детей с неродным русским языком на основе возрастных особенностей психического развития детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность. Раннее овладение приемами чтения, обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние, при адаптации к школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению, даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.
Цель: обучение детей младшего школьного возраста с неродным русским языком сознательному, правильному чтению, в условиях неродного русского языка. Создание условий для осознанного чтения, а также основы для освоения русского языка в полной мере.
Задачи:
Обучающие
Знакомство с буквами (звуками), их акустическая и оптическая дифференциация, знакомство с характерными особенностями букв (звуков);
Обучение чтению по слогам с переходом к чтению целыми словами;
Дальнейшее формирование навыков чтения предложениями.
Формирование осознанного чтения.
Формировать навык использования самостоятельного чтения для получения информации.
Развивающие
Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, двигательной);
Развитие мышления;
Развитие навыка использования прочитанных предложений в качестве эталонов построения собственной речи.
Воспитательные
Формировать интерес к чтению;
Отличительные особенности программы «Грамотей» заключаются в том, что дети осваивают чтение, не имея прочной языковой базы по русскому языку. В программе соблюдается преемственность с опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Условия набора детей. Набор детей в группы производится по желанию родителей и законных представителей детей на договорной основе.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год, 64 академических часа.
Форма организации занятия: групповая



Режим занятий:
возраст
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Продолжительность занятия

7-8 лет
2
8
Академический час

Ожидаемые результаты:
В результате обучения чтению ребенок должен:
знать гласные и согласные буквы, уметь их дифференцировать;
различать твердые и мягкие согласные, давать полную характеристику согласных звуков;
читать и понимать смысл прочитанного текста;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты;
называть знаки препинания: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, а также уметь ставить ударение в словах;
писать буквы, слова, предложения.
Способы определения результатов: диагностика

Учебно - тематический план


Наименование разделов и тем
Общее количество часов
Теоретические
Практические



Диагностика
1




Определение уровня подготовки детей
1

1

1
Вводное занятие
2
2


1.1
Наша речь. Предложение.
Слово.
1
1


1.2
Слово. Слог. Звук.
1
1


2
Звуки, буквы
18
1
16

2.1



Знакомство со звуками и буквами. Определение акустических характеристик.


7

2.2
Знакомство с оптическими особенностями буквы.


7

2.3
Дифференцирование звуков, букв среди других.


3

3
Чтение
33
1
32

3.1
Чтение слогов


4

3.2
Чтение слоговых таблиц, слов.


7

3.3
Преобразование букв, слогов в слова (деформированные слова). Работа со словом.


5

3.4
Чтение предложений.


9

3.5
Чтение текстов и пересказ прочитанного текста ребенком.


7

4
Формирование графомоторных навыков
10
1
9

4.1
Написание букв, их элементов.


6


Печатание слов


3


Содержание изучаемого курса на учебный год

Неделя
Кол-во
занятий
Тема
Цели, задачи

сентябрь

Неделя 1

Обследование уровня подготовки учащихся


Занятие №1

Введение.
Наша речь. Предложение.
Слово.
Познакомить с понятием: речь, язык,предложение, слово.


Неделя 2

Занятие №2
Слово. Слог. Звук.
Знакомство с понятием слово, слог, звук.


Занятие №3
Звук и буква А
Знакомство со звуком и буквой А
Определение акустических характеристик звука.
Прописывание буквы. Уточнение ее оптического образа.

Неделя 3


Занятие № 4
Звуки и буквы У
Знакомство со звуком и буквой У
Определение акустических характеристик звука.
Прописывание буквы. Уточнение ее оптического образа.


Занятие № 5
Звуки и буквы А-У
Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка
Определение первого звука в слове.
Дифференциация звуков, уточнение их акустических характеристик.
Чтение букв.
Печатание букв.

Неделя 4


Занятие № 6
Звуки и буквы И
Знакомство со звуком и буквой И
Определение акустических характеристик звука.
Прописывание буквы. Уточнение ее оптического образа.
Чтение слоговой таблицы.


Занятие № 7
Звуки и буквы И,А,У
Дифференциация акустических характеристик звуков.
Дифференциация звуков в словах.
Уточнение их оптического образа.
Чтение слоговых таблиц.
Печатание букв.

Октябрь

Неделя 1

Занятие № 8
Работа над словом
Знакомство с понятием: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы: кто? Что?


Занятие № 9
Звук и буква М
Знакомство со звуком и буквой М
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов с буквой М.
Печатание буквы.

Неделя 2

Занятие № 10
Звук и буква О
Знакомство со звуком и буквой О
Определение акустических характеристик звука.
Прописывание буквы. Уточнение ее оптического образа.
Чтение слоговой таблицы.


Занятие № 11
Работа над словом
Знакомство с понятием: слова, обозначающие действие предмета, и отвечающие на вопрос: что делает?

Неделя 3

Занятие №12
Звук и буква Х
Знакомство со звуком и буквой Х
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Х
Печатание буквы, слогов, слов. Дифференциация звука в словах.
Придумывание слов с заданным звуком.
Чтение слоговой таблицы.
Печатание буквы, слогов, слов


Занятие №13
Работа над словом
Уточнение и закрепление понятий: существительное – часть речи, отвечающая на вопросы: кто? Что?; глагол – часть речи, отвечающая на вопрос: что делать?
Дифференцирование глаголов и существительных.

Неделя 4

Занятие №14
Звук и буква Ы
Знакомство со звуком и буквой Ы
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ы
Печатание буквы, слогов, слов.
Чтение слогов, слов.
Преобразование слогов и слов.
Уточнение оптических особенностей буквы.
Печатание слогов, слов.


Занятие №15
Работа с предложением
Уточнение понятия «предложение»
Составление простого двусоставного нераспростронённого предложения.
Большая буква в начале предложения.
Согласование глагола с именем существительным в числе, роде.

ноябрь

Неделя 2
Занятие № 16

Звуки и буквы Н
Знакомство со звуком и буквой Н
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Н
Печатание буквы, слогов, слов.


Занятие № 17

Звук и буква М -Н
Дифференциация акустических характеристик звуков.
Дифференциация звуков в словах.
Уточнение их оптического образа.
Преобразование слогов и слов.
Чтение слоговых таблиц.
Печатание букв, слогов, слов.

Неделя 3

Занятие №18
Звук и буква С
Составление предложений по сюжетной картине.

Знакомство со звуком и буквой С
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой С
Печатание буквы, слогов, слов.
Упражнение в составлении предложений с опорой на графическую схему.

Неделя 3

Занятие № 19

Звук и буква П
Знакомство со звуком и буквой П
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой П.
Печатание буквы, слогов, слов.
Чтение слогов, слов, предложений.
Преобразование слогов и слов.
Уточнение оптических особенностей буквы.

Неделя 4

Занятие №20

Звук и буква К
Знакомство со звуком и буквой К
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, слоговых таблиц.
Печатание буквы, слогов, слов. Чтение слогов, слов, предложений.
Преобразование слогов и слов.
Уточнение оптических особенностей буквы.


Занятие №21

Слова, обозначающие признаки предметов.
Знакомство с понятием «прилагательное». Вопросы: какой? Какая? Какое? Упражнение в дифференцировании прилагательного от других частей речи.

декабрь

Неделя 1

Занятие №22

Распространение простого двусоставного предложения определением.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Неделя 1

Занятие №23
Звук и буква Т

Знакомство со звуком и буквой Т
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Т
Печатание буквы, слогов, слов. Чтение слов, предложений.
Печатание слогов, слов, предложений.
Определение места звука в слове.
Придумывание слов с заданными звуками, буквами.

Неделя 2

Занятие №24
Звук и буква Р


Знакомство со звуком и буквой Р
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Р
Акустическая дифференциация звуков.
Работа с кроссвордами и ребусами.


Занятие №25
Работа с предлогами «с», «со»


Раздельное написание предлогов.
Упражнение в составлении предложений с предлогами «с», «со». Вопрос С КЕМ?

Неделя 3

Занятие №26
Звук и буква Ш.
Знакомство со звуком и буквой Ш
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Ш
Придумывание слов со звуком Ш
Знакомство с правилом ШИ.
Чтение слов этим слогом.
Чтение простых предложений.
Печатание, письмо слов и предложений.


Занятие №27
Звуки и буквы С-Ш
Акустическая дифференциация звуков.
Преобразование слогов и слов.
Закрепление умения дифференцировать звуки на материале скороговорки.
Уточнение оптического образа букв.
Чтение слов, словосочетаний.
Чтение предложений.
Придумывание слов с заданными буквами.
Печатание, письмо слов и предложений.

Неделя 4

Занятие №28
Работа с предлогами «в», «на»



Знакомство с понятием «предлог».
Раздельное написание предлогов.
Упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на». Вопрос КУДА?


Занятие №29
Звук и буква Л
Знакомство с буквой Л
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов, слов, предложений с буквой Л
Печатание, письмо буквы, слов.
Работа с разрезной азбукой.

Январь

Неделя 2

Занятие №30
Звуки и буквы Р-Л



Акустическая дифференциация звуков.
Преобразование слогов и слов.
Закрепление умения дифференцировать звуки на материале скороговорки.
Уточнение оптического образа букв.
Чтение предложений.


Занятие №31
Работа с предлогами «к», «от»



Раздельное написание предлогов.
Упражнение в составлении предложений с предлогами «к», «от». Вопрос КУДА? ОТКУДА? ОТ ЧЕГО? К ЧЕМУ?

Неделя 3

Занятие №32
Звук и буква Б



Знакомство со звуком и буквой Б.
Определение акустических характеристик звука.
Дифференцирование звука среди других.
Определение количества звуков в слогах и словах.
Чтение слогов и слов с буквой Б.
Печатание буквы, слогов.
Выкладывание слов из разрезной азбуки.


Занятие №33
Звуки и буквы Б-П

Дифференцирование звуков и букв Б – П.
Чтение слогов, слов с буквами Б, П.
Печатание, письмо слов с буквами Б, П.
Составление предложений из заданных слов.
Формирование умения преобразовывать слова путем замены одной буквы, перестановки слогов.

Неделя 4

Занятие №34
Звук и буква З
Знакомство со звуком и буквой З.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой З.
Печатание буквы, слогов, слов.
Придумывание слов с заданным звуком.


Занятие №35
Звук и буква В

Знакомство со звуком и буквой В
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой В.
Печатание буквы, слогов, слов.
Разгадывание кроссворда.

февраль

Неделя 1

Занятие №36
Звук и буква Д


Знакомство со звуком и буквой Д.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Д.
Печатание буквы, слогов, слов.


Занятие №37
Звуки и буквы Д-Т

Дифференцирование звуков и букв Д-Т.
Закрепление оптических признаков букв.
Чтение слоговых таблиц, слов с буквами Д, Т

Неделя 2

Занятие №38
Звук и буква Г


Знакомство со звуком и буквой Г.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Г.


2 Занятие №39
Звуки и буквы К-Г

Дифференцирование звуков и букв Г-К.
Закрепление оптических особенностей букв.
Чтение слоговых таблиц, слов.
Чтение предложений и упражнение в составлении вопросов к прочитанному.
Печатание слов с заданной буквой.

Неделя 3

Занятие №40
Звук и буква Ж
Знакомство со звуком и буквой Ж.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ж.
Печатание буквы, слогов, слов.
Знакомство с правилом: ЖИ, как и ШИ пишется с буквой И.
Упражнение в образовании родственных слов к словам: МОРЖ, УЖ.


Занятие №41
Звуки и буквы Ж-Ш


Дифференциация звуков Ж-Ш.
Чтение слоговых таблиц, слов, предложений.
Печатание слов с буквами Ж, Ш.

Неделя 4

Занятие №42
Звук и буква Э


Знакомство со звуком и буквой Э.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой, предложений Э.
Печатание буквы, слогов, слов.


Занятие №43
Звук и буква Й


Знакомство со звуком и буквой Й.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Й.
Печатание буквы, слогов, слов.

Март

Неделя 1

Занятие №44
йотированные гласные
Буква Е

Знакомство со звуком и буквой Е.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Е.
Печатание буквы, слогов, слов.


Занятие №45
йотированные гласные
Буква Я

Знакомство со звуком и буквой Я.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Я.
Печатание буквы, слогов, слов.

Неделя 2

Занятие №46
йотированные гласные

Буква Ё

Знакомство со звуком и буквой Ё.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ё.
Печатание буквы, слогов, слов.


Занятие №47
Звук и буква Ё

Д/и «Наоборот»
Д/и «У кого кто?» (названия детёнышей животных)
Упражнение в изменении предложений по образцу.
Чтение чистоговорки «Ёжик».
Упражнение в составлении предложений по картинке.

Неделя 3

Занятие №48
Звук и буква Ю

Знакомство со звуком и буквой Ю.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Ю.
Печатание буквы, слогов, слов.
Придумывание слов со звуком Ю.

Неделя 3

Занятие №49
Звук и буква Ц


Знакомство со звуком и буквой Ц.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ц.
Печатание буквы, слогов, слов.
Чтение рассказа. Упражнение в составлении вопросов по прочитанному. Упражнение в пересказе прочитанного.

апрель

Неделя 1

Занятие №50
Звуки и буквы С-Ц

Дифференциация звуков и букв С-Ц.
Чтение слоговых таблиц, слов.
Печатание слогов с заменой гласных А на У, О на Ы.



Занятие №51
Звук и буква Ф

Знакомство со звуком и буквой Ф.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов, предложений с буквой Ф.
Печатание буквы, слогов, слов
Дифференциация букв и звуков В-Ф.
Чтение слогов, слов.
Печатание слов с буквами В, Ф.

Неделя 2

Занятие №52
Звук и буква Ч
Знакомство со звуком и буквой Ч.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Выкладывание слов из разрезной азбуки.
Чтение слогов и слов с буквой Ч.
Печатание буквы, слогов, слов.
Чтение чистоговорки «Чайка»

Неделя 2

Занятие №53
Звук и буква Ь
Знакомство с буквой Ь.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ь.
Печатание буквы, слогов, слов.
Д/и «Наоборот»

Неделя 3

Занятие №54
Звук и буква Ь
Чтение рассказа «Снегирь» с последующим пересказом.
Упражнение в составлении предложений с заданными словами, определение количества слов в предложении.


Занятие №55
Звук и буква Щ
Знакомство со звуком и буквой Щ.
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Щ.

Неделя 4

Занятие №56
Звук и буква Щ
Печатание буквы, слогов, слов.
Д/и «Кто это?» (образование названия людей по профессии).
Преобразование слов по образцу (сила-силища, пугаю-пугающий, стою-стоящая и т.п)
Чтение отрывка из стихотворения А.Л.Барто «Щенок».


Занятие №57
Звук и буква Ъ
Знакомство с буквой Ъ.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой Ъ.
Печатание буквы, слов.

май

Неделя 1

Занятие №58
Пересказ описательного характера с опорой на картинку.
Упражнение в составлении пересказа прочитанного текста с опорой на картинку (графическую схему)


Занятие №59
Последовательный пересказ с опорой на серию картин.
Упражнение в составлении пересказа прочитанного текста с опорой на серию картин (графическую схему)

Неделя 2

Занятие №60
Последовательный пересказ «Кот Васька»
Упражнение в составлении пересказа прочитанного текста с опорой на графическую схему


Занятие №61
Выборочный пересказ «Слон озорник»
Упражнение в составлении пересказа прочитанного текста с опорой картинно-графический план.

Неделя 3

Занятие №62
Повторение
Закрепление полученных ранее навыков, умений.


Занятие №63
Повторение
Закрепление полученных ранее навыков, умений.

Неделя 4

Занятие №64
Повторение
Закрепление полученных ранее навыков, умений.


Методическое обеспечение образовательной программы «Грамотей»: методические пособия для педагога, дидактические игры («Наоборот», «Добавь букву», «Найди спрятанную букву», «Собери мозаику из букв», «Составь рассыпанное слово», «Скажи правильно», «Путаница» (слоги, слова), «Найди слово», «Построй теремок», «Прятки с буквами», «Помоги сказочному герою», «Найди спрятанную букву», кроссворды, ребусы и т.п. Подборка дидактических упражнений: «Узнай букву», «Пазлы» (из букв), «Допиши букву», «Исправь неправильную букву», «Придумай слово на заданную букву», «Найди похожую букву», «Сколько частей у буквы», «Запомни и запиши» (выложи из предметов, нарисуй) и т.п.
Основные формы работы с воспитанниками: игры со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры и упражнения со словами. Игры включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Занятия составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, скороговорки, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Техническое обеспечение занятий: магнитофон, аудио записи, проектор, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Материальное обеспечение занятий: логопедический кабинет, столы и стулья по количеству детей, экран, интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, индивидуальные пособия для каждого ребёнка, карандаши цветные, рабочие тетради, разрезная азбука.
Форма подведения итогов: открытое занятие для родителей

Список литературы
Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2007.- 192с. (Логопед в школе)
Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетради 1,2,3,4. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным звукопроизношением. 2-е изд., испр.- М.: Издательство Гном, 2015. - 48 с.
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: Владос, 2000. 317 с.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 403 с.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 98 с.
Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
Колесникова Е.В.Диагностика готовности к чтению и письму. Рабочая тетрадь.-.Издательство Ювента.2013.-. 32
Мухина В.С. Детская психология. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. 316 с.
Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























сентябрь

неделя

Формирование фонетико-фонематического восприятия
Лексическая тема
Лексико-грамматический строй речи
Грамота

1
1
обследование


2
1



Введение.
Наша речь. Предложение.
Слово.


1



Слово. Слог. Звук.

3
1
Звуки, буквы
У
А
Осень. Периоды осени. Осенние месяцы.
Формирование номинативного
словаря (словаря существительных) по теме. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
Знакомство со звуками и буквами А, У
Определение акустических характеристик звуков.
Прописывание букв. Уточнение их оптического образа.


1
Звуки, буквы
У-А
И
Деревья осенью. Листья.

Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.
Образование прилагательных от существительных.
Знакомство со звуком и буквой И
Определение акустических характеристик звука.
Прописывание буквы. Уточнение ее оптического образа.
Чтение слоговой таблицы.

4
1
Звуки, буква
П-Пь

Овощи.
Труд взрослых на полях и в огородах.
Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.
Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы, глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.
Знакомство со звуком и буквой П
Определение ее акустических характеристик.
Дифференцирование ее среди других звуков.
Знакомство с оптическими особенностями буквы.
Чтение слогов и слов с буквой П.
Печатание буквы, слогов, слов.


1
Звук, буква
К-Кь





октябрь


1
2
Звуки, буквы
Т-Ть
К-Т
Фрукты.
Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Формирование навыков словообразования.


2
2
Звуки, буквы
П-Т-К
О
Насекомые.
Особенности строения тела насекомых.
Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже.
Расширение и активизация словаря по теме.


3
2
Звуки, буквы
Х-Хь
К-Х
Перелетные птицы.
Особенности строения тела птиц.
Формирование навыков словообразования.
Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.


4
2
Звуки, буквы
Ы
А, У, И, Ы, О
Грибы.
Ягоды.
Согласование имен существительных с числительными.
Образование прилагательных от существительных.



ноябрь


2
2
Звуки, буквы
М-Мь
Н-Нь
Домашние животные и их детеныши.
Место обитания домашних животных.
Закрепление и расширение знаний детей по теме.



3
2
Звуки, буквы
Н-М
Б
Дикие животные и их детеныши.
Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи.
Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме.


4
2
Звуки, буквы
Б-Бь
П-Б
Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Дифференциация типов одежды по сезонам.
Образование относительных прилагательных.


декабрь

1
2
Звуки, буквы
С
Сь
Зима.
Зимние месяцы.
Развитие семантического поля слова «снег».
Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.
Уточнение и расширение словаря по теме.


2
2
Звуки, буквы
С - Сь
З
Зима.
Дикие животные зимой.
Расширение предикативного словаря.
Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.


3
2
Звуки, буквы
З-Зь
Мебель.
Новый год.
Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.
Закрепление предложно-падежных конструкций.


4
2
Звуки, буквы
Сь-Зь
С-З
В-Вь
Посуда.

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных.
Развитие навыка словообразования.
Закрепление


январь

3
4
Звуки, буквы
Д-Дь
Т-Д
Животные жарких стран.
Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Формирование навыка словообразования по теме.


4
3
Звуки, буквы
Ть-Дь
Г
Семья.
Обучение составлению сложносочиненных предложений.
Расширение словаря антонимов.
Словообразование притяжательных прилагательных.


Февраль

1
4
Звуки, буквы
Г-Гь
Г-К
Инструменты.
Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже.
Формирование словаря глаголов.


2
1
Звуки, буквы
Э
Й
Морские и речные, аквариумные обитатели.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование отыменных прилагательных.



3
2
Звуки, буквы
Е
Я
День защитников Отечества.
Комнатные растения.
Расширение словаря по теме «Военные профессии».
Формирование глагольного словаря по теме.


4
3
Звуки, буквы
Ш
Ш-С
Транспорт.
Дифференциация транспорта по видам.
Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками.
Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширения словаря по теме.



4
Звуки, буквы
Ж
Ж-З
Весна.
Формирование и расширение семантического поля слова «жук»


март


1
Звуки, буквы
Ж-Ш
Ш-Ж
С-Ш
Весна.
Мамин праздник.
Развитие навыков словообразования.
Формирование словаря по теме



2
Звуки, буквы
Л
Ль
Перелетные птицы весной.

Формирование семантического поля слова «ласточка»
Расширение глагольного словаря по теме.



3
Звуки, буквы
Ль
Л-Ль
Ц
Растения и животные весной.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и расширение семантического поля слова «цветок»



4
каникулы

апрель

1
2
Звуки, буквы
Ц-С
Ю
Наша страна.
Упражнение в образовании синонимических рядов.
Уточнение и расширение словаря по теме.


2
2
Звуки, буквы
Р
Рь

Профессии.
Расширение словаря по теме.
Формирование навыков словообразования и расширение словаря.


3
2
Звуки, буквы
Р-Рь
Р-Л
Наш дом.
Упражнение в образовании слов сложного состава.
Уточнение и расширение словаря по теме.


май

1
2
Звуки, буквы
Ч
Ч-Ть
Сад - огород-лес.
Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка».
Разграничение понятий по теме.



2
2
Звуки, буквы
Ф-Фь
Ф-В
Человек.
Расширение словаря по теме.
Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.


3
2
Звуки, буквы
Щ
Щ-Ч
Лето.
Формирование и расширение словаря по теме.
Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.


4
2
Звуки, буквы
Щ-Ть
Щ-Ч-Сь-Ть

Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Расширение словаря по теме.



3

.




4
Мягкие и твердые согласные.
Глухие и звонкие согласные.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15