Урок самопознания Дорогу к знанию ищет человек


17217-1641Абдрасулова Лаззат Габдылгабаровна
учитель самопознания
КГУ" Вечерняя школа №18"
Жарминский район, с. Шуак
Урок самопознания
10 класс
Дорогу к знанию ищет человек
Знание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно
добывать из любого источника
Фома Аквинский
Цели занятия:
углубить представления учащихся о ценности познания себя и окружающего мира;
раскрыть значение познания как смысл бытия, показать способы познания;
развить навыки познания себя и окружающего мира;
Методы: беседа, релаксация, рисование, диагностика.
Ресурсы: аудиоматериалы, листы для рисования, краски, карандаши.
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие»
Учащиеся образуют круг. Каждый по цепочке делится своими мыслями о значении знаний.
2. Вступление
...Законы природы установил Божественный разум. Этим законам подчинен каждый человек. И каждый одновременно наделен свободой выбора:между Добром и Злом, Правдой и Ложью, Познанием и Невежеством.
Познание – это естественные деяния человека, составляющие суть его жизни, его судьбы.
Что такое знания?
Можно ли сказать, что любая человеческая жизнь - познание? Почему?
Что для вас является главным источником познания?
Вывод: сама жизнь в своей многогранности является источником познания.
3. Диагностика
Учащимся предлагается проверить некоторые особенности своего развития.
Тест «Словесная беглость и гибкость»
В течение трех минут написать как можно больше слов, в которых есть заданная буква, например, «л»
Анализ: учитывается количество слов и местоположение буквы «л».
Тест « Обьем внимания»
Учащимся предлагается плакат, где записаны 10 разных букв, например, А,Л,Д,Т,О,Ю,Ж,Ш,Е,М. Плакат демонстрируется 1-2 сек. После демонстрации запомнившиеся буквы предлагается записать.
Анализ: подсчитывается количество букв, которые запомнил учащийся. Это обьем его внимания.
Знание - это накопленные человечеством истины, факты, принципы и прочие объекты познания. Это результат познавательной деятельности человека.
Накопившие знания человек изучает, запоминает, размышляет и делает свои выводы. Способности у каждого человека разные: разная память, мышление, воображение и т.д.
4. Анализ
Учащиеся анализируют свои способности к учебным дисциплинам.
- Определите круг своих познавательных интересов с точки зрения актуальности для вас.
- Поставили ли вы себе пределы в овладении какими-либо предметами? Почему?
- Рассмотрите произвольно выбранный вами ряд учебных дисциплин с точки зрения пользы их изучения лично для вас.
- Запишите ту науку или область человеческой деятельности, где себя хотели бы попробовать проявить (медицина, политика, педагогика, искусство, строительство, техника и т.д.). Обоснуйте свой выбор.
5. Размышление
Учащиеся рассматривают портреты выдающихся людей и обсуждают их вклад в развитие человечества.
Леонардо да Винчи – астроном, анатом, живописец, техник, инженер, ученый- математик, архитектор, музыкант, скульптор.
Гениальный Леонардо да Винчи ненавидел праздность. У него было столько захватывающих идей и невероятных проектов, включая строительство аэроплана, а времени на их воплощение катастрофически не хватало. И тогда он изобрел собственную систему, позволяющую соблюсти баланс между трудом, необходимым для восстановления сил. Художник разделил сутки на периоды, по 140 минут каждый: 20 минут из них он крепко спал, а оставшиеся 2 часа работал. В таком режиме ученый жил неделями, гордясь тем, что успевает и отдыхать и творить.
Шокан Уалиханов - первый казахский ученый, просветитель, историк, этнограф, художник, филолог, философ, гидрограф, топограф, путешественник, дипломат, разведчик.
За короткую свою жизнь сумел оставить о себе легендарную память и свое бесценное наследие.
Вывод: Каждый человек сам определяет для себя вершины познания.
6. Дискуссия
А) В литературе описываются позиция древнегреческого писателя, историка, политического деятеля Ксенофонта, жившего в V-VI вв. до нашей эры. Прокомментируйте свое отношение к этой позиции.
Б) Прочитайте высказывание: « Если мы сойдемся трое, то я наверное найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подражать, а глядя на дурного человека, буду стараться исправить себя». Что их обьединяет? Чему вы научились у других людей?
7. Релаксация
Садитесь удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Слушайте музыку и представляйте... Звучит красивая музыка. Учитель тихим спокойным голосом проговаривает:
«Обратите взор внутрь себя... В начале пути – кромешная тьма, но где-то вдали блещет огонек,и вы начинаете на ощупь двигаться к нему. И вдруг тьма расступается, появляется белый свет. Вы уверенной поступью двигаетесь вперед, и замечаете что внутри вас как бы распускается чудесный цветок. Все вокруг окрашивается в яркие краски. Гамма цветовых оттенков придает вам уверенность и веру в свои силы. Вы отчетливо понимаете, что это красота - Ваша Жизнь, и сделать ее еще краше в ваших силах и это сокрыто в знаниях. Ведь вся наша жизнь – это Познание себя и мира вокруг нас».
8. Творческое задание
Выберете и опишите свой путь познания окружающего мира и себя не рассказом, а рисунком. Передайте свои мысли мазком краски, росчерком карандаша. Обоснуйте свой выбор красок и оттенков.
Учащиеся создают картину « Дорога к знанию...».
Каждый ученик на уроке защищает свой проект.
9. Заключение
Через процесс самопознания человеку раскрываются скрытые внутренние силы, то, что заложено в нем Природой и Судьбой. Открытие своих глубинных потенциалов и обретение внутреннего центра - это две стороны одного процесса, ведущего человека к осознанию своего места в мире, к глубокому пониманию себя, других людей, Природы.
«Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов»,- продолжая эту древнюю мысль, мы могли бы добавить: «а также будущее». А знание будущего дает огромную силу это будущее создавать, ибо с незапамятных времен известно: «Знать – значить мочь».
Человеку важно развиваться. Если вы находитесь в том месте развития, где вам чего-то не хватает- важно сдвинуться с места и начать двигаться в желаемом направлении. Важно научиться жить своей жизнью и развиваться не вперед, а ввысь. Научиться чувствовать то, куда можно прийти. Найти знания и опыт того, как находить и видеть эти знания в других людях.
Вы научились учиться! И это главное, чему учит жизнь. Учит учиться жить. Ведь, когда человек научился учиться, ему не составит труда научиться любой науке, любому навыку, любым возможностям. Мир такого человека открыт!
10. Рефлексия
Учащиеся делятся своими впечатлениями и теплыми пожеланиями.
11. Послесловие
....У религий человечества, наций, идей, идеалов есть свои апостолы. Белые или Черные. И они готовы жертвовать и жертвуют ради достижения своих целей малым и большим.
Общество развивается в определенном направлении.
Или – Апокалипсиса.
Или – Совершенства.
Жертвенность во имя Света или Жертвы Тьмы..
Общество- часть личности. Ибо оно и возвеличивает человека, и ограждает его свободу. Аполлон Пифийский на вопрос, что есть истинная и высшая мудрость, изрек: « Человече, познай самого себя»...
Е. Чудин