Педагогический опыт педагога – психолога МБОУ СОШ №8 Кондраковой Татьяны Дмитриевны Тема: « Проблемы коррекции семейных взаимоотношений как средство формирование личности детей в рамках ФГОС».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

Педагогический опыт педагога – психолога
МБОУ СОШ №8
Кондраковой Татьяны Дмитриевны
Тема: « Проблемы коррекции семейных взаимоотношений как средство формирование личности детей в рамках ФГОС».

За период своего роста ребёнок проходит огромный путь развития, а причины всего, что происходит с ребёнком, нужно искать в семье. Проблемы семьи всегда отражаются на психике ребёнка и проявляются в виде неврозов. Невроз у детей определяется как психогенное заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему её отношений, в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми.
Для меня выявление детей с ослабленной психикой, с последующей коррекцией и профилактикой внутрисемейных отношений и их роль является актуальной задачей, т.к. это является темой моей углубленной работы: «Коррекция семейных взаимоотношений как средство формирования личности у детей в рамках ФГОС».
Работа по данной теме ведётся с 2014 года. В этой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
-- профилактика различных негативных проявлений в поведении детей, свидетельствующих о начале нервно – психического заболевания;
-- профилактика внутрисемейных взаимоотношений с целью предупреждения возникновения невротизации детей;
-- отслеживание воспитанников МБОУСОШ №8 , поведение которых существенно отклоняется от нормы по возрастам. Под эту категорию подпадают излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т. д;
Наблюдение и диагностика различных видов нервности у детей, своевременная диагностика семейных взаимоотношений с целью определения возможных отклонений, которые обычно являются причиной возникновения неврозов у детей и их коррекция.
Моя работа с детьми и их родителями строится по принципам:
-- принцип гуманизма – доброжелательное отношение, исключение принуждения и насилия над личностью;
-- принцип дифференциации – учёт возможностей и способностей, индивидуальный темп развития;
-- принцип интеграции – отбор такого содержания, которое обеспечивает целостность восприятия;
-- принцип активности - данный принцип подразумевает участие каждого, члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.
В работе были использованы ряд дополняющих друг друга методов:
контроля и самоконтроля;
формирования сознания;
педагогического исследования;
проекта;
социометрический;
коммуникации;
тестирования;
тренинги;
коррекционные занятия;
арт-терапия.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Именно эту задачу призваны решать психологи и психотерапевты и в этой области ведутся обширные исследования.
В своей работе над данной темой я опиралась на труды таких авторов и практикующих специалистов, как А.И.Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка», «Неврозы у детей», И. Медведева, Т.Шишова «Улыбка судьбы. Роли и характеры», «Книга для трудных родителей», Е.Н. Мастюкова «Лечебная педагогика», В.М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослого», Т.П. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Е.Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности», Е.Н.Прощицкая «Выбирайте профессию»,Т.В.Черникова «Профориентационная поддержка старшеклассников».
Решая поставленные задачи, мною был разработан комплекс мероприятий, охватывающих различные направления деятельности:
-- работа с детьми;
-- работа с родителями;
-- работа с педагогами.
В работе с родителями я преследовала следующие цели:
- стимулировать интерес и расширять объём знаний об основных закономерностях психического развития детей по возрастам;
- диагностировать психологический климат в семье и взаимоотношения детей и родителей;
- предупреждать возникновение и закрепление моделей воспитания в семье, приводящих к невротизации детей, коррекция данных проблем воспитания.
В работе на протяжении года с педагогами осуществлялось постоянное наблюдение и анализ деятельности учителя в классе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей, предлагалось консультативная поддержка для всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального и личностного развития детей.
Анализ результатов диагностических исследований на начало 2014 года позволил мне организовать коррекционную группу, в состав которой входили дети начиная с начальных классов у которых в результате диагностики, наблюдений были выявлены психологические проблемы
На начало 2014 – 2015 учебного год 80% опрошенных детей соответствовали нормальному уровню развития и 20% продемонстрировали наличие нервного расстройства не на стадии заболевания. Зона повышенного риска отсутствовала.








Мною была разработана коррекционная программа. Цель её заключалась в коррекции эмоционально - личностных нарушений, профилактики неврозов; развитие приёмов снижения эмоционального напряжения, умения адекватно выражать негативные эмоции. Составлены тематические планы.
С целью реализации поставленных задач, мною была разработана серия коррекционных занятий, позволяющих оценить психоэмоциональное состояние ребёнка, определить его самооценку, учить детей осознавать свои эмоции и адекватно выражать негативные эмоции, выявлять их причины, определять индивидуально личностное становление: «Мой портрет», «Мои желания, мысли, возможности», «Моя сказка», «В лабиринте наук», «Эффективность общения» и т.д.
Были организованы кукольно – театрализованные этюды по патологическим документам: Страхи (этюды: «Страхи в темноте», «Ночной гость», «Гроза», «В лесу»,); Застенчивость (этюды «Испорченный день рождения», «Осторожна злая собака», «Уход из дома»); Ревность (этюды «Испорченный день рождения», «Осторожно злая собака», «Уход из дома»,) Ревность (этюды: «Хозяин находит щенка», «Скандалы», «Подарки»); Патологическое стремление к лидерству (этюды: «Соревнования», «Шашки», «Происшествие на прогулке»); склонности и интересы в выборе профессий (этюды: «Я хозяин судьбы», «Что я знаю о мире профессий».
Проведенные мероприятия дали хороший результат. К концу коррекционного периода все дети коррекционной группы соответствовали нормальному уровню состояния нервной системы.








В 2015 году комплекс коррекционных мероприятий пополнился использование тренинга мышечного расслабления, игр и упражнений, направленных на снятие страхов и повышение уверенности в себе и в своих силах, психогимнастикой. Прошли занятие – развлечения: «Замок для принцессы», «Путешествие в сказку». Широко использовались занятия по игротерапии, театрализация, просмотр диафильмов, песочная терапия.
Результаты работы позволяют говорить о позитивной динамики в развитии личностных особенностей детей. Состояние эмоционального мира и душевного благополучия ребёнка, развитие личностных особенностей ,полностью зависит от внутренней жизни семьи . Нарушенные семейные взаимоотношения , конфликты, невротические черты у родителей , отклонения в воспитании оказывают непосредственное влияние на возникающие аномалий в формировании личности ребёнка. Учитывая этот фактор, работе с семьёй я уделяла особое внимание. Мною были разработаны разнообразные формы взаимодействия с родителями: консультации, стенды, устные журналы т. д. Родители познакомились с такими консультациями : «Неврозы у детей. Юмор как средство борьбы с неврозами у детей», «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка», «Неврозы современной жизни», «Можно ли унаследовать профессию», «Проблемы выбора». Были предложены стенд: «Симптомы нервно – эмоционального напряжения у детей у взрослых во время подготовки и проведения ГИА», «Сны детей и отражение в них неблагополучных отношений в семье», «Детские неврозы», «Мешок со страхами или как помочь вашему ребёнку?»
Работа принесла плодотворные результаты. На 40% увеличилась активность родителей.








Исходя из актуальности выбранной мною темы, можно заключить, что экспериментально – исследовательская работа по коррекции семейных взаимоотношений как средством борьбы с детскими неврозами в рамках ФГОС дала позитивные результаты. В моей работе была достигнута цель: сформировать у родителей правильное представление о роли семейных взаимоотношений для психического здоровья детей, подтверждая истинность гипотезы о том, что своевременная диагностика семейных взаимоотношений и коррекция возможных отклонений позитивно влияет на нервно – психическое состояние здоровья и на их дальнейшую жизнь.








13PAGE 15


13PAGE 14715



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry© © © © показатели тревожности/показатели астенизации/нормальный уровень/развития без видимых/_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"ѕ
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1ґ
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·показатели агрессивности5нормальный уровень развития без видимых изменений