Методический семинар-практикум Применение современных образовательных технологий как основа качественного образования в свете требований новых образовательных стандартов»


   Семинар-практикум
 «Применение современных образовательных технологий как основа качественного образования в свете требований новых образовательных стандартов»
  
 
Цель семинара: получение профессиональных знаний и информации через практическую деятельность; осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.
Задачи семинара: побудить педагогов к активной познавательной деятельности. Ориентировать их на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально - творческого и социально- психологического потенциала личности ребенка.
Методические приемы: организационные, технические, логические
Инструментарий: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, плакат «Древо ожиданий», видеоролик «Несколько советов, которые помогут сделать урок эффективным».
Форма проведения: семинар-практикум
Сценарий семинара
Психологический настрой. Прием «Яркое пятно»
Звучит музыка, на экране сменяют друг друга кадры из школьной жизни. Голос рассказчика за кадром.
Расскажу я вам историю дивную-
Не очень короткую,
Не очень длинную,
А такую, как от меня - до вас!Жил – был Педагог. Долго работал он в школе. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло свой души детям. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс к его ногам ГОСТ. От неожиданности вскочил Педагог, испугался он обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает».
Ведущий. Уважаемые коллеги, многие сказки заканчиваются словами «сказка ложь, да в ней намек…» Намек на тему нашего семинара и уверенность в том, что учителю любое новое дело по плечу.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.  Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени. Новые стандарты ставят перед школой новые цели и задачи, выдвигают новые требования к профессиональной компетенции учителей. Это та реальность, в которой нам предстоит работать в ближайшем будущем.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся, быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Исходя из этих требований, меняется подход и к современному уроку.
І. ВызовТак что же для нас современный урок?
Задание №1. Используя метод «Ассоциации», составьте кластер
( На доске закреплен ватман. По центру написано «современный урок»)Ведущий. У каждого из нас есть свой выверенный практикой метод. Один предпочитает метод защиты проектов, другой - ставит в начале урока проблему и на протяжении урока решает ее, третий – исследовательский метод. Это зависит от выбранной нами педагогической технологии, призванной мотивировать учеников на активную, осознанную, целенаправленную работу в процессе обучения.
Учитывая все вышесказанное, как вы считаете, о чем на нашем семинаре пойдет речь? (О педагогической технологии)
С какой целью педагогические технологии внедряются в образовательный процесс? (Найти оптимальные формы и методы обучения)
Для чего? Чтобы повысить качество знаний.
Как это может быть связано с введением новых государственных образовательных стандартов? Любая педагогическая технология направлена на формирование личности, повышение мотивации учащихся, а как следствие повышение качества образования. Применение современных образовательных технологий рассматривается как основа качественного образования в свете требований новых образовательных стандартов.
ІІ. ОсмыслениеЗадание для всех групп одинаковое: В конвертах лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих уроках. На примере одной из них расскажите, как она помогает влиять на качество образования.
Защита созданного продукта.
 Вывод: Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Задание для первой группы: Показать какие изменения произошли в деятельности педагога, работающего по новым образовательным стандартам.
Предмет изменений Характеристика изменений (возможные записи)
Подготовка к уроку Основные этапы урока Главная цель учителя на уроке Определение деятельности для обучающихсяНестандартное ведение урока Результаты обучения Задание для второй группы: Определите стандарт учителя новой школы.
Задание для третьей группы: На доске «Древо ожиданий» со стороны родителей, коллег и учащихся от нововведений в школе. Запишите свои ожидания на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат.
Защита созданного продукта.
Релаксация
Просмотр видеоролика «Несколько советов, которые помогут сделать урок эффективным».
Аналитическая работа
Каждая группа выступает в роли учителя-наставника. Студент-практикант подал на проверку конспект урока. Задача наставника предложить эффективные формы и методы для успешной реализации задач данного урока.
  Защита созданного продукта.
Ведущий. Путем коллективного решения предложенных на семинаре заданий мы попытались создать модель творческого учителя. Определили проблемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.  «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз»./(Александр Асмолов – один из главных разработчиков ФГОС).ІІІ. Рефлексия «Ты - мне, я - тебе»
В руках каждого участника семинара сертификат с указанием фамилии, имени, отчества коллег. Вручая сертификат по цепочке, участники семинара высказывают пожелания друг другу.
Ведущий после вручения сертификата последнему участнику семинара начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники. Ведущий благодарит участников семинара за плодотворную работу.
Глоссарий
Семинар - традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.
Приём «яркое пятно» заключается в сообщении для аудитории интригующего материала, захватывающего внимание слушателей, но при этом связанного с темой занятия. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Кластеры. Разбивка на кластеры - это педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события), помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Слово «кластер» означает пучок, связку.
Педагогическая рефлексия – способность к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.
Используемая литература:
Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ МОН ДНР от 17 июля 2015 г. № 327
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ МОН ДНР от 17 июля 2015 г. № 327
Наволокова Н.П., Андреева В.М. Практическая педагогика – Х., «Основа», 2010.-117с.
Чайка В.М. «Основы дидактики», К., «Академвидав», 2011.-240с.
Чернышова Е.Г. «Модель педагога в современных условиях повышения квалификации работников образования и внедрения Государственного образовательного стандарта». Педагогическая сокровищница Донетчины», №2, 2016г.
Интернет-ресурсы: informio.ru, nsportal.ru