Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса Занимательная математика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кучугуровская средняя общеобразовательная школа»



Внеклассное мероприятие
для учащихся 5 класса
«Занимательная математика»







Учитель математики:
Хорохордина Н.А.








Доклад на тему: "Как люди научились измерять и считать время".

Предметы считать просто: 1,2,3,4... Гораздо труднее найти мерку для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут:  время можно измерять только временем. Мерку надо было искать в природе. Самыми древними "часами", которые к тому же никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, день, вечер, ночь - не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днем по солнцу, ночью по звездам. Звезды для людей были не только первыми часами, но и первым компасом. В поисках пищи первобытные люди большую часть времени кочевали с места на место. В знакомых местах дорогу можно было найти по приметам: холмам, озерам, рекам. А при дальних походах? Ночью направление на север указывала Полярная звезда, а днем помогало найти дорогу солнце. Название стран света - восток и запад - как раз и означает стороны, где солнце всходит  на небо и заходит  за горизонт. По солнцу удобно определять время суток. Но людям нужны и большие меры времени. Надо было знать, когда следует перекочевать в лес за озером, где начали поспевать орехи, когда перебраться к верховьям реки, в которой рыба мечет икру. В природе  нашлись и такие мерки времени. Люди заметили, что дни становятся то короче - зимой, то длиннее - летом. Промежуток времени от одного лета до другого - вот удобная большая мера. Она называется годом. Только в древности год начинался не зимой, а летом. Началом года люди стали считать самый длинный день в году – по нашему 21 июня. Три тысячи лет тому назад люди не только знали этот день, но и сумели построить каменный календарь. А как  разделить год? Весь год - это целых  365 дней, очень большая и не всегда удобная мера. На помощь пришла Луна. Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния проходит почти ровно 30 суток. Так появилась мера - месяц. Потом месяц стали делить на 4 части. Из этих четвертушек месяца родились наши недели. Как же считали люди дни, когда они не умели писать? Они каждый день делали зарубку на палке. Так началась первая на земле запись прожитых лет.
 Соревнование команд

1. Разминка
Задания для первой команды а) "Любитель порядка" В. Лившиц. Настольная лампа. Зеленый диван.  Сидит на диване Матюшин Иван. Он пишет. Не будем, ребята, мешать,
а только тихонько заглянем в тетрадь. "В семь двадцать встаем, производим зарядку.  В семь тридцать, умывшись холодной водой, 
застелим постель и займемся едой. Без четверти восемь дрова мы приносим,
готовим по плану похлебку  Полкану.  И в класс направляемся в восемь ноль пять. Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от  подъема  до выхода в школу?
б) Отгадайте  ребус:
Э  100  н и я
 
 Задание для второй команды а) Задача  (Из стихотворения С. Маршака) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, С цифрой " 5" на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он ленинградский почтальон. В семь часов он начал дело, в десять сумка похудела, А к двенадцати часам все разнес по адресам.
Сколько же времени он сам ходил по адресам?
б) Отгадайте  ребус:
си   , 3   я
 
2. Проверка домашнего задания
Задачи а) "Циферблат" Циферблат надо разрезать на 6 частей любой формы так, чтобы сумма чисел, имеющихся на каждой части, была бы одинаковой.

б) "Гусеница" По стеблю растения, высота которого 1 м от земли, ползет гусеница. Днем она поднимается на 3м, а ночью опускается на 2м. Через сколько суток гусеница доползет до вершины растения?
 
3. Конкурс капитанов
а) Сколько суток составляет миллион минут? б) Сколько лет составляет миллион часов? в) Пильщики каждую минуту отпиливают от бревна кусок в один метр. Через сколько минут они распилят бревно длиной в 6м? г) 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней  10 рыбаков съедят 10 судаков?
 
4. Игры и конкурсы
а) "Хоккей" (игра)

На плакате изображено двое хоккейных ворот, а рядом с ними записываются занумерованные примеры. Из бумаги вырезают черные кружки, изображающие шайбы. По жребию выделяют команду, которая первой предлагает пример для решения другой команде. Представитель  этой команды указывает один из примеров того столбика, который стоит у ворот команды противника. Пример из столбика берется любой.  Задать команде пример - провести удар в ворота этой команде. При правильном ответе "шайба" отбита. Если ответ неправильный, то команде засчитывается гол, и внутри ее ворот прикрепляется бумажная шайба. Во втором "периоде" примеры из новых столбиков предлагает команда-победительница.
 
б) "Зарядка" (игра)
От каждой команды приглашается по 3 человека. Ведущий называет число. Если оно делиться на 2, то надо поднять правую руку, если - на 3, то    поднять левую руку, если на 6 - обе руки. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше игроков.
 
Вопросы для первой команды а) Если в 11 часов ночи лил дождь, то возможен ли солнечный день через 48 часов? б) В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии?
Вопросы для второй команды а) Как из 13 спичек сложить метр? б) Какой год из 20 столетия не изменится при чтении его "вверх ногами"?
 
Жюри подводит итоги.
Команда -  победительница награждается.
 









13PAGE 15


13PAGE 14415




15