Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков младших школьников. Тема: «Путешествие в страну «Сотрудничество»»


Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков младших школьников
Тема: «Путешествие в страну «Сотрудничество»»
Разработал занятие: Белоусова Ольга Викторовна, педагог-психолог
Форма: групповая
Аннотация
Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование и развитие коммуникативных навыков обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Опираясь на данные диагностик, была определена необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие коммуникативных навыков младших школьников.
Психолого-педагогическая работа осуществляется с учётом психологических особенностей детей. Данное занятие состоит из различных упражнений, направленных на развитие вербальных (умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувства) и невербальных коммуникативных навыков (умение владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение слушать и понимать партнера).
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения взаимодействовать в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.
Задачи:
Актуализировать у учащихся представление о понятии «Сотрудничество»;
Способствовать формированию адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка;
Обучить приемам взаимодействия;
Способствовать снижению эмоционального напряжения.
Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4, коробка с зеркалом внутри, цветные карточки, доска, техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка, карточки с животными.
Занятие включает в себя следующую структуру:
Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.
Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.
Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии, музыкотерапии.
Ожидаемый результат:
Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;
Сформированы навыки самоанализа;
развиты компоненты воображения;
сформированы навыки взаимодействия, умение договариваться у данной группы учащихся.
Ход занятия
Разогрев. «Цветные приветики».
Содержание: Дети садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие
Упражнение «Волшебная шкатулка».
Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.
Содержание: Психолог «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране.
У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».
«Что такое сотрудничество?»
Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество».
Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Сотрудничество, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…»
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».
Психолог: «Из каких умений складывается умение сотрудничать:
- из умения понять другого,
- из умения договориться,
- из умения уступить, когда очевидна правота другого,
-из умения разумно распределить роли в процессе работы».
Из чего еще?...»Психолог предлагает детям перейти от слов к делу: «А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания».
Рисунок «Корабль».
Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги. «В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это может занять очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д..» Перевоплощение
Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.
Проведение: «Итак, мы с вами оказались в волшебной стране  «Сотрудничество», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык жителей этой страны нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что изображает выполняющий».
Обсуждение: Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.
«Подари камешек».
Проведение. Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...».
Релаксация «Путешествие на облаке».
Проведение. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Путешествие начинается…Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. В небе ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Облако везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.
Список используемой литературы:
Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга[Текст] / И.В. Вачков. – М. : Издательство "Ось-89", 1999. – 137с.
Вачков,И.В. Психология тренинговой работы[Текст] / И.В. Вачков. – М., 2007. – 203с.
Ивашова, А.А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников[Текст] / А.А. Ивашова.- Кириши, 2003.
Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. – 2008. –№7. – С….