Развивающее дошкольное и начальное общее образование как стратегия подготовки комнетентного выпускника начальной школы и школы Радуга на базе СШ № 115


ТЕМА: Школа подготовки будущих первоклассников «Радуга», как эффективное средство обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Старший учитель начальных классов
Панченко И.А.
Аннотация.
Данная статья включает в себя материалы подготовки будущего первоклассника, преемственность между дошкольным и средним общим образованием в соответствии с действующей учебной программой. Ведущие характеристики выпускника начальной школы.Чем должен овладеть выпускник начальной школы.
В настоящее время в качестве основополагающего рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
 Тем не менее, в решении данного вопроса существует ряд проблем.
 Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому так остро стоит вопрос преемственности в системе образования. И, прежде всего, необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.
Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
 Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения).
Следовательно, следующее направление в установлении преемственности – обогащение образовательного содержания в начальной школе. Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений), а не только и не столько его конкретные знания, которые он должен воспроизводить по требованию учителя.
С моей точки зрения, существует необходимость усовершенствования форм организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. Для этого необходимо:
-   отказаться от жёстко регламентированного обучения в детском саду;
- максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;
-   использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа;
- использовать в детском саду и школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего в настоящем», создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;
- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей;
- создать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;
 - более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;
 - максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребёнка;
- изменить формы общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе; обеспечить ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); поддерживать  диалогическое общение между детьми; признавать право ребёнка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку. Если предложенные направления преемственности будут претворены в действительность, будет создан общий благоприятный фон для развития детей – физического, интеллектуального, эмоционального – как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье.
 Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
  По моему мнению, социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:
- возможность общения (развитие коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы);
- временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);
- продолжительность урока 40 минут;
- безоценочная система в течение первого года обучения;
- создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).
 Проблемой является и отсутствие механизма более активного включения родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной школе.
Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
 Выпускник начальной школы должен:
1.    Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2.    Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3.    Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4.    Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5.    Сформировать потребность самостоятельно учиться, учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6.    Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
У учащихся должно быть сформированы умения учиться и способности к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач. Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема задолго до окончания начальной школы.  Таков опыт по преемственности необходим. Серия открытых уроков, классных часов, шефская работа старшеклассников- всё это залог безболезненного перехода в среднюю школу.
В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально. Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников. К учителю начальных классов будут применяться совсем другие требования - он должен будет научить детей не только писать, читать и считать, но и привить им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.Учитель начальной школы при переходе на новые образовательные стандарты должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.
Такая модель выпускника начальной школы в нашем учебном учреждении формируется гораздо раньше, то есть осуществляется преемственность в работе между СШ №115 и детским садом № 308 Кировского района города Донецка. Так на базе школы более 15 лет работает школа по подготовке будущих первоклассников «Радуга». Учителями школы разработаны Программы по пяти предметам по математике, обучению грамоте, развитию речи, психокоррекции, иностранных языков (английский и французский). Содержание программ отвечает основным требованиям Государственного образовательного стандарта МОН ДНР.
Пояснительные записки достаточно аргументировано и полно раскрывают особенности данного курса обучения. Основные задачи соответствуют возрастным особенностям детей.
Материал грамотно спланирован по важным для дошкольников темам, направлен на формирование коммуникативной компетентности будущих первоклассников, способствует развитию творческого мышления, памяти, внимания, умения комбинировать, рассуждать, моделировать, осуществлять дедуктивные умозаключения.
Занятия авторы данных программ предлагают вести в игровых и других, интересных, для дошкольников формах. Это обеспечивает целенаправленное выявление и развитие способностей детей, формирование умения и желания учиться, создание условий для самовыражения в разных видах деятельности, способствует скорейшей адаптации детей к школьной атмосфере, знакомит их с правилами поведения, как на уроке, так и на перемене, в школе в целом.
Школа подготовки будущего первоклассника « Радуга» с 2012 года является экспериментальной площадкой при Донецком Институте последипломного педагогического образования.
Программы школы имеют практическое значение и могут быть использованы для работы с дошкольниками по подготовке их к школьной деятельности.
Наши учащиеся – дошкольники пятилетнего возраста, с определенно сформированными навыками, привычками.
В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания учащихся. Особенно важно сохранить поэтапность и последовательность с дошкольным периодом детства, обеспечить дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуального, социального и физического развития
Приложение.
У дошкольников формируется развернутая обучающая деятельность, путем овладения организационными, речевыми, познавательными умениями и навыками.
Цель: подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в начальной школе.
Гипотеза: развитие интеллектуальной, личностной и социальной составляющей готовности к обучению дает дошкольнику возможность полностью адаптироваться к школьной деятельности.
Школьная деятельность детей сильно зависит от совместной комфортной работы учителя, ребенка и родителей.
Помнить, что игра является неотъемлемой частью учебного процесса, урок становится более доступным, интересным, а главное – заинтересовывает ребенка в подготовке к обучению, стирает границы возрастных особенностей, помогает преодолевать страх перед поступлением в школу.
Игра началась всерьез, игра становится жизнью:
У – узнаем окружающий мир;
Ч – читаем все что видим;
И – изучаем родной язык;
М – моделируем ситуации;
С –составляем сказки, шутки, задачки;
Я – БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК!
Список литературы.
1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.