Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Путешествие в весенний лес»


МБОУ Тогучинского района Новосибирской области Горновская СОШ

Интегрированное коррекционно-развивающее
занятие для младших школьников
«Путешествие в весенний лес»

Пояснительная записка
1.Автор Ульянова Ольга Юрьевна (педагог -психолог высшей квалификационной категории,ulyanova-76@inbox.ru ольга ульянова )
Гриценко Марина Михайловна (учитель-логопед 1 квалификационной категории)
2.Место работы Новосибирская область, Муниципальное бюджетное учреждение Тогучинского района Горновская средняя общеобразовательная школа
3.Область деятельности Психология, логопедия
4.Целевая группа Младшие школьники
5.Тема мероприятия «Путешествие в весенний лес»
6.Методы реализации Игротерапия, объяснительно-иллюстративный, эвристический
7.Форма реализации Сочетание групповой и индивидуальной деятельности
8.Краткая аннотация Работа в рамках данного занятия содействует предупреждению дизорфографии, обогащению словаря, развитию внимания, позволяет снять психическое и физическое напряжение и настроиться на успех
9.Необходимое оборудование для занятия Раздаточный материал: тетради с текстом, цветные ручки, листочки для письменной работы
Звуковые файлы
Экран, ноутбук, проектор
Вспомогательный материал: звуковой сигнал, игрушка Кузя, бумажные цветы, полянка из ткани, коробочка с пуговицами
Презентация
10.Комплектация работы Пояснительная записка
Подробный план-конспект урока
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития внимания
Задачи: знакомство с приметами весны; развитие орфографической зоркости и связной речи; тренировка внимания, контроль импульсивности; воспитание дисциплинированности на уроках
План проведения
Организационный момент (определение темы урока)
Упражнения на предупреждение дизорфографии
Релаксация
Задания на развитие внимания
Физминутка
Игра «Лесной светофор»
«Пишущая машинка»
Рефлексия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей
1.Организационный этап
1.1. Определения темы урока
********************* Логопед приветствует детей и гостей: «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Тема нашего урока… А, впрочем, тему вы сейчас определите сами, отгадав загадку:
Превращаю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (весна)
*********************
- Совершенно верно. Мы будем говорить о весне, о том, какое это замечательное время года. Дети усаживаются за парты, отгадывают загадку.
*********************
1.2.Разминка
Упражнение на концентрацию внимания
**********************
2.Основной этап
2.1Упражнения на предупреждение дизорфографии********************
2.2.Релаксация
*********************
2.3.Работа с тестом
*********************
2.4.Упражнение на переключаемость внимания
**********************
2.5.Игра «Найди лишнее слово»
********************
2.6.Упражнение на произвольность внимания
********************
2.7. Физминутка********************
2.8.Упражнение «Лесной светофор»
********************
2.9.Упражнение «Пишущая машинка»
********************
Этап рефлексии
Звучит сигнал (логопед незаметно нажимает на звуковую игрушку, спрятанную под столом):
- Что такое? Да это же мой друг Кузя. Он так просился со мной, что я не смогла ему отказать. Он очень любит учиться, но пока часто говорит глупости. Давайте поможем Кузе разобраться, в чём он прав, а в чём нет. Для этого вы должны слушать меня внимательно, и если утверждение верное, то вы хлопаете, если нет, то топаете. Итак, начнём:
- После весны наступит осень.
- Апрель – второй месяц весны.
- В слове май все согласные звонкие.
- Весной птицы улетают в тёплые края.
- Весна – время листопада.
- В слове весна первый звук в.
- Весной природа оживает.
*********************
1.Чтение текста (напечатанный текст раздаётся всем детям)- обратить внимание учащихся на восклицательные знаки, уточнить, для чего их используют в тексте.
2.Работа по вопросам (логопед задаёт вопросы по тексту):
-Что зеленеет среди кустов? Какого цвета травка? Что белеет в темноте? Где белеют берёзки? Где струится ручей? Как называется лесная дорожка?
**********************
1.Выборочное чтение: логопед просит прочитать ученика 4 предложение.
2.Какая может быть тишина в лесу?
3.Прослушивание записи «Звуки леса» (логопед предлагает сесть поудобнее и послушать тишину леса)
**********************
1.Логопед сообщает, что, пока мы отдыхали, Кузя написал текст и допустил ошибки. Задание: взять цветную ручку и исправить ошибки (как это делает учитель русского языка), поставить оценку. Напомнить, что можно смотреть в исходный текст.
2.Комментирование ошибок (деформированный текст выведен на экран).
**********************
1.Орфографическое чтение. Задание: прочитать ещё раз слова, в которых были допущены ошибки (они выведены на экран), но читать, проговаривая каждую букву.
2.Письмо по памяти: логопед убирает слайд со словами и просит детей записать эти слова по памяти в строчку и через запятую (на слайде слова записаны в столбик).
**********************
1.Мы снова возвращаемся к записанным словам. Среди них есть «лишнее» слово. Назовите его и объясните, почему оно «лишнее».
2. Проверка индивидуального задания. Логопед загадывает загадку о солнце – дети отгадывают, а ученик, выкладывающий солнце, говорит, что ответ верный и занимает свою парту.
Логопед спрашивает:
-Сколько лучей ты, …, выложил, когда делал солнце? Давайте для Кузи сформулируем столько же правил поведения на уроке, чтобы он мог учиться на «4» и «5».
********************
Логопед:
- Ребята, а как вы думаете, если мы сейчас пойдём в лес, мы сможем собрать букет цветов? А каких?
1.Решить примеры и отгадать названия цветов
(задание выведено на экран – см. презентацию)
2.Повторить названия цветов: медуница, ландыш, подснежник, огоньки. Запомнить их расположение на слайде.
3.Показать следующий слайд, на котором положение цветов изменено и вместо ландыша появился новый цветок – мать-и-мачеха. Задание: сравнить рисунки. Найти отличия.
********************
Логопед приглашает детей поиграть на лесную полянку, где их ожидает психолог.
- Но для того, чтобы оказаться на этой полянке нам необходимо выполнить правила игры. А правила такие: сейчас вы услышите музыку, я буду показывать вам движения. Смотрите на меня и повторяйте движения за мной. Будьте внимательны!
********************
Ребята, на нашей полянке находится светофор, который указывает жителям леса, что им можно делать, а что нельзя. Мы с вами будем двигаться по кругу. Смотрите на сигналы светофора и помните:
Свет зелёный - веселись, танцуй, ходи;
Жёлтый – лучше погоди;
Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно, шевелиться не спеши, сядь на корточки, замри.
********************
Сейчас, ребята, вы увидите фразу. Запомните её! У каждого из вас появится буква. По моему сигналу вы начнёте «печатать» эту фразу, выстраиваясь в ряд в определённой последовательности.
********************
-Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы считаем, что вы все сегодня хорошо поработали и вы все действительно МОЛОДЦЫ! А вы тоже так считаете? Дети хлопают или топают в зависимости от утверждения: верно- значит хлопни, неверно – топни.
**********************
1.Дети читают текст:
В лесу тепло. Зеленеет травка: такая яркая среди кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина! В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.
2.Дети дают развёрнутые ответы.
**********************
1.Один ученик читает, остальные следят.
2.Дети отвечают на вопрос (волшебная, невероятная, сказочная, необычайная).
3.Дети слушают запись.
**********************
1.Ученики проверяют работу Кузи (у каждого тетрадь с заранее написанным текстом): В лесу тепло. Зиленеет трафка: такая яркая среди кустов! Какие трапинки! Какая задумчивость, тишина! В тимноте белеют берёски. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной трове.
2.Дети объясняют орфограммы.
*********************
1.Дети читают.
2.Письмо по памяти.
3.Один ученик выполняет индивидуальное задание: выкладывает солнышко из пуговиц, остальные ученики об этом знать не должны (задание даётся «по секрету»)
*********************
1.Ученики находят лишнее слово (зелёный)
2.Ученики отгадывают загадку:
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
3.Дети называют правила по количеству лучей
**********************
1.Дети находят ответ (медуница, огоньки, подснежник, ландыши)
2.Дети рассматривают слайд с цветами, ищут изменения.
********************
Слушают музыку, смотрят на психолога, повторяя движения.
********************
Дети, начиная игру, идут по кругу, наблюдая при этом какие цветовые карточки показывает психолог. Если они увидели зелёный цвет, то могут продолжать движение по кругу. Если «загорелся» жёлтый свет, они должны замереть на месте. При красном свете светофора дети должны присесть на корточки и замереть.
(упражнение выполняется под весёлую музыку)
********************
Дети получают карточку с буквой, просчитывают какая по счёту будет их буква в ряду и по команде психолога начинают выстраиваться в ряд, «печатая» фразу «Мы молодцы!».
********************
Демонстрируют свое отношение к проведенному занятию.