Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»


Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»3 класс.
Тема: «Части речи.»
Цели: 1. Формировать умение распознавать части речи, правильно употреблять их в устной и письменной речи;
2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку, развивать творческие способности учащихся;
Ход занятия.
I.  Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
 Начинается занятие.
 А теперь все повернитесь,
 И друг другу улыбнитесь.
 Улыбнитесь мне, гостям
 И садитесь по местам.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь,  наше сегодняшнее занятие принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
1.РАЗМИНКА «Подумай – отгадай»
Ведущий: Приступаем к разминке! Отгадайте загадки.
1.Загадки по частям речи:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.(имя существительное)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про … (глагол)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.(имя прилагательное)
НА дороге пёс сидит,ЗА дорогой столб стоит.ДО дороги добегу,ПОД дорогой пробегу.Там подземный переход.ОТ дороги - кот идёт,У дороги - поворот.Нам С дорогой повезло,В дождь её не развезло.Нам В рассказе О дорогеОчень помогли…(предлоги)
Применяем все мы этоВместо имени предмета,Вместо признака предметаПрименяем тоже это,И количество предметовЗаменяет часто это.Нам на всё оно укажет,Но имён ничьих не скажет.Часто очень применяется,Сильно очень изменяется.Без него, как ни крутись,В речи нам не обойтись. (местоимение )
Ведущий: Молодцы! Вижу, что с частями речи вы знакомы.
2.Задание: Определить части речи выделенных слов.(на доске)
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.  
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
3.Задание: отгадать загадку и определить часть речи.
- Стоит дом, Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)
Белый зайчик прыгает по черному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел)
- Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь)
4. Задание: «Слово – змейка». На время на доске по очереди слова пишут.
Командам предлагается за 1-2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, н-р: адрес, салют,…
Дорога, арбуз …; пенал, лимон, …
5.Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.
- Рукой подать -…, В час по чайной ложке -…, морочишь голову - …, во весь дух - …, склонять по падежам - …, засучив рукава - …, спустя рукава - …, прикусить язык - …, ни пуха, ни пера - …
6. Игра «Наоборот».
   Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру наоборот.                                                       Скажу я слово высоко, а ты ответишь … низко,                                                                             Скажу я слово далеко, а ты ответишь … близко.                                                                        Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол,                                                                                  Скажу я слово потерял, а скажешь ты …нашёл.                                                                            Скажу я слово трус, ответишь ты …храбрец,                                                                              Теперь начало я скажу, а ты скажи … конец.
- Как называются слова противоположного значения?
- Подбери антонимы к словам:
Запрещать- разрешать, отсутствовать – присутствовать, ломать - чинить, 
Лёгкая - тяжёлая, румяный - бледный
 -Определите, к каким частям речи относятся данные слова.
7.Игра «Кто какие звуки издаёт?» Нужно к каждому названию животного подобрать и произнести слово, обозначающее, как это животное подаёт голос.
Курица, ворона, утка, свинья, медведь, козёл, лисица.
8. Творческое задание. Каждому ряду  дается текст. Нужно в него вписать подходящие по смыслу прилагательные.
1 карточка.
(Ласковые) лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут (звонкие) ручейки. Застучала за окошком (веселая) капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут (новый, зеленый) наряд.
2 карточка.
Октябрь. На дворе стоит (глубокая) осень. Льют (частые) дожди. (Осенний) ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из (пестрых) листьев.
3 карточка.
Побелели поля. Лес стоит в (белом) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под (снежным) сугробом. Заяц сменил (серую) шубку, на (белую).(чтение текстов).
Итак, какую же роль в нашем языке играют имена прилагательные?
Имена прилагательные нужны для красоты и точности описания.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
9. Физкультминутка. 
 А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
 Встали, вышли из-за парт.
 Если я буду называть имя существительное, вы  встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.
Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь
- Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов  я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов?  - Какие слова вызвали у вас сомнения?
10. Игра. Отгадай кто это?       
Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса
Серый, хищный, жадный.                                                 Волк
Белый, пушистый.                                                             Снег
Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Широкая, глубокая ……     река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная  …… берёза
-  Давайте проверим, что же у вас получилось?
-  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?
 (имена существительные)
Ведущий: Итак, заключительный конкурс. Я прочту стихотворение, а ваша задача ответить на вопрос: слова каких частей  речи встречаются в данном отрывке?
(Ведущий читает стихотворение, у детей листочки - черновики):
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Подведение итогов игры.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
………… лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут …………
ручейки. Застучала за окошком ……………….
капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут ……….  ………..  наряд.
Октябрь. На дворе стоит ……….. осень. Льют
………….  дожди.   …………….. ветер срывает
последние листья с деревьев.  Тропинки в лесу укрыл ковер из  ………….  листьев.    
        
Побелели поля. Лес стоит в ………….. уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под …………… сугробом. Заяц сменил …………. шубку на …………..