Программа дополнительных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика» (5 класс)






Программа дополнительных занятий по русскому языку
"Занимательная грамматика"
(5класс)
на 2013-2014 учебный год







Составила:
учитель русского языка
и литературы,
Шамсутдинова Р. И.














Москва, 2014 г

.


Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость дополнительных занятий заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.


Методы.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В своей работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся,
· метод проектов, в том числе, творческих и др.. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Курс “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 5-х классов.
Этапы реализации программы курса:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы курса:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.

№ п/п
Тема
Дата

1-2
Введение. Что мы знаем о языке. Общаются ли между собой животные. Как появился человеческий язык. Есть ли родственники у русского языка.


3-4
Умеем ли мы слышать и анализировать звучащее слово. Что мы знаем о смыслоразличительной роли словесного ударения. В чем секрет поэтической звукописи.
Творческий проект «Проба пера».


5-6
О чем рассказывает морфема. Как образуются слова. О чем рассказывает словообразовательная модель.


7
Участие в Интернет-олимпиаде по русскому языку.



8
Что такое этимология.


9-10
В чем секрет русской орфографии.
Нужны ли пунктуационные правила.


11-12
Что мы знаем о лексическом значении слова.
В чем секрет поэтических тропов.


13
Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».


14-15
Где прячутся диалектизмы. Стареют ли слова.



16-17
Зачем приходят иноязычные слова.
Что такое фразеологизмы.


18
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.



19-20
То мы знаем о частях речи в русском языке.
Как образуются формы изменяемых слов.


21-22
Итоговый проект. Альманах «Времена года».









Список литературы

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.























13PAGE 15


13PAGE 14315




15