Конспект урока по информатике и ИКТ на тему Табличное решение логических задач (7 класс)


ПРЕДМЕТ Информатика и ИКТ
УЧИТЕЛЬ Хоженцева С.Ф.
КЛАСС 7
ДАТА 7А – 16.01.16
7Б, В – 12.01.16
ТЕМА УРОКА Табличное решение логических задач
ЦЕЛЬ УРОКА Образовательная: выработать умения и навыки решения логических задач табличным способом;
Развивающая: продолжить развитие логического мышления, речи, внимания, стойкого интереса к предмету;
Воспитательная: вовлечь в активную деятельность, формировать информационную культуру, необходимую для профессиональной деятельности в современном обществе.
ЗАДАЧИ УРОКА систематизировать знания о табличных информационных моделях;
формировать умение осуществлять системный анализ текста задачи;
формировать навык преобразования знаковой информационной модели в смешанную (текстовую в табличную);
закрепить навыки работы с таблицами в среде текстового редактора.
ТИП УРОКА комбинированный
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ Информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ логика, математика
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ Формирование умений структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;
умение решать логические задачи табличным методом;
умение строить таблицы в среде текстового редактора;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ Познавательные:
умение строить логическое рассуждений, умозаключение;
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение моделировать (преобразование информации из одного вида в другой) используя компьютер;
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
Планирование
Коррекция
Коммуникативные:
Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
ЛИЧНОСТНЫЕ
УМЕНИЯ алгоритмическое и логическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Проблемный, объяснительно-иллюстративный, проектно-творческий;
Приемы: Прием ТРКМ «Вопросительные слова», прием «Опрос по цепочке», прием «Интеллектуальная разминка», прием «Мультимедийная презентация»,
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК обучающихся.
ПРОГРАММНЫЕ MS PowerPoint
НАГЛЯДНЫЕ Опорные конспекты:
Презентации: презентация «Табличное решение логических задач»
Анимации: нет
Тренажёры: нет
РАЗДАТОЧНЫЕ Карточки с задачами, готовые шаблоны таблиц к задачам 1,2
РЕСУРСЫ и МАТЕРИАЛ
РЕСУРСЫ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.phpМАТЕРИАЛ Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса: в 2 ч. Ч.1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
Организационный этап приветствие;
проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
определение отсутствующих;
организация внимания. приветствие;
подготовка к уроку;
отчёт дежурного по классу.
Актуализация знаний Прием ТРКМ «Вопросительные слова»
Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме «Моделирование». Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Подумайте 5 сек.
Прием «Опрос по цепочке»
Обучающиеся задают вопросы по цепочке Групповая работа
Обучающиеся обдумывают и составляют из двух столбцов таблицы вопросительное предложение.
Обучающийся, составивший вопрос, выбирает того, кто хочет ответить на это вопрос. Ответивший составляет свой вопрос и передает его следующему по цепочке. Слайд 1. Вопросительные слова
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Прием «Интеллектуальная разминка»
Решение ребусов: логика, таблица, задачи.
Учитель:
Попробуйте составить из получившихся слов тему урока. Подумайте 5 сек.
Тема урока: Табличное решение логических задач. Фронтальная работа
Обучающиеся отгадывают ребусы.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Записывают тему урока в тетради. Слайды 2-4. Ребусы 1,2,3
Слайд 5. Тема урока
Учитель:
Табличные модели удобно использовать при решении логических задач. С табличным способом решения логических задач мы с вами уже встречались в 5 классе. Логические задачи кому-то из вас встречались на уроках по математике, олимпиадах и различных конкурсах. Часто логические задачи встречаются в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по информатике. И у нас сегодня есть возможность научиться хорошо решать такие задачи.
Но дело в том, что не все логические задачи можно решить табличным способом. Как вы думаете, какие вопросы мы можем поставить на сегодняшнем уроке?
Запишем варианты ваших вопросов на доске. Фронтальная работа
Обучающиеся предлагают свои варианты вопросов по теме урока.
Возможные варианты вопросов:
Какие логически задачи можно решить табличным способом?
Как решать задачи с помощью таблиц? Первичное усвоение новых знаний Учитель:
На первый вопрос ответ будет звучать так: взаимно однозначное соответствие.
Как вы думаете, что означают эти слова? Попробуйте объяснить, сделайте предположение, попробуйте привести свои примеры словосочетаний с этими словами, синонимы этих слов.
Фронтальная работа
Обучающиеся приводят свои примеры, высказывают свои мнения.
Возможные ответы:
взаимно - взаимная симпания, в равной степени по отношению к друг другу, обоюдно, симметрично, друг друга, двусторонне;
однозначное – без вариантов, лишь один смысл, недвусмысленно, конкретно, четко, определенно, единственное;
соответствие - соответствие размера обуви размеру ноги его владельца, равенство в чем-нибудь, гармония, аналогия, соразмерность, сходство, совпадение, взаимность. Слайд 6. Взаимно однозначное соответствие
Учитель:
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия, если:
в этих классах одинаковое количество объектов;
каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса;
каждый объект второго класса связан заданным свойством только с одним объектом первого класса.
Класс – подмножество объектов, которые имеют одинаковые признаки.
Наличие связи между объектами обозначается «+» или «1», соответственно, если связи нет – то «-» или «0».
Например, первый класс объектов – это ученики, второй класс объектов – стулья в классе.
Приведите примеры классов объектов, находящихся во взаимно однозначном соответствии. Внимательно слушают учителя, задают вопросы, высказывают свои предположения.
Приводят свои примеры. Слайд 7. Определение
На каких рисунках слайда 8 выполняется взаимное однозначное соответствие?
Вернемся к вопросам.
Какие логические задачи мы можем решить с помощью таблиц? Фронтальная работа
Обучающихся выбирают правильные варианты: 1, 4, 5.
Обучающиеся отвечают на поставленные ранее вопросы.
Вариант ответа:
Те задачи, в которых два класса объектов можно связать взаимно однозначным соответствием.
Вариант ответа:
С помощью таблицы. Слайд 8. Примеры
Второй вопрос: Как решать такие задачи?
Алгоритм решения логических задач с помощью таблиц:
Внимательно прочитайте текст задачи.
Определите, о каких классах объектов идет речь. Назовите эти объекты.
Определите, находятся ли объекты этих классов в отношении взаимно однозначного соответствия.
Продумайте структуру таблицы: количество строк, граф (столбцов), заголовки.
Внесите в таблицу исходную информацию.
Внимательно читайте текст задачи, в соответствующие строки и графы вносите 0 или 1, фиксируя наличие связи между объектами.
У вас на столах есть карточки с задачами. Рассмотрим конкретный пример задачу 1. Отвечают на вопрос учителя, высказывая свои предположения. Слайд 9. Алгоритм решения логических задач с помощью таблиц
Раздаются карточки с задачами
Первичная проверка понимания Задача 1
Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Казани: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя.
1) Москвич сидел между казанцем и Витей;
2) петербуржец – между Юрой и Толей;
3) напротив петербуржца сидели пермяк и Алеша;
4) Коля никогда не был в Санкт-Петербурге;
5) Юра не бывал в Москве и Казани
6) казанец с Толей регулярно переписываются.
Нужно определить, в каком городе живет каждый из ребят.
Вопросы:
О каких классах объектов говорится в задаче?
Какова должна быть структура таблицы?
Работа над задачей ведется всем классом, обсуждается каждый этап работы. Заполнение таблицы проводится совместно. Процесс решения отображается на слайдах. Фронтальная работа с учителем
Обучающие вимательно читают задачу.
Отвечают на вопросы учителя.
Варианты ответов:
Мальчики, города;
6 столбцов, 6 строк или 6 столбцов, 7 строк
Обучающиеся заполняют готовую таблицу, которую подготовил учитель. Слайд 10. Задача 1
Раздаются готовые
шаблоны таблиц
Слайды 11-13. Вопросы
Слайды 14-19. Решение
Слайд 20. Ответ
Физкультминутка Учитель приводит пример модели. Если модель является образной, то обучающиеся потягиваются как кошка, если модель является смешанной – делают наклоны вперед-назад, если модель знаковая – наклоны вправо-влево. Обучающиеся выполняют упражнения. Слайд 21. Музыка
фоновая
Первичное закрепление Задача 2.
Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
Учитель раздает готовые шаблоны таблиц, контролирует процесс выполнения задания. Работа в парах
(самостоятельно)
Обучающиеся работаю в парах самостоятельно по готовым таблицам. Слайд 22. Задача 2
Раздаются готовые
шаблоны таблиц
Слайды 23-27. Решение задачи 2
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция Задача 3.
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
1. Смит самый высокий;
2.Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
3.Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
4. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Учитель контролирует процесс решения задачи каждым учеником самостоятельно. Индивидуальная работа
Обучающиеся решают задачу в тетрадях, самостоятельно составляют таблицу и заполняют ее.
Взаимопроверка в парах с выставлением оценки
Обучающиеся в парах меняются тетрадями, проверяют решение соседа, сверяясь с решением учителя.
Слайд 28. Задача 3
Слайд 29. Ответ
Практическая работа Задача 4
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.
Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
Перед решением обсудить с учащимися условие. Обратить внимание на то, что исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение). Работа в парах
Выполняют в парах решение задачи на компьютере, предварительно составив таблицу. Работа выполняется в среде текстового процессора. Слайд 30-32.
Практическая работа
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению П.2.6 (с.70-73), №1,2 (с 74) письменно в тетради;
Для дополнительной оценки – составить логическую задачу, решаемую с помощью таблицы Записывают домашнее задание в дневники Слайд 32. Домашнее
задание
Рефлексия Прием «Выбери верное утверждение»
У каждого ученика на столе таблица с утверждениями. Напротив каждого утверждения нужно поставить 1 или 0. Заполняют таблицу утверждений, сдают учителю Слайды 33-34. Рефлексия