Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 2 класса «Умножение и деление. Упражнения, игры, задачи».


Тема: Умножение и деление. Упражнения, игры, задачи.
Цели: 1) Закрепить изученные случаи табличного умножения; расширить знания учащихся.
2) Закрепить взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления.
3) Развивать навыки счёта, смекалку, сообразительность, внимание и наблюдательность детей; развивать умения
решать задачи умножением и делением.
4) Способствовать формированию у детей умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения
главного, перенося знания в новую ситуацию.
5) Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, интерес к математике,
активность, умение общаться.
Оборудование: раздаточный материал на каждую парту, компьютер, проектор, компьютерная презентация.
Этапы Ход занятия
Формирование УУД
I. Организация класса к занятию.
II. Разминка.
III. Основная часть. Решение задач.
IV.Итог занятия. Рефлексия.
– Что такое Умножение? Это умное сложение. Ведь умней — умножить раз, Чем слагать всё целый час.
Умножения Таблица Всем нам в жизни пригодится, И недаром названа УМНОжением она!
– Послушайте сказку.
Два брата. Жили-были два брата: Умножение и Деление. Как-то поссорился брат Умножение со своим братом Деление. Пришли к нему в это время три рыбака , и говорят: « Мы поймали 15 рыб, а разделить их не можем. Помоги нам!» А брату Умножение и сказать нечего. Делить-то он не умеет. А еще беда: Пришло время слугам жалование выдавать: по 40 золотых между 12 слугами делить. Причем, четверым нужно выдать по 4 золотых, а сколько остальным- непонятно. Ничего не получилось у брата Умножение. А тут еще дети прибежали, сын Плюс и дочь Минус, и спрашивают: – Папа, а какую часть богатства нам в наследство ты оставишь?.Брат Умножение совсем раскис и понял, что умножение без деления прожить не сможет. Пошел он к брату Деление мириться. Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец»
– Догадайтесь, ребята, какие будем решать сегодня задачи и примеры?
(На умножение и деление)
– Таблица умножения это прекрасная тренировка памяти! Но, как и любая другая тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего результата.
- Математика - точная наука, поэтому, чтобы ответить на нижеследующие вопросы, тебе придется предположить, что все, о ком идет речь на этой странице, живы, здоровы и не пострадали в схватках друг с другом. Пожалуйста, предположи именно это.
1. Сколько хвостов у семи котов?
2. Сколько носов у двух псов?
3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков?
4. Сколько ушей у пяти малышей?
5. Сколько ушек у трех старушек?
6. Сколько углов у четырёх столов?
7. Сколько ног у трёх пауков?
8. Сколько рогов у семи коров?
9. Сколько рук у шести подруг?
10.Сколько лбов у трёх козлов?
1. Задачи на табличное умножение и деление. ( Парная работа)
а) У Пети несколько собак. После прогулки Петя помыл 12 лап. Сколько собак у Пети? 12:4=3 (с.)
б) Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?
( 9:3=3 (мин.))
в) Слону принесли 9 ведер воды по 6 литров в каждом. 27 литров слон выпил сам, а остальную воду израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка. Сколько ведер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка? ( 9х6 - 27=27)
г) В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек?
(12:2=6 (ч.), 9 – 7=2 (б.), 6 – 2=4 (ч.) )
2. Логически-поисковые задания.
а) Какие три числа надо перемножить, чтобы получить пять? (1х1х5)
б) Какие два целых числа при умножении дают тот же результат, что и при сложении? (2 и 2)
в) Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получится от их сложения? (1,2,3)
Физкультминутка
Вверх ладошки! Можем хлопнутьХлоп! Хлоп! За спиной!По коленкам- Хлопаем перед собой!
Шлеп! Шлеп! Вправо можем!По плечам теперь Влево можем!Похлопай! И крест-накрест руки сложим!По бокамСебя пошлепай! 3. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
- Сейчас мы с вами решим несколько задач, взятых из старинных русских рукописей и «Арифметики» Л. Магницкого. Их решение требует не только математических знаний, но и сообразительности, творчества, умения логически мыслить, желание найти нетрадиционные пути решения. Родился Л.Ф. Магницкий 9 июня 1669 г. в Осташковской слободе Тверской губернии в семье крестьянина. Один из священников того времени писал, что мальчик с малых лет прославился в своей слободе тем, что сам научился писать и читать, «разбирать мудрёное и трудное». Настойчивым и упорным трудом он приобрёл глубокие познания в точных науках. Знатные богомольцы перевезли мальчика в Москву.
В знак глубокого уважения к математическому таланту царь Петр I предложил изменить фамилию мальчика Телятин на Магницкого, объясняя своё решение тем, что «как магнит привлекает к себе железо, так и он своими природными и самообразованными способностями обратил внимание на себя. возможно поэтому именно ему было предложено написать учебник по изучению математики для школы навигации, которая была открыта впервые в Москве в 1701 г. по указу
Петра I. Леонтий Филиппович Магницкий успешно справился с предложением Петра I, и в 1703 г. в Москве была издана книга «Арифметика, сиречь наука числительная». Кроме основ арифметики, учебник содержал элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации. Учебник насыщен задачами и примерами, большинство из которых увлекательны по содержанию. Книга была в употреблении почти до середины XVIII века, являясь, по словам М. Ломоносова, «вратами своей учёности».
Задача №1
- Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было 8 пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего?
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей.
(Решение: Обозначив количество гусей через какой-то отрезок, получим для количества лебедей отрезок в 3 раза больше первого.
Гуси
Лебеди
Из условия задачи известно, что уток было 8 пар, т.е. 2х8=16(уток), вдвое больше, чем гагар, т.е. 16:2=8(гагар). Но ещё известно, что «всех уток и гусей столько, сколько лебедей».
На рисунке видно, что количество гусей - 8, а количество лебедей – 24. Всего птиц было: 8+16+8+24=56)Гуси
16 уток
Лебеди
Задача №2
У пятерых крестьян – Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10 овец. Не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец. И говорит Иван остальным: «Будем, братцы, пасти овец по очереди – по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец». По сколько дней должен каждый крестьянин пасти овец, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в два раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, а Герасим – в четверо меньше, чем у Петра?
(Решение: Воспользуемся для решения данной задачи схематическим моделированием.
10
о
в
е
ц
И. П. Я. М. Г.
Решение:
1) 10:10=1 – было овец у Герасима и Якова.
2) 1х2=2 – было овец у Михаила и у Ивана.
3) 2х2=4 – было овец у Петра.
Ответ: У Ивана – 2 овцы, у Петра – 4 овцы, у Якова – 1 овца, у Михаила – 2 овцы, у Герасима – 1 овца.)Задача №3
В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 4 часа выпьют такой же бочонок кваса.
( Решение: Эту задачу можно решить двумя способами: методом приведения к единице или на основании взаимно – обратной пропорциональности между величинами.
Способ 1:
8х6=48(часов) – выпьет бочонок кваса один косец
48:4=12(косцов) – выпьют бочонок кваса за 4 часа.
Способ 2:
Если количество часов сократилось в 8:4=2(раза), то количество косцов, которые выпьют такой же бочонок кваса, возрастёт в 2 раза, т.е. 6х2=12 (косцов)
– Какие знания помогали выполнять задания на уроке правильно?– Какие задания были самыми трудными?– У меня на столе кружочки.
Зелёный кружочек возьмет тот, кто без труда выполнял все задания. Справился с задачами, поставленными на этом уроке.
Голубой – кто понял тему урока, но допускал ошибки.
Розовый- кто не справился с задачами урока.
Спасибо за работу.Познавательные УУД
Развиваем умения
1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
2.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;
10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении иформулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи