МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия Методика проведения занятия с элементами деловой игры по дисциплине «Менеджмент»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОКУЧАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Цикловая комиссия учетно-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
Методика проведения занятия с элементами деловой игры по
дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Управление конфликтами в организации»
2016
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Управление конфликтами в организации»
Подготовил Зехов А.С. – преподаватель ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ.
Изложена методика проведения занятия с элементами деловой игры направленная на формирование знаний и умений студентов по теме: «Управление конфликтами в организации».
Методическая разработка может быть использована преподавателями дисциплины «Менеджмента» СПО.
Рецензент:
Маслова Т.И. – преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТРассмотрено и утверждено
на заседании цикловой комиссии
учетно-экономических дисциплин
Председатель комиссии
____________ Е.В. Перец
Протокол № ___от___________
Одобрено на заседании методического совета
Председатель совета __________Т.И.МасловаПротокол № ____ от ____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Методика проведения занятия с элементами деловой игры по
дисциплине «Менеджмент» на тему: «Управление конфликтами в организации»7
Цели и междисциплинарные связи7
План и организационная структура занятия9
Подведение итогов занятия, домашнее задание 20
Выводы и рекомендации 22
Список использованной литературы 25
Приложения 26
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе. Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности — это показатель более современной, прогрессивной квалификации преподавателя, как представителя наук. Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций.
Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важны в образовательном процессе. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации. Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом.
Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у выпускника как общие, так и профессиональные компетенции. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
1) формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
2) развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
4) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Для проведения деловой игры преподаватель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного занятия, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации.
Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры. При определении целей важно ответить на следующие вопросы:
1) для чего проводится данная деловая игра;
2) для какой категории студентов проводится данная деловая игра;
3) чему именно следует обучать студентов;
4) какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры.
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры — их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Проводя занятия в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу студентов. Успешны в применении и исследовательские проекты. Студенты привлечены к работе с документами и различными источниками информации. Через игровые технологии, у них развивается самостоятельность, значительно возрастает интерес к выбранной профессии, появляется желание проявления их творческого потенциала. Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:
- в работу вовлечь наибольшее количество студентов;
- проявить заботу «о психологической» подготовке участников;
- уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели «деловой игры», подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;
- обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;
- преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности студентов, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.
Представленная методическая разработка предполагает советы преподавателям по проведению занятия с элементами деловой игры по теме «Управление конфликтами в организации», которые будут содействовать повышению мастерства преподавателей и качеству проведения учебных занятий.
1. Методика проведения занятия с элементами деловой игры по
дисциплине «Менеджмент» на тему: «Управление конфликтами в организации»
1.1. Цели и междисциплинарные связи
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.
Целью занятия является закрепление изученного материала, рассмотрение сущности конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения; расширение представления обучающихся об основных типах и причинах конфликтов; ознакомление с различными способами выхода из конфликтных ситуаций, развитие коммуникабельности, развитие интереса к самоанализу и познанию ситуаций.
Задачи:
Обучающая: способствовать формированию и применению базы знаний, умений и навыков студентов по организации и способах разрешения конфликтов.
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать креативность, аналитические, коммуникативные способности; развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий.
Воспитательная: прививать любовь к профессии, уважения к ее истории, стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации; акцентировать внимание на взаимосвязь конфликтов и здоровья человека, воспитывать культуру общения; побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Проведение занятия требует использования современных средств и форм организации занятия,   использование ТСО. По изучаемой теме студенты могут подготовить к занятию в виде домашнего задания - подготовки дополнительного материала в виде докладов, презентаций, слайдов.
 Показ домашних презентаций по темам можно организовать в течение занятия, для ознакомления с новым материалом. Это позволит проконтролировать самостоятельную работу студентов, поможет повторить уже пройденный материал, составить логическое аналитическое заключение.
Работа в микрогруппах, за компьютером, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений, использование элементов деловой игры по определению стиля поведения в конфликтной ситуации дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую конфликтную ситуацию на предприятии, рекомендации по улучшению работы.
Изучив эту тему, студент должен:
знать:
- сущность и причины возникновения конфликтов;
- типы конфликтов;
- методы управления конфликтами,
уметь:
- грамотно разрешать конфликтные ситуации
Дисциплина «Менеджмент»  тесно переплетается с другими экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются тесные межпредметные связи (экономика, деловое общение, этика и психология, история и др.).
В период изучения темы для более глубокого усвоения материала следует использовать также и внутрипредметные связи. Например, каким образом, контроль и мотивация труда способны создать конфликтную ситуацию в коллективе; в какой степени коммуникативные барьеры способствуют возникновению конфликта и т.д.
1.2. План и организационная структура занятия
Дверь в человеческие отношения
открывается только на себя.
Не бойтесь сделать шаг навстречу!
Проведение занятия по дисциплине «Менеджмент» относится к занятию совершенствования и систематизации знаний с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов деловой игры.
Студенты готовятся по теме  «Управление конфликтами в организации», который охватывает несколько тем учебной программы. Студенты должны знать основные определения, виды конфликтов, причины возникновения, выполнять практические задания, решать ситуационные задачи, самостоятельно анализировать сложившуюся  ситуацию.
Студенты готовят презентации по данной теме самостоятельно, самостоятельно работают за компьютером решая производственные конфликтные ситуации, демонстрируют элементы деловой игры. Заданные конфликтные ситуации обсуждаются и анализируются во время проведения занятия как прием систематизации знаний, это позволяет развивать у студентов творчество, логическое мышление, умение работать с ПК и аудиторией. 
Начало занятия проводится традиционным способом. Цели, задачи, задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.
Выполнение заданий проходит в подгруппах, студенты принимают активное участие в Блиц-опросе, каждая группа анализирует свою производственную ситуацию, обсуждает ее и демонстрирует на экране, студенты играют в Викторине, которая состоит из двух этапов, разыгрывают конфликтные ситуации, проводится тестирование на предмет «Конфликтный ли я человек?» и для закрепления изученной темы решается кроссворд.
Оценивает работу на занятии преподаватель.
 Время проведения:  90 минут
СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Элементы занятия
Изучаемые вопросы Методы обучения Планируемое время
1 Организационный Словесный 8 минут
2 Блиц-опрос Словесный 10 минут
3 Решение производственных конфликтных ситуаций Практический 15 минут
4 Проведение викторины:
- Задания командам
- Определение стилей поведения Словесный
Практический 8 минут
8 минут
5 Ролевая игра «Контакты и конфликты» Наглядный и практический 15 минут
6 Работа с тестами Практический 8 минут
7 Решение кроссворда Практический 8 минут
8 Заключительный:
- Выступления экспертов - конфликтологов- Подведение итогов и выставление оценок
- Выдача домашнего задания: подготовить информацию о факторах, вызывающих стресс и синдромах стресса
- Демонстрация фильма Словесный 10 минут
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
       
Занятие начинается с организационного момента: приветствие, отметка отсутствующих.
Рабочие места студентов следует организовать по кругу (по принципу круглого стола), это поможет настроить студентов на сплоченную работу.
Преподаватель называет тему, цель и задачи занятия (показ на слайдах), определяются теоретические аспекты (показ на слайдах), демонстрация эпизода из фильма.
Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных технологий, работы методом коллективно-мыслительной деятельности .
Преподаватель начинает занятие с прочтения притчи «Коробочка»:
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади, он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в неё, в одно из её окошечек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошечек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как же так?
- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.(слайд)
Ответьте на мой вопрос: Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Нет)
Конечно же нет. Все люди разные. У нас могут быть разными возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.
«Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно славы» - сказал В.Гюго. Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.(слайд)
Конфликт – это тоже борьба, факт человеческого существования, это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. (слайд)
Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. Уильям Линкольн.(слайд)
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. (слайд)
В чём же вред конфликтов? (слайд)
1) От конфликтов страдает достоинство человека.
2) На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук.
3) Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
«Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его».
     Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
 Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с методами и стилями управления конфликтом.
Часто на работе бывают такие ситуации, когда какой-нибудь ваш поступок окружающие трактуют совсем противоположно, нежели чем вы думали. В результате могут получиться конфликтные ситуации, что не благоприятствует карьере. О том, как избежать таких поступков мы сегодня и поговорим на нашем занятии.
Конфликт плохо поддается коррекции, приобретая разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и подчиненные должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в «тонусе», он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер деятельности. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. Но и подчиненные и менеджеры должны уметь управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь занятие для себя и для других. Преподаватель демонстрирует видеоролик «Ругань решает конфликты».
Конфликты на производстве весьма разнообразны, однако всем им без исключения присущи некоторые общие характеристики, о которых нам расскажут студенты.
Слово студентам.
На предыдущем занятии мы с Вами познакомились с понятием конфликта, его формами и типами, причинами возникновения, этапами развития, стилями поведения в конфликте и методами управления.(слайды)
Итак, что же такое Конфликт?
Чтобы ответить на этот и другие вопросы проведем небольшой блиц-опрос. Для этого разделимся на 3 команды. При блиц-опросе Вам необходимо быстро и правильно ответить на поставленный вопрос. Чем быстрее и правильнее ответит на вопросы команда, тем больше бонусов она заработает.
что такое конфликт? Слайд
формы конфликта слайд
что такое инцидент? слайд
кто является участниками конфликта? Слайд
формула конфликта? слайд
Сколько процентов времени менеджер затрачивает на управление конфликтом? слайд
Беседа, просьба, разъяснение – к какому методу управления конфликтом относится данная характеристика? слайд
Самый распространенный тип конфликта? слайд
Что такое деструктивный конфликт? слайд
Как называется наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня? слайд
Группа экспертов подсчитывает количество верных ответов и вручает бонусы командам.
А сейчас переходим ко второму этапу - решение производственных конфликтных ситуаций.
На данном этапе Вы будете работать за компьютером, у вас есть пакет заданий с конфликтными ситуациями для каждой команды по 3 ситуации (Приложение А) и Вы определите тип конфликта, его причину и метод управления. По окончании времени желающий участник команды расскажет нам алгоритм действий в конфликтных ситуациях.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Определите тип и разновидность конфликта.
Задание 2. Выявите причины конфликта.
Задание 3. Выберите оптимальный способ разрешения конфликта.(слайд)
Ответы команд. Эксперты оценивают работу команд.
Сейчас переходим к Викторине, которая состоит из двух этапов:
На первом раздаю задания командам (Приложение Б) и чья команда быстрее ответит, та и получит бонус.
На втором этапе я Вам представлю стили разрешения конфликта и характеристики, Ваша задача угадать какая именно характеристика относится к определенному стилю.
Находясь в ситуации конфликта, человек выбирает тот или иной стиль поведения, зависящий от его индивидуальных особенностей, значимости для него партнера, специфики сложившейся ситуации и многого другого. Психологи выделяют несколько наиболее традиционных способов выхода из конфликта и советуют в зависимости от конкретной ситуации выбирать наиболее приемлемый.
А теперь, прежде чем мы перейдем ко второму этапу Викторины послушайте одну известную притчу: «Апельсин»
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить любую проблему.
Что бы Вы сделали на месте одного из этих людей, если бы апельсин нужен был для одной и той же цели?
Возможные варианты ответов обучающихся: применить силу, уступить, договориться и т.п.
И сейчас мы переходим ко второму этапу викторины.
С точки зрения науки конфликтологии, есть 5 стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество, компромисс. Их характеристики занесены в таблицу (на экране). Вы должны восстановить логическую цепочку стилей поведения в конфликте.
Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
Эксперты оценивают участников команд.
Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?
Человек в своей профессиональной деятельности может столкнуться и быть вовлечён в различного рода конфликтные ситуации с руководством, коллегами, клиентами. Именно поэтому ему так необходимо знать причины возникновения межличностных конфликтов, чтобы оказывать помощь в их конструктивном разрешении, управлять ими, выступать посредником в конфликтных ситуациях, а также предупреждать конфликты.
Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры “Контакты и конфликты”.
Благими намерениями устлана дорожка в ад. Это выражение зачастую вспоминается, когда вы хотели, как лучше, а получилось как всегда. Чтобы не попадать в конфликтные ситуации впредь, предлагаю вам рассмотреть примеры таких ситуаций и возможные варианты их решений.
Итак, начинаем проигрывать конфликты.
Свою ситуацию «Служебные сплетни» представляет первая команда:
Вы сидите с сотрудницами на служебной кухне. Обсуждаете подруг, мужей, детей. Неожиданно к вам заходит еще одна коллега. Пауза. Вы соответственно замолкаете, кидаете взгляд на новичка и молча, продолжаете трапезу. Естественно вновь пришедший подумает, что вы говорили либо про него, либо про шефа, либо еще какие сплетни распускали. Ага, про меня шушукаетесь? А может шефа обсуждаете? Теперь за вами будет репутация сплетниц.
Что делать. Такие неловкие ситуации возникают довольно часто. Не стоит тут же оправдываться и говорить «мы не о тебе говорили». Вряд ли вам кто-то поверит. Лучше договорите фразу до конца, а затем попробуйте перевести разговор в другое русло. Не лишним будет включить в ваш разговор новичка. Если человек вам неприятен, то быстро закончите разговор и отправляйтесь работать.
Примерные вопросы преподавателя:
- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
- Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении конфликтной ситуации?
Вторая команда предлагает ситуацию «Агрессия по финансовому вопросу»
В фирме между двумя сотрудницами возник конфликт по финансовому вопросу; они вели себя очень агрессивно по отношению друг к другу, что отвлекало всех остальных от работы. Пауза. Менеджер посчитал нужным вмешаться, дал им понять, что сам займется поиском решения, но совместно с ними, а пока временно переводит их в разные подразделения. Такая расстановка кадров устроила всех, в том числе и обеих сотрудниц. Таким образом, руководителю удалось ликвидировать конфликт.
Один из способов сохранения мира - держать людей обособленно. В большинстве случаев прямой конфликт будет продолжаться, пока люди не будут разведены в стороны. Главное - сделать это справедливо, т.е. желательно не предлагать прекратить ссору только одному из конфликтующих. Если конфликт протекает не «лицом к лицу», менеджеру целесообразно управлять ситуацией на расстоянии (через посредников, письменно, по телефону и т.д.). Он должен ясно дать понять, что конфликт должен быть прекращен, пока ведутся поиски решения.
Примерные вопросы преподавателя:
- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
- Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении конфликтной ситуации?
Третья команда представляет ситуацию «Агрессия и превосходство
Николай Соколов, проработав в главном управлении завода около года в должности экономиста, был назначен на должность руководителя отдела маркетинга и рекламы. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством завода при принятии такого решения.
Николай имел хорошее базовое образование, был компетентен и коммуникабелен, энергичен и исполнителен. За время работы он очень вырос как специалист. Однако первый же рабочий день Николая в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать Николая Соколова в качестве нового руководителя. В ответ на просьбу Николая, которую он адресовал всем сотрудникам о предоставлении ему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее: «Я работаю в отделе более двадцати лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела Иван Михайлович, которого мы с почестями проводили на пенсию, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне как специалисту с Вашей стороны меня оскорбляет».
«Уважаемая Валентина Григорьевна! Позвольте Вам заметить, что в работе все сотрудники равны и обязаны подчиняться моим профессиональным требованиям. Никто Вас не обвиняет в некомпетентности ,но попрошу быть исполнительной и не игнорировать мои просьбы. Если Вас не будет устраивать стиль моей работы, оставляю решение за вами. Буду вынужден прибегнуть к административным мерам и стоит вам подумать о пенсии…
Примерные вопросы преподавателя:
- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
- Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении конфликтной ситуации?
- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?
- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:
а) если оба будут настаивать на своем
б) если оба захотят погасить конфликт
в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта
г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам
Спасибо участникам команд.
Итак, были разыграны совершенно разные конфликтные ситуации, взятые из жизни. На нашем занятии, как в зеркале отразились эффективные пути разрешения конфликтов.
Можно отметить, что не один из пяти стилей выхода из конфликта не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из конфликта приходится комбинировать различные стили.
Возможно, в ходе занятия некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: А конфликтный ли я человек или нет? Результаты вы узнаете после прохождения теста «Конфликтный ли вы человек?» (Приложение В)

Для закрепления изученного материала проведем тестирование по теме «Конфликт». (Приложение Г)
Преподаватель задает вопросы трем командам, эксперты оценивают их ответы.
А сейчас для лучшего закрепления темы переходим к решению кроссворда. (Приложение Д). Участники команд должны правильно угадать слово и кто быстрее его напишет на доске, тот и заработает больше бонусов
1.3. Подведение итогов
Преподаватель раздает Лист обратной связи.
Оцените по 5 бальной шкале степень удовлетворённости:
Изученной темой Формой проведения занятия Группой Собой Преподаватель выдает домашнее задание к следующему занятию: в продолжение темы конфликты в организации подготовьте информацию к следующему занятию о факторах, вызывающих стресс и синдромах стресса.
Завершающим этапом занятия является выступление студента-эксперта с подведением итогов работы команд и анализом их активности.
Завершающий момент занятия подведение итогов преподавателем. Оценки за занятие получает каждый студент в зависимости от активности работы, правильности выполнения задания.
Заключительное слово преподавателя: Безусловно, Менеджер должен уметь предотвращать конфликтные ситуации, не должен позволить кому-то проиграть: если будет найдено решение, при котором обе стороны победят, то руководитель предотвратит болезненные эффекты поражения (унижение, подавленность, обида, месть, потеря престижа) и победы за чей-либо счет (высокомерие, сверхсамоуверенность и желание вновь испытать вкус своей победы).
Но если конфликт все-таки произошел, руководитель должен постараться использовать конфликтные ситуации как благоприятную возможность подчеркнуть еще раз групповые цели и улучшить положение дел. Способность менеджера рассеять потенциальный конфликт или, еще лучше, направить энергию, питающую его, в позитивное русло может быть неизмеримо повышена, если он не попадет в ловушку, позволив разногласиям развиться в конфликт. Для этого управляющему необходимо сохранять самообладание, проявить твердость, не поддаваться на провокации, сдерживать эмоции. Он должен дать людям возможность «остыть» и выслушать все точки зрения, прежде чем принять решение.
Ни в коем случае не следует не замечать возникшего напряжения, поскольку это приведет к обострению ситуации и более серьезный конфликт будет сложнее ликвидировать.
Понятие, противоположное конфликту,- это согласие, сплоченность, мир. «Худой мир лучше доброй ссоры»-утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они портят отношения между людьми, вызывают нервное напряжение и стрессы.
«Люди поразительно недоверчивы друг к другу, все время ожидают нападения, отсюда их чудовищная агрессивность» - сказал Ю. Нагибин.
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она.
Ребята, в заключение мне бы очень хотелось пожелать Вам научиться избегать конфликтные ситуации, не провоцировать их, а в случае возникновения умело и грамотно ими управлять и чтобы в Вашей жизни они встречались только в сюжетах всеми любимых комедийных фильмов.
Давайте будем стремиться к сотрудничеству в нашей жизни!
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Специфика возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1)  В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.
2) Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по закреплению теоретических знаний, переводу их в практический контекст. Происходит не механическое накопление информации, а действенное рассмотрение какой-то сферы человеческой реальности.
Эти особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать это можно в следующем виде:
- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;
- игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;
- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.)
Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы. Студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения. Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умений. В этот момент, на мой взгляд, резко возрастает уровень использования наглядности на занятии, повышается производительность труда преподавателя и студента. Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Изменяется отношение студентов к персональному компьютеру ни как к игрушке, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Огромное внимание при данной технологии проведения занятия уделяется логической подаче учебного материала, что значительно повышает уровень знаний студентов.
Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии.
Таким образом, игровые методы обучение позволяют преподавателю:
1) развивать у студентов коммуникативные умения и навыки;
2) приучать работать в команде;
3) обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
4) вести грамотный диалог (диспут) преподаватель — студент;
5) благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки студента, расположить его к диалогу и действию.
Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.
       Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.
Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс решения конфликтных ситуаций, осуществляет поиск путей выхода из них, что является необходимым условием в профессиональной деятельности будущих специалистов.
Анализ применения на своих занятиях одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что все это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебный план специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов [Текст] / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910
Глухов В.В. «Основы менеджмента»,М.:Логос,2013г
Чумикова А.Н. «Управление конфликтами»,М.:Экономика,2012
Приложение А
ПАКЕТ ЗАДАНИЙ С КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
1 команда:
Ситуация 1.Самые распространенные случаи  конфликтных ситуаций – это  когда вы проспали на работу и необходимо оправдаться. Звоните начальству или коллегам и говорите, что вы стоите в пробке, а тут неожиданно срабатывает будильник или кто-то из домочадцев просит говорить тише, ведь они еще спят. Что ж, не знаешь как врать – говори правду!
Ситуация 2.Два специалиста фирмы находились в состоянии «холодной войны». Вместо того чтобы работать в одной команде и указывать друг другу на ошибки, они втайне радовались чужим промахам. Это привело к тому, что не были во время устранены нарушения, допущенные в технологическом цикле, и вся партия продукции была изготовлена с неустранимым браком. Организация понесла большие убытки, был нанесен серьезный урон ее репутации.
Ситуация 3.Престижный ресторан японской кухни. Персонал включает как мужчин, так и женщин, разных возрастов. На очередном собрании управляющих заведением, было принято решение принятии в свой штат сотрудников второго администратора зала. Во время собрания, ныне работающий администратор, по причине отсутствовал, и не был в курсе данного решения. На следующий день, руководство начало отбор на новую должность, и сообщило об этом администратору. Реакция последнего, разыграла ссору с управляющим. Его мнение противоречило мнению руководства о необходимости второго вакантного места.
Конфликт пошел на новый виток; уже персонал стал жаловаться на неприятную психологическую атмосферу на работе.
В результате непонимания и конфликта, администратор уволился. Оставив за собой последнее слово в предвзятом отношении руководства к нему.
2 команда:
Ситуация 1. В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен разрешать возникающие конфликты?
Ситуация 2. Участниками этого конфликта являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной.
Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.
В отдел поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.
Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?
Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.
Ситуация 3.Зачастую мы попадаем в конфликтные ситуации просто из-за того, что можем ляпнуть, что-то не подумавши. Например, в разговоре с шефом сказать «представляете, вчера звонил кандидат на должность менеджера. А ему лет чуть больше чем вам, какой из него менеджер?». И тут же понимаете, что сказали глупость, а шеф начинает смущаться или краснеть от злобы, это может негативно сказаться на вашей взаимоотношениях.
3 команда:
Ситуация 1: Нормировщик Петрова Л.Ю. не подготовила вовремя наряды на работу по цеху механизации. В результате расчетный отдел задержал расчет и выдачу заработной платы на 3 дня. Это вызвало возмущение рабочих цеха, и они написали заявление в профком с просьбой найти и наказать виновных.
Ситуация 2. На смену не явился оператор диффузии. Начальник смены Иванов С.Г. заставил Сидорова И.М. – оператора диффузии предыдущей смены отработать еще смену. Возник конфликт.
Ситуация 3. Проходит совещание у директора, подводятся итоги работы за 2-е полугодие. Выясняется, что продукция на рынке не покупается, так как появилась подобная продукция предприятий-конкурентов, но по более низким ценам. Все обвинения были возложены на коммерческого директора Жиркова Н.А.
Приложение Б
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ
1-й этап Викторины
Задания на листках:
1 команда
Причины конфликта? (слайд)
Кто такие оппоненты?(слайд)
Типы конфликта? (слайд)
2 команда
Методы управления конфликтом? (слайд)
Что такое компромисс? (слайд)
Перечислите стили поведения в конфликте? (слайд)
3 команда
Этапы развития конфликта?(слайд)
Какие могут быть последствия конфликта в организации?(слайд)
Признаки конфликта?(слайд)
2-й этап Викторины
Приспособление Избегание Соперничество Сотрудничество Компромисс
Поиск решения, устраивающего обе стороны Стремление добиться своего за счет другого Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого Уклонение от принятия решений решение требует тщательного обдумывания и совместной проработки. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт
Люди, неуверенные
в себе Сильные, зрелые, уверенные в себе люди Мирные, уступчивые люди Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы
все позиции в этой таблице перепутались. Вам нужно восстановить логические цепочки и указать правильное расположение позиции.
Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.
Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе.
Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.
Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
Эта стратегия уместна при тщательном обдумывании и совместной проработки решения. Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт. Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы.
Приложение В
ТЕСТ «КОНФЛИКТНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?»
     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Выбирается наибольшая сумма, значит это такой тип поведения. Например, тип А - сумма 8, тип Б – 7, тип В – 5, тип Г – 2, тип Д – 2. Сумма больше в типе А, значит у ребёнка преобладает этот тип поведения.
Типы поведения:
Тип А – жёсткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своём, защищая свою позицию. Это тип людей, которые считают себя всегда правыми.
Тип Б – демократичный стиль. Они считают, что всегда можно договориться. Во время спора предлагают альтернативу. Ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
Тип В – это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
Тип Г - мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встаёт на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Тип Д – уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
Приложение Г
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТ»
1. Конфликт — это:
Противоречие
Отсутствие согласия
Противоборство сторон
2. Тождественны ли понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт»?
Да
Нет.
3. С чего начинается конфликт?
С возникновения конфликтной ситуации
С осознания интересов и препятствий обеими сторонами
С действий друг против друга.
4. Конфликт в организации должен рассматриваться:
Как нежелательное явление
Как свидетельство неблагополучия организации
Как явление, которое может как разрушить организацию, так и способствовать ее развитию
Как позитивное явление
Как доказательство слабости менеджмента.
5. Компромисс является оптимальным способом разрешения конфликта?
Да
Нет.
6. Поговорка «Чтобы получить, надо поделиться» подходит для объяснения следующего стиля поведения в конфликте
Давление, соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Уход
Приспособление, уступчивость.
7. Структурирование конфликта на уровне организации предполагает (выберите правильные методы):
Посредничество
Формирование общих ценностей
Установление общих целей
Использование координации и интеграции
Переговоры
Систему поощрений.
8. Профилактика, предупреждение конфликтов предполагает:
Устранение причин конфликтов
Использование межличностных стилей разрешения конфликтов
Позитивное общение
Структурирование конфликта в организации
Посредничество.
9. Стресс на рабочем месте:
Полезен
Опасен
Нежелателен
Требует контроля и управления
Должен устраняться любыми способами.
10. Вы получили два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и от вышестоящего руководителя. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Выберите одно из решений.
В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю
Сначала буду выполнять наиболее важное, намой взгляд, задание
Сначала выполню задание вышестоящего руководителя
Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.
11. Какому стилю поведения в конфликте соответствуют следующие поговорки?
Чтобы получить, надо поделиться
Не лезь на рожон
Топни ногой там, где хочешь стоять
Лучше отдавать другим, чем получать самому
Одна голова хорошо, а две лучше
Приложение Д

Вопросы:
По горизонтали:
2.Ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы
4.Разногласия между линейным и штабным персоналом
6.Уйти от конфликта
8.Конфликт, который ведёт к повышению эффективности организации, данная ситуация помогает выявить большое число альтернатив и проблем
9.Разрешение конфликта с помощью убеждения
По вертикали:
1.Отсутсвие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретные лица или группы
3.Борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу
5.Попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой
7.Конфликт, который приводит к снижению личной удовлетворенности и снижения эффективности организации