Разрешение конфликтных (с правонарушающим компонентом) ситуаций с участием несовершеннолетних учащихся с применением восстановительных процедур СОШ №3 г. Белоярский

«Разрешение конфликтных (с правонарушающим компонентом) ситуаций с участием несовершеннолетних учащихся с применением восстановительных процедур»

Д.М. Силаева,
заместитель директора по воспитательной работе
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Белоярского района «Средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский»






В процессе обучения в образовательном учреждении каждый обучающийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты, в которых становился обидчиком, жертвой или невольным свидетелем.
Конфликты между детьми, родителями, учителями по своему характеру разнообразны: драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик» и др. В течение многих лет в школах в профилактике конфликтных ситуаций использовали традиционный способ разрешения конфликтов. Кроме того, разбирательство проступка носило характер клеймения провинившегося, и дети понимали, что за данным проступком обязательно последует неотвратимость наказания.
Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и базируется на примирении, а не наказании. «Восстановительный подход» - это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации встреч примирения, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора.
СЛАЙДЫ 2,3. В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и другими нормативными актами, которые вы видите на слайде, в целях обеспечения защиты прав детей, создания условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов в СОШ № 3 г. Белоярский, как и в других образовательных учреждениях Белоярского района, организована деятельность школьной службы примирения (медиации) в составе: педагога-психолога, руководителя Школьной службы примирения (медиации), и её членов: педагога-психолога, социального педагога, двух педагогов, двух учениц 8 класса и ученика 10 класса. В начале текущего учебного года в состав школьной службы примирения внесены изменения: включён представитель родительской общественности.
Школьная служба примирения (медиации) является структурным подразделением СОШ № 3 и приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Службу примирения.
В школьной службе примирения используется восстановительная медиация, основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта (а не специалистами из службы примирения). Данный принцип ответственности зафиксирован в «Стандартах восстановительной медиации» и других относящихся к медиации стандартах.
СЛАЙД 4. Основная цель школьной службы примирения (медиации) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
СЛАЙДЫ 5,6. Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач, которые вы видите на слайде.
СЛАЙДЫ 7,8. Документы, регламентирующие деятельность школьной службы примирения, представлены на слайдах.
Одним из основных документов для работы школьной службы примирения в России являются Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, которые относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики.
Учащимися, задействованными в школьной службе примирения, на первом этапе проведено диагностическое исследование в классах совместно с педагогом-психологом по выявлению конфликтных ситуаций среди учащихся школы, причин их возникновения. Полученные данные были обработаны и проанализированы. По результатам анкетирования, учащиеся школы отметили, что чаще всего возникают конфликтные ситуации со своими друзьями (32%) и одноклассниками (28%). На второй позиции учащиеся отметили конфликты со знакомыми своих друзей (20%) и конфликты в семьях с родителями и родственниками (18%). На третьей позиции, учащиеся отметили конфликты с педагогическими работниками (2%).
Результаты диагностических исследований дали возможность разработать основные направления работы школьной службы примирения с разными категориями: одноклассниками, родителями и педагогами. В связи с этим, в работе службы используются такие методики и программы примирения, как медиация между сторонами «Круги сообществ», «Лицом к лицу» и др.
Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения использовался метод «Кругов примирения», когда учащихся в классе рассаживались в круг и каждому давали высказаться. При использовании этой методики в детском коллективе необходимо было сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: «Чем таким интересным вы занимались на прошлой неделе?». В ходе систематической работы с учащимися классов, где были выявлены проблемы, были обсуждены шесть различных тем. Итогами работы в «Круге примирения» по конфликтным ситуациям явилось то, что учащиеся смогли прояснить позиции разных конфликтующих сторон, понять причины своих поступков и поступков других людей, признали свою вину и извинились.
Для решения конфликтов между детьми и их родителями использовалась методика «семейных кругов», на которых решались следующие задачи:
достижение общего понимания того, что произошло и происходит;
возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;
осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.
В «семейных кругах» участвовали только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задал вопросы каждой из сторон: («Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?» и т. д.) В конце посредник предложил сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.
Реализуемые школьной службой программы примирения направлены как на преодоление враждебности между сторонами, так и на активное участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
Необходимо отметить, что опыт работы школьной службы примирения с использованием восстановительных технологий имеет, конечно, результаты. Показателями результатов проделанной работы является то, что некоторые конфликты удалось погасить внутри школы, отдельные учащиеся стали более культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов.
При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате обучающиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи.
В прошлом учебном году в Службу обратились ученица 7 класса и её мама. Девочку обижали мальчики, её одноклассники. Службой организованы встречи, на которых девочка и мальчики помирились. Подростки, совершившие проступок, осознали причины своего поведения и его последствия, принесли извинения девочке, загладив тем самым причиненный ей вред, вернули себе уважение и восстановили дружеские отношения. А девочка избавилась от негатива и желания мести.
На рассмотрение службы поступали различные ситуации, например, конфликт между двумя пятиклассниками с развязыванием драки; конфликт между двумя девочками-пятиклассницами, в котором фигурировал пропавший мобильный телефон (проблему удалось решить, не доводя дело до полиции). То есть в основном это конфликты между детьми.
Служба очень молода, многому ещё нужно будет научиться, но результаты весьма позитивные. За период с января по ноябрь 2015 года проведено 5 медиаций, в результате чего дальнейшего развития конфликтов удалось избежать.
Функционирование школьной службы примирения (медиации) позволяет:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оздоровить психологическую обстановку в школе.