Авторская программа «Интеллектуальные игры с элементами информатики»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Н.Калинина Первый городской общеобразовательный лицей РК С - КО г. Петропавловск ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ 2 г. Петропавловск 3 Учебный кур с «Интеллектуальные игры с элементами информатики» призван совершенствовать, корректировать и развивать функциональную грам отность , учебно - познавательные и информационно - технологические компетенции учащихся на раннем обучении информатике . 4 СОДЕРЖАНИЕ Поя снительная записка с тр. 4 Список литературы с тр. 6 1. Учебная программа для 1 класса с тр. 9 2. Учебная программа для 2 класса с тр. 1 7 3. Учебная программа для 3 класса с тр. 26 4. Учебная программа для 4 класса с тр. 35 5. Требования к знаниям и умениям с тр. 45 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Интеллектуальные игры с элементами информатики » на раннем этапе, наряду с основными учебными предметами, эффективно способствует развитию мышления ребенка. Одной из психологических причин трудностей, возник ающих у школьников среднего звена в процессе обучения, является недостаточное владение навыками мыслительной деятельности, непонимание смысла и значения некоторых важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса,. Низкий уровень этих мыслительных операций затрудняет процесс учебной деятельности. Так как мы можем развивать основные логические структуры мышления у школьников то, основная задача курса в игровой форме корректировать и развивать учебно - познавательные и информационно - технол огические компетенции учащихся и функциональную грамотность. Курс рассчитан на учащихся с 1 по 4 класс. Он состоит из двух логически завершенных частей. При обучении используются учебники - тетради «Интеллектуальные игры с элементами информатики». Первая ч асть рекомендуется детям 1 - 2 классов. Программа ориентирована, прежде всего, на общее и интеллектуальное развитие и знакомит учеников с основными понятиями информатики. У первых классов обучение возможно без компьютеров. Вторая часть курса предназначена дл я учащихся 3 - 4 классов и в программе используются следующие темы: 1. Статическая картина объекта; 2. Картина поведения объекта; 3. Язык, как объект моделирования; 4. Информационная модель объекта. Дидактические игры, используемые в учебном курсе , в целом влияют на ра сширение кругозора в областях знаний, связанных с информатикой, развивают у детей умение оперировать как объектами , так и понятиями. При их использовании , знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного воспроизведения качест венно изменяются, приобретая сознательный и обобщенный характер. В результате этого процесса учащиеся незаметно для себя (иногда даже на подсознательном уровне) усваивают заложенный в играх учебный материал , развивая функциональную грамотность и учебно - те хнологические компетенции . Коррекционно - развивающие дидактические игры, используемые в учебном курсе , имеют различную тематику и условно поделены на 4 раздела: - игры на развитие вербальных способностей; - игры на развитие пространственного мышления; - игры на р азвитие конвергентного мышления; - игры, способствующие развитию мыслительных операций. Отдельная часть курса , это овладение десятипальцевым набором текста с клавиатуры в игровой форме. Развивая руку ребенка, мы развиваем не только 6 его вербальные способности , но и активизируем работу мозга, поэтому идея обучения учащихся сразу двум способам письма (с помощью ручки и с помощью клавиатуры) имеет вполне оправданный подход к развитию интеллекта с самого начала их учебной деятельности. На каждом уроке в течение 3 - 5 минут осуществляется тренинг. Для младших школьников это отработка основных навыков при печатанье текста, для 3 - 4 классов – это задания - игры, развивающие мыслительные операции, воображение, нестандартное мышление. Основными целями изучения предмета Интел лектуальные игры с элементами информатики являются: 1. Развивающая – направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, внимания, воображения, мотива. 2. Практическая – направлена на формирование функционального мышления . 3. Воспитательна я – формирование гражданственности, мировоззрения, нравственности и высокой морали. Данная программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и на 34 часа со 2 - 4 класс при 1 часе в неделю. 7 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. А.Д.Гетманова «Занимательная логика», Москва «Владос» - 1998г. 2. Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников», Ярославль «Академия развития» - 2000г. 3. Л.Ф.Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль «Академия развития» - 1997г. 4. Л.Брайт «Развиваем инте ллект», Санкт - Петербург «Питер» - 1997г. 5. Л.М.Лихтарников «Занимательные логические задачи», Санкт - Петербург «Лань», «Мик» - 1996г. 6. Н.Винокурова «Подумаем вместе», Москва «Рост» - 1997г. 7. Б.М.Абрашитов, Т.М.Абрашитов, В.Н.Шлихунов «Учись мыслить нестандартно», Мо сква « Просвещение» - 1996г. 8. В.Д.Чайковский, В.П.Вержиковский «Внеклассная работа по математике во втором классе с использованием персональных компьютеров», Бердянск - 1995г. 9. А.В.Горячев и др. «Информатика в играх и задачах», Москва «Баласс» - 1998г. 10. І.Стеценко, О.Стрижак «Навчальний розвивальний курс «Логіки світу»»,Київ - 2000р. 11. Т. Смирнова «Белка и компания» (Экономика для младших школьников). Корпорация «Федоров» Самара 1998г. 12. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова «Путешествие в компании белки и её друзей» (Задачник - рабочая тетрадь по экономике) Часть 1,2. 13. Г.Э.Дьюдени «200 знаменитых головоломок мира», Москва ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1999 г. 14. Л.П.Мочалов «Головоломки», Москва «Наука», 1999 г. 15. А. Хард - Девис «Удивительные математические головоломки», Москва ОАО «Астрель», 2003 г 16. Н.Л.Владченко «Играя, учимся» выпуск 1, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2005 17. Н.Л.Владченко «Играя, учимся» выпуск 2, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2005 18. Н.Л.Владченко «Играя, учимся» выпуск 3, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2005 19. Н.Л.Владченко «Игра я, учимся» выпуск 4, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2006 20. Н.Л.Владченко «Играя, учимся» выпуск 5, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2006 21. Н.Л.Владченко «Играя, учимся» выпуск 6, Москва ЗАО «Центрполиграф», 2006 22. Т.А.Ткаченко «Логические упражнения для развития речи», Москва «Книголюб», 2005 г. 23. Л.М. Козырева «Развиваем логическое мышление», ООО «Издательств АСТ», 2005 г. 8 24. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кудрявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Развиваем мышление», ЗАО «Росмен - Пресс», 2005 г. 25. «Развиваем логику», ООО «Издательский дом Он икс 21 век», 2003 г. 26. В.И.Арнольд «Задачи для детей от 5 до 15 лет», Москва МЦНМО, 2004 г. 27. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кудрявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Академия Холдинг», 2002 г. 28. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кудрявина, И.Г.Топор кова, С.В.Щербинина «Веселые задачки для маленьких умников», «Академия Холдинг», 2002. 29. Б.Баландин «Большая книга интеллектуальных игр» М, «Просвещение», 1999 г. 30. Л.М.Кусова «Букварь для дошкольников», издательство «ЛИТУР», 2001 г. 31. А.Г.Гайшут «Математика в л огических упражнениях», Киев «Радянска школа», 1985 г. 32. УМК «Развивающие задания для 1 класса», Москва, 2005 г. 33. Е.Г.Козлова «Сказки и подсказки», Москва МЦНМО, 2004 г. 34. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи», Москва, 2007 г. 35. А.Г.Паутова «Информатика - 1», издательство гимназии «Открытый мир», 1995 г. 36. Л.А.Камбурова «Информатика - 2», НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1998 г. 37. С.П.Афанасьев, С.В.Каморин, «Веселые конкурсы для больших и маленьких», М.: Аст - Пресс СКД, 2006 г. 38. Н.Н.Поливанова, Типы и динам ика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред., // Психологическая наука и образование, М., 1998, №1. 39. Ю.Б.Гайтанов, Развитие личности, способной к творческой самореализации., //Психологическая наука и образование , М., 1999, №1. 40. Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, Психолого - педагогичесеие основы использования ПМС «КИД/Малыш», //Информатика и образование, М., 1996, №2. 41. И.В.Марусева, М.В.Патрушева, Компьютерная игра: учим или играем?, // Информатика и образования, М., 1997, № 4. 42. Гин С.И. Мир логики. Москва: Вита - Пресс, 2003 г 43. Е.П.Коляда, Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 1 класса, // Информатика и образование, М., 1995, №6. 44. А.А.Муранов, М.А.Мухай, Обучение первоклассников клавиатурному письму. Первые ре зультаты, //Информатика и образование, М., 1998,№6. 45. Л.Д.Столяренко, Основы психологии практикум, // «Феникс», Ростов - на - Дону, 2000 г. 46. В. Волгина, Учимся играя // «Новая школа», Москва, 1994г. 47. В.А.Самойлов, Набор текста на компьютере 10 - пальцевым методом / / Информатика № 3, 1999 г. 48. Тур С.Н., Бокучаева Т.П., Первые шаги в мире информатики // Информатика в начальном образовании № 2, 2000 г. 9 49. ШарыгинИ.Ф., ШевкинА.В., Математика. Задачи на смекалку, // «Просвещение», Москва, 1998 г. 50. Зубрилин А.А. Игровой компоне нт в обучении информатике // Информатика в начальном образовании № 3 Москва, 2001 г. 51. Борисова Е., Логинова Г. Коррекционно - развивающие упражнения для учащихся. Пособие для учителей и школьных психологов. Москва, 1999 г. 52. Л.И.Наймушина Русский язык и математ ика на уроках информатики // Уроки информатики в начальной школе, Москва, «Информатика и образование» 2000 г. 53. Амелицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. Москва: Наука, 1992 г. 54. В.Волина Занимательная математика для детей Санкт - Петербург: Дидактика, 1 994 г. 55. М.Возлинская Нестандартная математика в школе: Задачник. Москва: Лайда, 1993 г. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева Наглядная геометрия. Учебное пособие. Москва: Культурно - производственный центр «Марта», 1992 г. 56. Н.П.Аникеева Воспитание игрой: Книга для учит еля. Москва: Просвещение, 1987г. 57. М.А.Холодная Психология интеллекта: парадоксы, исследования. Москва - Томск, Издательство «БАРС», 1997 г. 58. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума, Москва «ЭКЗАМЕН», 2009 г. 59. Игры с карандашом, Москва ЗАО РОСМАН - ПРЕС С, 2006 г. 60. Мур, Гаррет: Лучшие десятиминутные головоломки для маленьких умников и умниц, Москва, РИПОЛ классик 2008 г. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 1 1 Игры на внимание. Команд ы исполнителя Карандаш. Работать по правилам игры: 1. Игра «Светофор»; 2. Игра «Нарисуй недостающую фигуру»; 3. Физкультминутка; 4. Алгоритмы. Исполнитель Карандаш. 5. Рефлексия. 2 1 Игры на внимание. Команды исполнителя Карандаш. Работать по правилам иг ры: 1. Алгоритмы. Исполнитель Карандаш; 2. Игра «Найди различия на картинках»; 3. Физкультминутка; 4. Игра на внимание «3, 13, 30»; 5. Игра «Найди одинаковые фигуры». 6. Рефлексия. 3 1 Входное тестирование. 1. Выполнить тест, состоящий из 8 заданий: a. Обобщ ение; b. Классификация; c. Физкультминутка d. Осведомленность; e. Логика 4 задачи; f. Закономерности. 2. Рефлексия. 4 1 Игры на тренировку внимания и памяти. Цвет, форма, размер предметов. Устройство компьютера . Работать по правилам игры: 1. Устройство компьютера; 2. Иг ра «Угадай и нарисуй животное»; 3. Физкультминутка; 4. Работа в парах «Раскрась правильно». 5. Рефлексия. 5 1 Игры на тренировку внимания и памяти. Цвет, форма, размер предметов. Работать по правилам игры: 1. Игра «Что в коробочке?»; 2. Игра «Нарисуй недостающую 11 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся Понятие алгоритма. фигуру»; 3. Физкультминутка; 4. Понятие алгоритма. Линейный алгоритм; 5. Рефлексия. 6 1 Игры на развитие логики. Игры на поиск закономерностей в размещении геометрических фигур. Нахождение предмета по описанию. Работать по прави лам игры: 1. Линейный алгоритм; 2. Игра «Найди две одинаковые фигуры»; 3. Физкультминутка; 4. Игра на внимание «Найди предмет по описанию». 5. Рефлексия. 7 1 Игры на развитие логики. Игры на поиск закономерностей в размещении букв в словах . Новые команды Карандаша. Работать по правилам игры: 1. Игра на внимание «Какая фигура лишняя?»; 2. Новые команды исполнителя Карандаш; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Признаки предметов»; 5. Рефлексия. 8 1 Игры на развитие логики. Названия предметов. Признаки предметов. С остав предметов. Игры на поиск закономерностей в размещении геометрических фигур. Работать по правилам игры: 1. Новые команды исполнителя Карандаш; 2. Игра на внимание «Разведчик»; 3. Физкультминутка; 4. Игра со словами «Шифровальщик. 5. Рефлексия. 9 1 Иг ры на развитие логики. Названия предметов. Признаки предметов. Состав предметов. Игры на поиск закономерностей в размещении геометрических фигур. Работать по правилам игры : 1. Игра «Поймите меня» - разгадывание загадок и рисование отгадок; 2. Физкультминут ка; 3. Игра «Давайте порисуем» - нарисовать пропущенную фигуру; 4. Рефлексия. 10 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей. Решение логических задач при помощи отрезков и Работать по правилам игры : 1. Игра «Пой мите меня» - разгадывание загадок и рисование отгадок; 2. Физкультминутка; 12 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся графов . Алгоритмы выполняет Карандаш. 3. Игра «Давайте порисуем» - нарисовать пропущенную фигуру. 4. Понятие графов. Решение логических задач. 5. Рефлексия. 11 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей. Решение логических задач. Алгоритмы выполняет Карандаш. Работать по правилам игры : 1. Логические задачи на соответствие (решение с помощью отрезков; 3. Физкультминутка; 4. Понятие графов; 4. Алгоритмы выполняет исполнитель «Карандаш. 5. Рефлексия. 12 1 Игры на ра звитие логики. Решение логических задач при помощи графов . Новые команды Карандаша. Работать по правилам игры: 1. Игра «Нарисуй нужную фигуру»; 2. Игра «9 котов» - ; 3. Физкультминутка; 4. Новые команды исполнителя Карандаш. 5. Рефлексия. 13 1 Игры на разв итие логики. Решение логических задач. Новые команды Карандаша. Работать по правилам игры: 1. Игра «Расставь крестики»; 2. Игра «Поиграем в слова» (анаграммы); 3. Физкультминутка; 4. Новые команды исполнителя Карандаш. 5. Рефлексия. 14 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей. Понятие и составление блок - схем. Работать по правилам игры: 1. Тест на внимание «Запомни и нарисуй фигуры»; 2. Игра «Что за профессия?» - разгадывание загадок; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Продолжи закономерность» - раскрасит ь коврики; 5. Решение логических задач. 6. Рефлексия. 15 1 Игры на развитие Работать по правилам игры: 13 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся интеллектуальных способностей. Понятие и составление блок - схем. Алгоритмы выполняет Карандаш. 1. Логическая игра «Расставь фигуры»; 2. Понятие блок - схем ы. Элементы блок схемы. Правила построения; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Загадочный предмет» - соединить цифры по - порядку; 5. Игра «Соедини попарно». 6. Рефлексия. 16 1 Игры на внимание. Обобщение. Действие предметов. Порядок действий. Работать по правил ам игры: 1. Логическая игра «Раскрась башни»; 2. Понятие блок - схемы. Элементы блок схемы. Правила построения; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Признаки предметов»; 5. Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш. 6. Рефлексия. 17 1 Игры на внимание. Обобщение. Де йствие предметов. Порядок действий. Выполнение алгоритмов. Работать по правилам игры: 1. Игра на внимание «Найди 10 отличий»; 2. Игра «Тренируем память»; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Дорисуй, чего не хватает у предметов»; 5. Игра «Что здесь лишнее?» ; 6. Ре флексия. 18 1 Игры на внимание. Признаки предметов. Алгоритмы выполняет Карандаш. Работать по правилам игры: 1. Игра «Дорисуй по аналогии»; 2. Понятие разветвляющихся алгоритмов; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Кто что делает?» 5. Работа в парах «Правильно р аскрась ; 6. Рефлексия. 19 1 Игры на внимание. Признаки предметов. Алгоритмы выполняет Карандаш. Работать по правилам игры: 1. Игра «Нарисуй ответ на загадку»; 2. Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш; 14 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 3. Физкультминутка; 4 Игра «Путаница»; 5. Игра «Что лишнее» признаки предметов; 6. Игра на внимание «Найди названия 10 рыб» ; 7. Рефлексия. 20 1 Игры на развитие логики. Логические задачи математического характера. Работать по правилам игры: 1. Игра «Отгадай загадки про природные явления»; 2. Логические з адачки; 3. Физкультминутка; 4. Работа в парах «Раскрась правильно». 5. Рефлексия. 21 1 Игры на развитие логики. Логические задачи математического характера. Решение блок - схем. Работать по правилам игры: 1. Выполняем алгоритмы; 2. Игра «Занимательные квадр аты»; 3. Физкультминутка; 4. Игра на внимание « Дорисуй домик ». 5. Рефлексия. 22 1 Игры на развитие логики. Логические задачи. Координаты клетки. Работать по правилам игры: 1. Задача на составление логического квадрата «Где живет котенок?» 2. Понятие коорд инаты клетки. 3. Физкультминутка; 4. Задача на составление логического квадрата «Кто где живет?» 5. Работа в парах «Решение 1 и 4 задач на соответствие при помощи графов». 6. Задача на составление логического квадрата «Кто в какое платье одет?»; 7 . Рефлекс ия. 23 1 Игры на развитие логики. Логические задачи. Координаты клетки. Работать по правилам игры: 1. Разделить слова на группы « Основание классификации » 15 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 2. Задача на составление логического квадрата «Кто что посадил?» 3. Физкультминутка; 4. Игра «Допиши слово по аналогии»; 5. Задача на составление логического квадрата «У кого какой котенок?» 6. Задача на составление логического квадрата «Кто какое место занял?»; 7. Игра «Обобщение»; 8 . Рефлексия. 24 1 Игры на сообразительность. Решение логических задач р азного типа. Работать по правилам игры: 1. Игра «Соедини половинки слов»; 2. Задача на составление логического квадрата «У кого что?»; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Найди лишнее слово»; 5 Работа в парах Решение логической задачи 2 при помощи графов. 6. Рефл ексия. 25 1 Игры на сообразительность. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Игра «Найди соответствие»; 2. Игра с словами «Замени одним словом»; 3. Физкультминутка; 4. Логические задачи на соответствие . 5. Игра «Допиши слов о и обобщи»; 6. Рефлексия. 26 1 Выходное тестирование. 1. Выполнить тест, состоящий из 8 заданий: 1. Обобщение; 2. Классификация; 3. Физкультминутка 4. Осведомленность; 5. Основание 16 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся классификации; 6. Закономерности. 7. Внимание. 8. Анаграммы; 9. Синтез и анализ 2. Рефлексия. 27 1 Игры на внимание. Решение логических задач разного типа. Составление алгоритмов. Работать по правилам игры: 1. Тест на осведомленность; 2. Решение анаграмм «Слово рассыпалось»; 3. Физкультминутка; 4. Координаты клетки; 5. Работа в парах «Решение алгоритмов » 6. Рефлексия. 28 1 Игры на внимание. Решение логических задач разного типа. Составление алгоритмов. Работать по правилам игры: 1. Игра на внимание «Составь загадку»; 2. Игра со словами «Шифровальщик»; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Найди лишнее слово»; 5. Ребусы; 6. Игра «Аналогии»; 7. Рефлексия. 29 1 Игры на развитие вербальных способностей. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Тест на сообразительность; 2. Игра «Волшебные слова»; 3. Физкультминутка; 5. Ребусы; 6. Работа в парах «Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш»; 7. Рефлексия. 30 1 Игры на развитие вербальных способностей. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Игра «Угадай слова ; 2. Игра «Волшебная записка»; 3. Физкультминутка; 5. Иг ра «Продолжи ряд слов»; 6. Работа в парах «Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш»; 17 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 7. Рефлексия. 31 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей и внимания. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Ребусы ; 2. Игра «Приду май слово»; 3. Физкультминутка; 5. Игра на внимание «Найди 10 названий животных»; 6. Работа в парах «Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш»; 7. Рефлексия. 32 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей и внимания. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Игра «Какое слово лишнее? ; 2. Игра «Волшебные превращения»; 3. Физкультминутка; 5. Игра «Тренируем внимание»; 6. Тест на осведомленность; 7. Игра «Рассеянный наборщик»; 8. Рефлексия. 33 1 Игры на развитие интеллектуальн ых способностей и внимания. Решение логических задач разного типа. Работать по правилам игры: 1. Игра «Разгадайте шифр» ; 2. Алгоритмы выполняет исполнитель Карандаш. 3. Физкультминутка; 4 . Игра «Соедини выражения»; 5 . «Фигуры из палочек »; 6 . Рефлексия. 18 2 КЛАСС № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 1 1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Видеофильм. Презентация и рисование постера. 2 1 Входное тестирование. Компьютерное тестирование по станда ртным тестам: 1. Аналогии; 2. Классификация; 3. Обобщение; 4. Осведомленность; 5. Признак; 6. Синтез и анализ; 7. Числовые ряды. 3 1 Игры на развитие анализа, синтеза. Алгоритмы. Клавиатурный тренажер буква О Л. Правило расположения рук на клавиатуре. Раб отать по правилам игры: 1. Презентация о правилах печати десятипальцевым методом на клавиатуре бу к вы О Л ; 2. Интерактивная и гра «Что лишнее?» 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «О чем говорит рыба»; 6. Интерактивная игра « Поиграем в слова »; 7. Рефл ексия. 4 1 Игры на развитие анализа, синтеза. Линейные алгоритмы. Клавиатурный тренажер буква А В. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы А В ; 2. Интерактивная игра «Взвешивания» ; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Пословицы»; 6.Игра «Герои сказок»; 7. Интерактивная игра «Алгоритмы»; 8. Рефлексия. 5 1 Координаты клетки. Клавиатурный тренажер буквы О Л Д. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ОЛД ; 2. Интерактивный тест 19 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся «Внимание» ; 3. Логический интерактивный тест «Так ж е как»; 4. Физкультминутка; 6.Игра «Герои сказок»; 7. Игра «Вспомни сказку»; 8. Интерактивная игра «Алгоритмы»; 9.Рефлексия. 6 1 Координаты клетки. ПО Художник. Клавиатурный тренажер буквы А В Ы. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер букв ы АВЫ ; 2. Интерактивный тест «Внимание» ; 3. Логический интерактивный тест «Так же как»; 4. Физкультминутка; 6.Игра «Герои сказок»; 7. Игра «Вспомни сказку»; 8. Интерактивная игра «Алгоритмы»; 9.Рефлексия. 7 1 Игры на развитие внимания и логического мышл ения. Координаты клетки. Клавиатурный тренажер буквы О Л Д Ж. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ОЛДЖ ; 2. Игра « Занимательные задачи » ; 3. Координаты клетки; 4. Физкультминутка; 6. ПО «Художник»; 7. Игра «Вспомни сказку»; 8. Игра « Все на ловлю слонов »; 9.Рефлексия. 8 1 Координаты клетки. ПО Художник. Клавиатурный тренажер буквы А В Ы Ф. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы АВЫФ ; 2. Интерактивная игра «Анаграммы» ; 3. Физкультминутка; 4. ПО «Художник»; 5. Рефле ксия. 20 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 9 1 Игры на развитие интеллектуальных способностей. Клавиатурный тренажер «Проверка 1». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 1 ; 2. Интерактивная игра «Давайте порисуем» ; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Анаграм мы»; 5. ПО «Художник»; 6. Рефлексия. 10 1 Игры на развитие пространственного мышления и внимания. ПО Художник. Клавиатурный тренажер буква П. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер Буква П ; 2. Интерактивная игра « Вертолина » ; 3. Физкультмину тка; 4. Интерактивная игра « Каких животных узнаешь? »; 5. Интерактивная игра «Определите вес»; 6 . ПО «Художник»; 7 . Рефлексия. 11 1 Проверочная работа №1 «Функциональная грамотность». ПО Художник. ПО «Исполнитель Карандаш». Клавиатурный тренажер буква Р. 1. Клавиатурный тренажер буква Р. 2. Тест на функциональную грамотность: 1. Аналогии; 2. Логика; 3. Анаграммы; 4. Внимание; 5. Признак. 3. Физкультминутка; 4. Рефлексия. 12 1 Игры на развитие внимания и логического мышления. ПО «Исполнитель Карандаш». Клавиатурный тренажер буквы К Е. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы КЕ ; 2. Интерактивная игра «Загадочные уравнения» ; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Анаграммы»; 5. ПО «Художник»; 21 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 6. Рефлексия. 13 1 Координатная плоскос ть. Клавиатурный тренажер буквы Т Ь. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы КЕ ; 2. Интерактивная игра «Загадочные уравнения» ; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Анаграммы»; 5. ПО «Художник»; 6. Рефлексия. 14 1 Линейные алгори тмы выполняет Карандаш. ПО Карандаш. Клавиатурный тренажер буквы Н Г. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы НГ ; 2. Интерактивная игра «Расшифруй предложение»; 3. Алгоритмы выполняет Карандаш; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивный тест « Логические задачи»; 6. Игра «Нарисуй стрелки»; 7. ПО «Карандаш»; 8. Рефлексия. 15 1 Координатная плоскость. Клавиатурный тренажер буквы М И. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы МИ ; 2. Интерактивная игра «Что лишнее?»; 3. Физкультмин утка; 4. Интерактивная игра «Логика»; 6. Игра «Загадки про игрушки»; 7. Рефлексия. 16 1 Игры на развитее мыслительных операций. Клавиатурный тренажер «Проверка 2». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 2 ; 2. Игра «Сказочные загад ки»; 3. Физкультминутка; 4. Координатная плоскость; 6. Интерактивная игра 22 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся « Головоломка »; 7. Работа в парах «Вставьте пропущенные слова»; 9. Рефлексия. 17 1 Т.Б. Правила поведения в компьютерном классе. Проверочная работа №2 «Функциональная грамотность». . Клавиатурный тренажер буквы У С. 1. Видеофильм; 2. Клавиатурный тренажер буквы УС. 3. Тест на функциональную грамотность: 1. Логика; 2. Внимание; 3. Лабиринт; 4. Закономерности; 5. Основание классификации. 3. Физкультминутка; 4. Рефлексия. 18 1 Л огиче ские задачи . Координаты клетки. Клавиатурный тренажер буквы Ш Б. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ШБ ; 2. Логические задачи; 3. Координатная плоскость; 4. Физкультминутка 5 . Интерактивная игра « За покупками »; 6 . Рефлексия. 19 1 Ч ерный ящик. Клавиатурный тренажер буквы Ц Ч. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ЦЧ ; 2. Интерактивная игра «Взвешивания»;; 3. Работа в парах «Вставь пропущенные слова»; 4. Физкультминутка 5. Игра «Черный ящик»; 6. Игра «Логикон»; 7. Рефлексия. 20 1 Игры на сериацию, классификацию и упорядочение объектов по степени выраженности определенного признака Клавиатурный тренажер Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ЩЮ ; 2. Интерактивная игра « Упорядочение пред метов»; 3. Работа в парах « Логическая 23 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся буквы Щ Ю. игра»; 4. Физкультминутка 5. Игра « Множества »; 6 . Рефлексия. 21 1 Отрицательные числа. «Клавиатурный тренажер «Проверка 3». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 3 ; 2. Отрицательные числа; 3. Интерактивный тест «Задачи на соответствие»; 4. Физкультминутка 5. Интерактивная игра «Зашифруй пословицу»; 6. Интерактивная игра «Расшифруй пословицу»; 7. Рефлексия. 22 1 Числовая ось. Клавиатурный тренажер буквы Й Я. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ЙЯ ; 2. Числовая ось; 3. ПО «Художник»; 4. Физкультминутка 5. Интерактивная игра «Заполни клетки»; 6. Рефлексия. 23 1 Декартова система координат. ПО « Координатная плоскость». Логические задачи на соответствие. соответствие. Клавиатурный тренажер буквы З Х Ъ Э. Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы ЗХЪЭ. ; 2. Декартова система координат; 3. Игра «Кроссворд»; 4. Физкультминутка 5. Игра «Запутанная пословица»; 6. Рефлексия. 24 1 Декартова система координ ат. ПО «Координатная плоскость». Клавиатурный тренажер «Проверка 4». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы Проверка № 4; 2. Декартова система координат; 3. ПО «Координатная плоскость»; 24 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 4. Физкультминутка 5. Интерактивный логический те ст; 6. Рефлексия. 25 1 Игры на развитие внимания и логического мышления. Графы. Клавиатурный тренажер «Цифры». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер буквы Цифры; 2. Решение логических задач с помощью логических квадратов; 3. ПО «Система ко ординат»; 4. Физкультминутка 5. Работа в парах. Решить любую задачу при помощи графа; 6. Рефлексия. 26 1 Игры на развитие мыслительных операций. Клавиатурный тренажер буквы «Специальные клавиши». Работать по правилам игры: 1. Клавиатурный тренажер букв ы Специальные клавиши; 2. Игра «Говорящие цифры»; 3. Решение логических задач с помощью логических квадратов; 4. Физкультминутка 5. Работа в парах. Решить любую задачу при помощи графа; 6. Рефлексия. 27 1 Игры на развитие мышления. Клавиатурный тренажер «Проверка 5». 1. Клавиатурный тренажер буквы Проверка № 5; 2. Интерактивный логический тест; 2. Игра на в нимание; 3. Игра « Комбинаторика » ; 4. Игра «Напиши слова»; 5. Интерактивная игра «Расставь предметы»; . 6 . Интерактивная игра «Найд и 15 отличий»; 7. Игра на алгоритмическое мышление; 8. Интерактивная игра 25 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся «Загадка»; 4. Физкультминутка 5. Рефлексия. 28 1 Проверочная работа №3 «Функциональная грамотность». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер буквы Лог ическая разминка «Анаграммы»; 2. Тест на функциональную грамотность: 1. Логика «Матрицы Равенна»; 2. Внимание; 3. Синтез - анализ; 4. Физкультминутка 5. Рефлексия. 29 1 Игры на развитие логического мышления. Программа «Координатная плоскость». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер буквы Логическая разминка «Анаграммы»; 2. Интерактивный логический тест; 2. Игра на внимание «О чем говорит пират?»; 3. Интерактивная игра «Зашифрованное слово»; 4. Физкультминутка; 5. Ребусы; 6. Рефлексия. 30 1 Игры на развитие мыслительных операций. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». ПО «Исполнитель Муравей». 1. Клавиатурный тренажер буквы Логическая разминка «Анаграммы»; 2. Игра «Слоговицы»; 3. Исполнитель Муравей; 4. ПО «Художник»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Хвостоглав»; 7. Рефлексия. 31 1 Игры на развитие вербальных способностей и мыслительных операций. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер буквы Логическая разминка «Анаграммы»; 2. И нтерактивный логический тест; 3. Игра «Угадай название 26 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся сказки»; 4. Интерактивная игра «Кто лишний»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Математические дорожки»; 7. Игра «Кто куда придет?»; 8. Интерактивная игра «Магический квадрат»; 9. Игра «ОХО»; 1 0. Алгоритмы выполняет Муравей. 11. Рефлексия. 32 1 Выходное тестирование. Компьютерное тестирование по стандартным тестам: 1. Аналогии; 2. Классификация; 3. Обобщение; 4. Осведомленность; 5. Признак; 6. Синтез и анализ; 7. Числовые ряды. 33 1 Игры на р азвитие мыслительных операций. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер буквы Логическая разминка «Анаграммы»; 2. Интерактивные логические игры; 3. ПО «Система координат»; 4. Логические задачи; 5. Физкультминутка; 6. Рефлекси я. 34 1 Игры на развитие мыслительных операций. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер буквы Логическая разминка «Анаграммы»; 2. Интерактивная игра «Анаграммы»; 3. Интерактивная игра «Вставь недостающий предмет»; 4. Логическ ие задачи; 5. Физкультминутка; 6. Рефлексия. 27 3 КЛАСС № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 1 1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе Видеофильм. Презентация и рисование постера. 2 1 Входное тести рование. Компьютерное тестирование по стандартным тестам: 1. Аналогии; 2. Арифметика; 3. Классификация; 4. Обобщение; 5. Осведомленность; 6. Признак; 7. Синтез и анализ; 8. Числовые ряды. 3 1 Как научиться думать? Алгоритмы. Клавиатурный тренажер буквы О Л А В. Правило расположения рук на клавиатуре. 1. Клавиатурный тренажер буквы ОЛАВ; 2. Презентация о мышлении; 3. Входная проверочная работа; 4. Физкул ь тминутка; 5. Алгоритмы; 6. Интеракти вная игра «Последовательные кар т и нки»; 7. Интерактивная игра «Линейн ый алгоритм»; 8. Рефлексия. 4 1 Объект и его признаки. Линейные алгоритмы. Клавиатурный тренажер буква О Л Д Ж. 1. Клавиатурный тренажер буквы ОЛДЖ; 2 . Игра на внимание; 3. Презентация о признаках и понятие объекта; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная иг ра «Назовите группу объектов»; 6. Интерактивная игра «Общие и отличительные признаки объектов»; 7. Интерактивная игра «Найди объект по описанию»; 28 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 8. Заключение; 9. Рефлексия. 5 1 Различия объектов. Алгоритмы выполняет Карандаш. Клавиатурный тренажер буквы А В Ы Ф. Линейные алгоритмы. 1. Клавиатурный тренажер буквы АВЫФ ; 2. Игра на внимание; 3. Презентация о различии объектов; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Различия»; 6. Работа в парах «Сравни объект с заданной парой объектов»; 7. Диспут «Чем от личается страус от человека?»; 8. Заключение «Что изменилось?»; 9. Рефлексия. 6 1 Сходство объектов. Линейные алгоритмы выполняет Исполнитель Муравей. Клавиатурный тренажер «Проверка 1». 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 1 ; 2. Игра на внимание; 3. През ентация о сходстве объектов; 4. Физкультминутка; 5. Игра «Сходство объектов»; 6. Игра «Угадай объекты»; 7. Работа в парах «Чем похожи несравнимые объекты?»; 8. Исполнитель Муравей; 9. Рефлексия «Проверь себя». 7 1 Существенные признаки объектов. Линейные алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер буквы П Р. 1. Клавиатурный тренажер буквы ПР ; 2. Интерактивная игра на внимание «Найди 5 различий»; 3. Презентация о существенных признаках объектов; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Существенные признаки»; 29 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 6. Интерактивная игра «Объекты и их существенные признаки»; 7. Исполнитель Муравей; 8. Рефлексия. 8 1 Характерные признаки объектов. Линейные алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер буквы КЕПАМИ. 1. Клавиатурный тренажер буквы КЕПАМ И ; 2. Игра «Спрятанные цифры»; 3. Презентация о характерных признаках объектов»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Напишите характерные признаки объектов»; 6. Неизмеряемые признаки объектов; 7. Исполнитель Муравей; 8. Рефлексия . 9 1 Упорядочение приз наков. Линейные алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер буквы НГРОТЬ. 1. Клавиатурный тренажер буквы НГРОТЬ ; 2. Игра на внимание «Расставьте цифры»; 3. Презентация об упорядочении; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Упорядочение по характерн ым признакам»; 6. Игра «Кто больше?»; 7. Исполнитель Муравей; 8. Интерактивная логическая задача; 9. Рефлексия. 10 1 Правила сравнения объектов. Проверочная работа «Признаки объектов». Клавиатурный тренажер «Проверка 2». 1. Клавиатурный тренажер буквы Пр оверка № 2 ; 2. Правила сравнения объектов; 3. Проверочная работа «Признаки объектов № 1». 4. Интерактивная игра «Магический квадрат». 11 1 Значение сравнения объектов. 1. Клавиатурный тренажер 30 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся Линейные алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер буква ШЛБ. буквы ШЛБ ; 2. Презентация о значении сравнения объектов; 3. Игра «Выбор объекта»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Выбор объекта»; 6. Исполнитель Муравей; 7. Задача, решаемая с конца; 8. Рефлексия. 12 1 Понятие о множествах объектов. Линейн ые алгоритмы исполняет Муравей. ПО «Исполнитель Карандаш». Клавиатурный тренажер буквы УВС. 1. Клавиатурный тренажер буквы УВС ; 2. Игра на внимание; 3. Интерактивная игра «Четвертый лишний»; 4. Физкультминутка; 5. Презентация о понятии класса ( рода ) объект а; 6. Интерактивная игра «Четыре лишних»; 7. Исполнитель Муравей. 8. Рефлексия. 13 1 Правила классификации объектов. Линейные алгоритмы исполняет Муравей. ПО «Исполнитель Карандаш». Клавиатурный тренажер буквы ЩДЮ. 1. Клавиатурный тренажер буквы ЩДЮ ; 2. И гра на внимание «Руки вверх, руки вниз»; 3. Презентация о понятии классификации; 4. Физкультминутка; 5. Правила классификации; 6. Работа в парах «Расклассифицируйте объекты»; 7. Интерактивная игра «Классификация и часть объекта»; 8 Рефлексия . 14 1 Классиф икация вопросов. ПО «Исполнитель Муравей», задача «Найди клад». Клавиатурный тренажер буквы ЦЫЧ. 1. Клавиатурный тренажер буквы ЦЫЧ ; 2. Презентация о классификации вопросов; 3. Работа в парах 31 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся «Вопрошайка» придумать вопросы к сюжетной картинке; 4. Физку льтминутка; 5. Игра «Да - нетка»; 6. Исполнитель Муравей; 7. Ребусы; 8. Рефлексия. 15 1 Закономерности в числах и фигурах. Программная оболочка «Исполнитель Муравей» Задача «Лабиринт». Клавиатурный тренажер «Проверка 3». 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 3 ; 2. Интерактивная игра «Цифры и знаки»; 3. Игра «Закономерности»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Закономерности»; 6. Задачи на смекалку; 7. Рефлексия. 16 1 Закономерности в буквах и словах. Программная оболочка Клавиатурный тренажер буквы ЙФЯ. 1. Клавиатурный тренажер буквы ЙФЯ; 2. Урок - игра «Космическое путешествие». 4. Рефлексия. 17 1 Т.Б. Правила поведения в компьютерном классе. Проверочная работа «Классификация и закономерности». Клавиатурный тренажер буква ЗХЪЭ. 1. Клавиатурный тренаже р буквы ЗХЪЭ. ; 2. Видеофильм; 3. Проверочная работа «Классификации и закономерности»; 4. Рефлексия. 18 1 Логические задачи. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер. «Проверка 4». 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 4 ; 2. Задач и на смекалку; 3. Игра «Метаграммы»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Логические задачи на упорядочение»; 6. Работа в парах «Логические задачи на соответствие»; 7. Разветвляющиеся алгоритмы; 8. Рефлексия. 32 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 19 1 Причина и следствие событий. Разветвляю щиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Цифры». 1. Клавиатурный тренажер Цифры ; 2. Игра на внимание; 3. Презентация о причине и следствии, игра «Найди пару»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Найди причину события»; 6. Игра «Определ и следствие события»; 7. Правило сходства и различия. 8. Игра «Как найти причину?»; 9. Шарады; 10. Разветвляющиеся алгоритмы; 11. Рефлексия. 20 1 Причинно - следственные цепочки. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Специальн ые клавиши». 1. Клавиатурный тренажер Специальные клавиши ; 2. Интерактивная игра на внимание; 3. Шарады; 4. Физкультминутка; 5. Презентация о причинно - следственных цепочках; 6. Работа в парах «Составь рассказ»; 7. Игра «Обмен причинами»; 8. Исполнитель М уравей; 9. Рефлексия. 21 1 Противоположенные отношения между объектами. Клавиатурный тренажер «Проверка 5». 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 5 ; 2. Игра на внимание; 3. Игра «Проверь себя»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Придумай объект; 6. Инте рактивная игра «Антонимы»; 7. Рефлексия. 33 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 22 1 Отношения «род - вид» между объектами. Разветвляющиеся алгоритмы в ПО «Исполнитель Муравей»; задача Цветы. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Род - вид»; 2. Игра на внимание; 3. Презентация о понятиях «Род и вид»; 4. Физкультминутка; 5. Игра «Род - вид»; 6. Игра «Допиши элементы»; 7. Работа в парах «Исправь ошибки»; 8. Интерактивная игра «Род - вид»; 9. Исполнитель Муравей. 10. рефлексия. 23 1 Упорядочение объект ов по родовым отношениям. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Род - вид»; 2. Игра на внимание; 3 . Презентация об упорядочение объектов по родовым отношениям; 4. Игра «Проверь себя»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Расположи по - порядку»; 7. Интерактивная игра «Построй схему»; 8. Работа в парах «Построй схему»; 9. Исполнитель Муравей; 10 Рефлексия. 24 1 Виды отношений между понятиями. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Род - вид» ; 2. Игра «Понятно - непонятно»; 3. Презентация об отношениях между понятиями; 4. Интерактивная игра «Логические отношения»; 5. Фи зкультминутка; 34 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 6. Работа в парах «Найдите понятия»; 7. Вывод «Проверь себя»; 8. Исполнитель Муравей; 9. Рефлексия. 25 1 Составление определений. Полное описание объектов. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Логическая разми нка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Составление определений» ; 2. Игра на внимание; 3. Презентация о правилах составления определений; 4. Работа в парах - Игра «Напишите определения»; 5. Физкультминутка; 6. Исполнитель Муравей. 7. Игра «Заг адки про животных»; 8. Рефлексия. 26 1 Ошибки в построении определений. Разветвляющиеся алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Составление определений» ; 2. Игра на внимание; 3. Алгоритм проверки правильности составления определений; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Найди ошибки в построении определений»; 6. Исполнитель Муравей; 7. Рефлексия. 27 1 Умозаключения. Условные алгоритмы исполняет Муравей. Клавиатурный тренаже р «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Умозаключения» ; 2. Игра на внимание; 3. Презентация об умозаключениях; 4. Интерактивная игра «Найди ловушку»; 5. Физкультминутка; 6. Исполнитель Муравей. 7. Рефлексия. 35 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся 28 1 Провероч ная работа «Умозаключения». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Умозаключения» ; 2. Игра «Язык и логика»; 3. Проверочная работа «Умозаключения». 29 1 Придумывание по аналогии. Условные алгоритмы испол няет Муравей. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Аналогия» ; 2. Алгоритм сочинения по аналогии; 4. Алгоритм сочинения загадок; 5. Физкультминутка; 6. Исполнитель Муравей; 7. Рефлексия. 30 1 Использов ание аналогии при изучении других предметов. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Аналогия» ; 2. Игра «Подражайка»; 3. Презентация об аналогии в обучении; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Про верь себя»; 6. Исполнитель Муравей; 7. Исполнитель Муравей; 8. Рефлексия. 31 1 Выходное тестирование. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». Компьютерное тестирование по стандартным тестам: 1. Аналогии; 2. Арифметика; 3. Классификация; 4. Обобщение ; 5. Осведомленность; 6. Признак; 7. Синтез и анализ; 8. Числовые ряды ; 9. Анаграммы. 32 1 Игры на развитие мышления. Продолженная аналогия. Клавиатурный тренажер 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Аналогия» ; 36 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристика деятельности учащихся «Логическая разминка». 2. Игра «По считай»; 3. Игра «Сложные аналогии»; 4. Физкультминутка; 5. Игра «Аналогии»; 6. Заключение и вывод; 7. Рефлексия. 33 1 Рассуждения. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Рассуждения» ; 2. Работа в парах «Запишите рассуждения»; 3. Игра «Задайте вопросы к тексту»; 4. Физкультминутка; 5. Игра «Проверь себя»; 6. Рефлексия. 34 1 Выходное тестирование . Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Рассуждения» ; 2 . Практическая работа № 4. 4 КЛАСС № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся 1 1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе . Видеофильм. Презентация и рисование постера. 2 1 Входное тестирование. Компью терное тестирование по стандартным тестам: 1. Аналогии; 2. Арифметика; 3. Классификация; 4. Обобщение; 5. Осведомленность; 6. Признак; 7. Синтез и анализ; 8. Числовые ряды. 3 1 Объекты и их признаки. 1. Клавиатурный тренажер 37 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся Алгоритмы. ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер буквы О Л Д Ж Ф Ы В А. Правило расположения рук на клавиатуре. буквы ОЛДЖФЫВА; 2. Видеосюжет; 3. Презентация «Объект и его свойства; 4. Интерактивная игра «Выбери признаки объектов»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «какое слов о лишнее»; 7. Игра «Зашифрованный рисунок; 8. Рефлексия. 4 1 Признаки одушевленных и неодушевленных реальных объектов. Линейные алгоритмы в ПО «Game Logo», команда - Фон. Клавиатурный тренажер - указательные пальцы левой и правой руки. 1. Клавиатурный тре нажер указательные пальцы рук; 2. Интерактивная игра «Признаки объектов»; 3. Интерактивная игра «Исключение лишнего; 4. Физкультминутка; 5. Работа в тетради; 6. Игра «Конкурс знающих»; 7. Игра «Слова и предложения»; 8. Алгоритмы. 9. Рефлексия. 5 1 Признак и абстрактных объектов. Разветвляющиеся алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер – средний палец левой и правой руки. 1. Клавиатурный тренажер средние пальцы рук; 2. Игра на внимание; 3. Презентация признаки абстрактных объектов; 4. Физкультминут ка; 5. Работа в тетради; 6. Работа в парах «Признак, как отвлеченный объект» - самопроверка; 7. Рефлексия. 6 1 Практическая работа «Признаки объектов». Клавиатурный тренажер – безымянный палец левой и правой руки. 1. Клавиатурный тренажер безымянные пал ьцы рук; 2. Практическая работа «Признаки объектов»; 3. Рефлексия. 7 1 Сравнение объектов. 1. Клавиатурный тренажер 38 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo», правило 360 градусов. Клавиатурный тренажер – мизинец левой и правой руки. мизинцы пальцев рук; 2. Игра на внимание; 3. Презентация «Все познается путем сравнения»; 4. Физкультминутка; 5. Работа в тетради. 6. Игра со словами; 7. Алгоритмы; 8 . Рефлексия. 8 1 Сравнение реальных и абстрактных объектов. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo», команда - Цве т. Клавиатурный тренажер «Цифры, знаки, специальные клавиши». 1. Клавиатурный тренажер Цифры, знаки и специальные клавиши; 2. Игра на внимание; 3. Презентация «Сравнение реальных и абстрактных объектов»; 4. Физкультминутка; 5. Найди 10 различий; 6. Алгорит мы; 7. Рефлексия. 9 1 Сравнение объектов. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo» команда - Место. Клавиатурный тренажер Проверка 5. 1. Клавиатурный тренажер Проверка № 5; 2. Презентация «Сравнение объектов»; 3. Работа в тетради – игра «Чем похожи?»; 4. Ра бота в парах «Синонимы»; 5. Физкультминутка; 6. Взаимопроверка; 7. Работа в тетради «Фразеологические обороты», «Сравните объекты»; 8. Игра «Омонимы»; 9. Рефлексия. 10 1 Сравнение объектов по аналогии. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Аналогии»; 2. Словесный тест; 3. Взаимопроверка; 4. Презентация «Сходство - аналогия», работа в тетради; 39 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся 5. Физкультминутка; 6. Алгоритм составления загадок. 7. Циклические алгорит мы; 8 . Рефлексия. 11 1 Проверочная работа «Обобщение, аналогии, сравнение». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Аналогии»; 2. Проверочная работа. 12 1 Полное описание объекта. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Описания объектов»; 2. Загадки про природные явления; 3. Презентация «Описания», работа в тетради; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Ответьте н а вопросы»; 6. Взаимопроверка; 7. Интерактивная игра «Описания»; 8. Циклические алгоритмы; 9. Рефлексия 13 1 Описание объектов и понятие графа. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Л огическая разминка «Описания объектов»; 2. Раскрась рисунок по описанию; 3. Презентация «Описания», работа в тетради; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Магический шестиугольник»; 6. Циклические алгоритмы; 7. Рефлексия. 14 1 Родовое и видовое поня тие объекта. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Род - вид»; 2. Игра «Сказочные 40 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся тренажер «Логическая разминка». описания»; 3 . Презентация о родовых понятиях и видовых отличиях, работа в тетради ; 4. Работа в парах «Заполни таблицу», взаимопроверка; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Родовое понятие»; 7. Интерактивная игра «Видовое отличие»; 8. Циклические алгоритмы; 9. Рефлексия. 15 1 Правило составления определений. Циклические алгоритм ы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Определения»; 2. Игра на внимание «Соберите текст»; 3. Презентация «Алгоритм составления определений», работа в тетради; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Исправь определения», взаимопроверка; 6. Циклические алгоритмы; 7. Рефлексия. 16 1 Проверочная работа «Определения». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Определения»; 2. Проверочная работа «Определения». 17 1 Т.Б. и правила поведения в компьютерном классе. Классификация объектов. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Классификация»; 2. Презе нтация «Классификация объектов», работа в тетради; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Классификация»; 5. Циклические алгоритмы; 41 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся 6. Рефлексия. 18 1 Классификация. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Классификация»; 2. Презентация «Правило классификации объектов», работа в тетради; 3. Интерактивная игра «Синонимы»; 4. Интерактивная игра «Пословицы»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Существительн ые»; 7. Работа в парах «Заполни таблицу», взаимопроверка; 8. Циклические алгоритмы; 9. Рефлексия. 19 1 Основание классификации объектов. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логиче ская разминка «Основание классификации»; 2. Интерактивная игра «Множества»; 3. Работа в тетради; 4. Физкультминутка; 5. Работа в парах «Раздели слова на 6 групп»; 6. Интерактивная игра «Понимание смысла пословиц»; 7. Циклические алгоритмы; 8. Рефлексия. 2 0 1 Классификация, систематизация и упорядочение объектов. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Классификация, систематизация, упорядочение объектов»; 2. Интерак тивная игра «Расклассифицируй объекты»; 3. Презентация «Классификация, систематизация, 42 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся упорядочение», работа в тетради; 4. Интерактивная игра «Объекты систематизации»; 5. Физкультминутка; 6. Интерактивная игра «Упорядочение объектов; 7. Циклические алгорит мы; 8. Рефлексия. 21 1 Проверочная работа «Классификация». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Классификация»; 2. Проверочная работа. 22 1 Множества. Пересечение множеств. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Множества»; 2. Презентация «Пересечение множеств», работа в тетрадях; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Пересечение множеств; 5. Работа в пар ах «Заполните таблицы», взаимопроверка; 6. Циклические алгоритмы; 7. Рефлексия. 23 1 Множества. Объединение множеств. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Множ ества»; 2. Презентация «Объединение множеств», работа в тетрадях; 3. Физкультминутка; 4. Работа в парах «Решение задач», взаимопроверка; 5. Циклические алгоритмы; Рефлексия. 24 1 Высказывания. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренаж ер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Высказывания»; 2. Презентация «Высказывания» , работа в тетради; 43 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся 3. Работа в парах «Антонимы», взаимопроверка; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Антонимы»; 6. Циклические алго ритмы; 7. Рефлексия. 25 1 Понятие «истина» и «ложь» в высказываниях. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Высказывания»; 2. Презентация «Понятие истина и ложь в высказываниях», работа в тетради; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Истина и ложь»; 5. Интерактивная игра «Истинные и ложные суждения»; 6. Циклические алгоритмы; Рефлексия. 26 1 Выходной тест. Компьютерное тестирование по стандартным тестам: 1. Аналогии; 2. Арифметика; 3. Классификация; 4. Обобщение; 5. Осведомленность; 6. Признак; 7. Синтез и анализ; 8. Числовые ряды. 27 1 Правило «Если то…» в высказываниях. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка» . 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Высказывания»; 2. Презентация «Правило если то»; 3. Интерактивная игра «Если то»; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивный тест на 44 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся уровень мышления; 6. Циклические алгоритмы; 7. Рефлексия. 28 1 Умозаключения. Ис тина и ложь. Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Умозаключения»; 2. Интерактивная игра «Умозаключения - Истина и ложь»; 3. Физкультминутка; 4. Интерактивная игра «Умозаключения»; 5. Циклические алгоритмы; 6. Рефлексия. 29 1 Умозаключения Циклические алгоритмы в ПО «Game Logo». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Умозаключения»; 2. Игра «Да - нетка»; 3. Презент ация «Умозаключения», работа в тетради; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Понимание смысла пословиц»; 6. Циклические алгоритмы; 7. Рефлексия. 30 1 Проверочная работа «Умозаключения». Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный т ренажер Логическая разминка «Умозаключения»; 2. Проверочная работа. 31 1 Сложные объекты. Понятие системы объектов. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Системы»; 2. Игра «Гирлянда из слов»; 3. Интера ктивная игра «Признаки объектов»; 4. Интерактивная игра «Сложные объекты»; 5. Презентация «Признаки системы», работа в тетради, интерактивная; 45 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся 6. Физкультминутка; 7. Интерактивная игра «Состав сложных объектов»; 8. Интерактивная игра «Признаки и действия с ложных объектов»; 9. Работа в тетради по заполнению таблиц; 10 . Интерактивная игра «Системы и подсистемы»; 11. Рефлексия. 32 1 Понятие подсистемы объектов. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Систем ы и подсистемы»; 2. Презентация «Действия объектов (систем)», работа в тетради; 3. Интерактивная игра «Действия объектов»; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Системы»; 6. Рефлексия. 33 1 Обычные и необычные признаки объектов. Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». 1. Клавиатурный тренажер Логическая разминка «Признаки объектов»; 2. Игра «Расскажите об объекте»; 3. Интерактивная игра «Существенные признаки объектов»; 4. Физкультминутка; 5. Интерактивная игра «Характерные свойства объектов»; 6 . Интерактивная игра «Действия необычных объектов»; 7. Интерактивная игра «НС, С, ПС»; 8. Рефлексия. 34 1 Модели и моделирование. 1. Клавиатурный тренажер 46 № урока Кол - во часов Тема урока Характеристикам деятельности учащихся Клавиатурный тренажер «Логическая разминка». Логическая разминка «Признаки объектов»; 2. Презентац ия «Модели», работа в тетради; 3. Физкультминутка; 4. Моделирование; 5. Рефлексия. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ Учащиеся должны знать: 1. технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе; 2. определение линейного, разветвляющегося, циклическо го алгоритмов; 3. основные характеристики программ исполнителей; 4. понятие файла, как единицы информации; 5. назначение основных функциональных клавиш; 6. основные команды и инструменты информационных оболочек «Исполнитель Муравей», «Исполнитель Карандаш», «программн ая оболочка Logo Game » ; 7. полный путь к файлу при загрузке программ; 8. стратегию компьютерных игр; 9. правила положения рук на клавиатуре; 10. основные клавиши, используемые в программах; 11. названия и различия основных геометрических фигур; 12. приемы оперирования числами; 13. свойства и назначения предметов; 14. приемы расслабления и зарядку для глаз. Учащиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности; - осуществлять набор небольшого текста с использованием десятипальцевого метода; - работать с изученными прикладными программами; - загружать используемые программы; - устанавливать связи между явлениями; - передавать информацию различными способами (жестами, словами, рисунками); - осуществлять сортировку информации с учетом определенных признаков; - классифицировать информацию; - о тыскив ать элементарные объекты , входящие в состав сложных ; - создавать словарные цепочки; - решать логические задачи; - классифицировать информацию; - устанавливать связи между явлениями.