Урок математики по теме Замкнутые и незамкнутые линии. (1 класс)

Урок математики. 1 класс по программе «Гармония».
Тема: Замкнутые и незамкнутые кривые.
Цель: В результате изучения темы ученик научится различать замкнутые и незамкнутые кривые.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести понятия «замкнутая кривая» и «незамкнутая кривая».
Научить:
различать замкнутую и незамкнутую кривую;
строить чертежи замкнутых и незамкнутых кривых;
Развивающие:
развивать геометрические представления;
развивать качества мышления;
развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:
стимулировать к поиску новых знаний;
воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия:
проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
слышать другое мнение и принимать его;
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
организовывать своё рабочее место;
определять проблему урока;
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
сравнивать и группировать предметы, объекты на основе 2-3 существенных признаков;
осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
строить понятные высказывания;
осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре;
объяснять свой выбор формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: проблемные, частично-поисковые, наглядные (работа с учебником, изображениями), словесные ( рассказ, дискуссия).
Формы обучения: фронтальная, парная, коллективная.
Оборудование:
Для учителя: презентация
Для учащихся: линейка, цветные карандаши, простой карандаш, наждачная бумага, нитки (пряжа).
Ход урока
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Организационный момент.
- Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Здесь!
- Девочки здесь?
- Здесь!
- Готовы к путешествию по стране Геометрии?
- Да.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Задание на логику. Работа с иллюстрацией.
- Назовите, кто пришёл к нам в гости? (Слайд №1)
- Медведь, белка, лисица, корова, ёжик, волк, заяц.
- Сколько всего гостей? (7)
- Как их назвать, одним словом? (Животные)
- На какие группы, можно разбить животных? (Дикие и домашние)
- Какое животное, можно назвать лишним? (Корова – домашнее животное, а остальные - дикие. У коровы есть копыта. Ёж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью. Белочка – скачет по деревьям. Медведь и ёж спят зимой.)
- Гости-животные приготовили для вас задания.
2. Задача:
Петя возвратившись с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать: «А мы видели разных птиц: голубя, скворца, бабочку, воробья, сороку, стрекозу и грача. Вот сколько – целых 7 штук!» Мама заметила, что Петя ошибся, и сказала ему об этом.
- В чём Петина ошибка?
- Сколько всего он видел птиц? (Ответ: всего Петя видел 5 птиц.)
3. –Что изменилось?(Слайд №2).






- Дети называют признаки.
III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы). Открытие нового знания и формирование темы урока. (Понятие о замкнутых и незамкнутых кривых.)
- Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой.
Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Перед ней оказалось озеро. (Слайд №3)
И там задание: «Нужно обойти озеро и только тогда будет дорога дальше. И вот точка его обошла. И что же получилось? «Интересная кривая линия!»
- Как её можно назвать? (Кривая замкнутая)
И точка пошла дальше. И снова преграда – высокие горы. (Слайд №4), которые тоже нужно пройти. Точка и с этим заданием справилась.
- А какая это линия? (Кривая незамкнутая)
IV. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения.
(Слайд №5)
- Что изображено?
- Линии.
- На какие группы можно разбить эти линии? (На замкнутые кривые и незамкнутые кривые).
- Детям раздаются карточки, и ученики выполняют самостоятельно, работая в парах. (Один собирает кривые замкнутые, другой – кривые незамкнутые).
- Назовите тему урока?
- Кривые замкнутые и незамкнутые.
- Поставьте цель.
- Дети ставят цель урока.
V. Физкультминутка «Дотянись до звезды».
Расслабляет и даёт набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
- Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите в ладошку. Сорвите ещё несколько звёздочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянитесь за звездой, и выдох, когда достаёте её и кладёте в ладошку.
Дополнительно: Звезда – замкнутая линия или незамкнутая?
- Почему?
- Докажите.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Практическая работа.
Используя наждачную бумагу и нитки, выложите:
а) замкнутую линию кривую.
б) незамкнутую кривую линию.
VII. Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.
Самостоятельная работа.
В тетради цветными карандашами изобразите:
а) замкнутую кривую и незамкнутую кривую.
б) замкнутую линию, пересечённую незамкнутой, обозначив точки пересечения.
в) проведите через них прямую линию.
Вывод: через две точки можно провести одну прямую линию.
г) Работа по учебнику с.62 №132.
VIII. Рефлексия деятельности.
- С каким понятием познакомились?
- Какие кривые бывают? (замкнутые и незамкнутые)
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- Кто из вас на уроке работал активно?
- А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
- Наши гости и Точка благодарят вас за урок и хотят вам вручить маленькие призы. (Можно карандаши простые, резинки, линейки).







15