Урок математики в 1 классе на тему Замкнутые и незамкнутые линии


Урок математики в 1 классе
Тема урока: ЗАМКНУТЫЕ И НЕЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ
Цели деятельности учителя: способствовать формированию понятий «замкнутая линия» и «незамкнутая линия», умения распознавать замкнутые и незамкнутые линии на чертежах.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях «замкнутая линия», «незамкнутая линия»; умеют распознавать замкнутые и незамкнутые линии на чертежах.
Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности, адекватно реагируют на трудности (смыслообразование).
Метапредметные:
Познавательные: проводят сравнение и классификацию объектов; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.
Регулятивные: планируют действия в соответствии с учебной целью, выполняют учебные действия в устной речи.
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Базовые национальные ценности: наука.
Ход урока.
На перемене – слайд «Умная перемена» Слайд № 1
I. Организационный этап. Слайд № 2
Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Расшифровка девиза урока.
Смыслообразование
- Ребята, сегодня мы должны многого добиться, преодолеть различные препятствия, и уже сейчас нам предстоит серьезно потрудиться и расшифровать девиз нашего урока, под которым мы и будем работать.
На доске:
ТЬСЯРОБО
КАТЬИС
ТИНАЙ
ТЬСЯВАСДА
И
НЕ
- Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в правильном порядке.
«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ!» Слайд № 3
- Прочитайте вслух (один ученик).
- В жизни нам надо учиться быть умными, стойкими, готовыми отвечать за свои поступки. На уроке мы будем искать верные решения, и я искренне желаю вам «БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ!»
Сообщение учителем темы урока. Слайд № 4
Постановка личных целей учащимися (поля тетради!).
!!! Напомнить: Цель – это ожидаемый результат.
– Что необходимо сделать, чтобы достичь цели? Планирование
(вспомнить то, что знаем; добыть новые знания; научиться их применять)
III. Актуализация знаний.
Устные упражнения. Слайд № 5
а) 4 6 8
- Назови последующее число. Как получаем? (+ 1)
- Назови предыдущее число. Как получаем? (- 1)
б) Увеличьте на 1: 3 5 7
- Что значит «увеличить на 1»? (+ 1)
Уменьшите на 1: 5 8 6
- Что значит «уменьшить на 1»? (- 1)
в) На пасеке 4 медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
1 в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес? (4 – 1 = 3)
2. Графический диктант.
1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 6 клеток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вверх.
– Что у вас получилось? (Цифра 4) Слайд № 6
- Какое число обозначается цифрой 4?
- Что скажете об этом числе? (натуральное, стоит в натуральном ряду четвертым по счету, однозначное, четное, соседи 3 и 5, 4 больше 3 на 1 и меньше 5 на 1)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- Посмотрите еще раз на рисунок. Как назвать по-другому, что у нас получилось?
Если не скажут: Смыслообразование
- Ну что ж, попробуем ответить на этот вопрос немного позже.

Физминутка (зарядка для глаз)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учебник № 249. Сравнение
- Рассмотрите рисунки. Что изображено?
- Что нам необходимо сделать? (сравнить рисунки)
- Что значит «сравнить»? (найти сходство и различия)
- Сходство? (замок и ключи на колечке)
- Различия? (замок закрыт – открыт, 3 ключа – 2 ключа, разное расположение на плоскости)
- А чем различаются синие линии на рисунках?
- Что это за линии? (кривые)
Работа в тетрадях.
Учитель – на доске. Подведение под понятие
- Нарисуем синим карандашом вот такую кривую линию. Отметим 2 точки вот так. Не пересекая синюю линию, соединим точки линией зеленого цвета. Удалось?




- Как, покажите? (на доске ребенок)
- Нарисуем линию еще раз. Соединим ее концы. Получилась новая линия. Поставим точки примерно так же. Не пересекая линию, попытайтесь соединить точки линией красного цвета. На этот раз удалось?


- Как назовем первую линию? Вторую? (незамкнутая, замкнутая)
V. Первичная проверка понимания.
1. – Вернемся к № 249.
- Найдите на рисунке замкнутые и незамкнутые линии. (Замкнутые – ключи, колечки, замочная скважина, синяя линия на левом рисунке; незамкнутая – синяя линия на правом рисунке).
– Начертите в тетрадях свои замкнутую и незамкнутую линии.

Физминутка (подвижная)
VI. Первичное закрепление.
– Возьмем синий карандаш. Поставим точку. Нарисуем незамкнутую линию, начиная с этой точки. Отметим точку, в которой завершилось рисование этой линии.



- Это та же точка, с которой мы начали? (нет, другая)
– Возьмем простой карандаш. Поставим точку. Нарисуем замкнутую линию, начиная с этой точки.


- В какой точке завершилось рисование?

- Поставим на линии еще одну точку красным карандашом. Обведем нашу линию красным карандашом, начиная с этой точки.
- В какой точке завершилось обведение? (в красной, т.е. в той, с которой начали)

- Попробуйте сделать вывод. Выполнение учебных действий в устной речи
- Чтение правила на с. 109 учебника.
Учебник № 254.
1 3 4
- Почему линия № 2 – незамкнутая? (заканчивается не в той точке, в которой начинается)
- В каком порядке записаны числа? (в порядке возрастания)
- Запишите их в порядке убывания. (4 3 1)
Парная работа
- Составьте все возможные равенства и неравенства и запишите их в тетради по столбикам.
1=1
3=3
4=4
13
14
34
43
41
31
Проверка
- Прочитайте равенства, неравенства со знаком , неравенства со знаком . Слайд № 7
Резерв. № 255 (по вопросам учебника). Классификация
VII. Рефлексия.
– Вернемся к графическому диктанту. Так как же мы назовем то, что у нас получилось? (замкнутая ломаная линия)
- Молодцы! А подробнее мы поговорим о замкнутой ломаной на следующем уроке.
– Оцените, достигли ли вы цели на сегодняшнем уроке? Поставьте на полях условный знак.
Оценивание учениками своей работы на уроке. Слайд № 8
На магнитную доску – три осенних листочка разных размеров.
Ученикам предлагается подойти к доске и оценить свою работу на уроке с помощью магнитных фишек. Те ребята, которые оценили свою работу на высший балл, прикрепляют свою фишку вокруг самого большого предмета; те, кто понимает, что им есть, над чем поработать, располагают фишки вокруг остальных предметов.
- Ребята, вы отлично потрудились на уроке! Я желаю вам дальнейших успехов и радости познания нового! Урок окончен. Слайд № 9