«Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых образовательных стандартов, как основа качественного образования на уроках математики и информатики»

«Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых образовательных стандартов, как основа качественного образования на уроках математики и информатики»

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Многие путают понятия методика и технологии, а некоторые считают, что это синонимы.
Какая разница между методикой и технологией?( по В.И.Загвязинскому)
Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Итак, мы сегодня, будем говорить о технологиях. Что же такое образовательные технологии? Существуют множества определений, но все они сходятся в одном: ОТ- Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, позволяющие успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):
Концептуальность(Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию)
Системность (Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью)
Управляемость (предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов)
Эффективность(предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов)
Воспроизводимость (подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях, другими субъектами)

Конечно же, существует масса классификаций и группировок технологий, и многие их знают и пользуются ими, вам представлена Классификация образовательных технологий (по Г.К. Селевко). Как мы видим, их множество.
Но сегодня, мне бы хотелось представить современные, новые образовательные технологии.





Но чаще учителя пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»
Это одна из наиболее эффективных технологий разноуровневого обучения в личностно-ориентированном образовании. Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
Сущность технологии «Лестница достижений» заключается в том, что относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании «лестницы» представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником, Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве, Следующая ступенька содержит ещё меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие все более высокого уровня умений и способностей.

Технология ситуативного обучения
Одним из важнейших условий формирования субъективного опыта и проявления личностных особенностей в образовательном процессе является создание личностно-ориентированной ситуации, в которой востребуется самостоятельное осмысление проблемы, «примеривание» решения к собственной деятельности. Намаловажно и традиционное использование жизненных ситуаций с целью стимулирования интереса учащихся к содержанию изучаемого материала. Изучение предметного содержания предваряется описанием ситуации, которое обычно начинается словами: «Представьте, что Вы - (такой-то) и попали в ситуацию» или «Представьте, что в районе сложилась ситуация» Ситуация может излагаться учителем или задаваться текстом.
С этой целью могут быть использованы такие варианты ситуаций:
- ситуация-иллюстрация (наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, которые ученику необходимо «примерить» к себе);
- ситуация-проблема (содержит некий конфликт – жизненный, научный, социальный и др., разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации);
- ситуация-оценивание (требует собственной оценочной деятельности, выражение своего мнения, отношения, позиции);
- ситуация выбора (возможны различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументированное решение о выборе одного из них).
кейс-технология
Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других вышеперечисленных требований, на наш взгляд, возможна с помощью кейс-технология.
Суть в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо у воить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:
Аналитические: умение отличать данные от информации, классифи цировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической тео рии, методов и принципов.
Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный от чет.
Социальные: в ходе обсуждения CASE вырабатываются определен ные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, под держивать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Безусловно, кейс-технологии отвечают государственному стандарту нового поколения, отличительной особенностью которого является компетентностно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.


Технология проектного обучения
Метод проектов как педагогическая технология включат в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.
I этап – разработка проектного задания:
(«Что должно стать результатом моей работы , чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»);
- определение цели проекта и поэтапных задач.
II этап – разработка плана работы:
III этап – реализация проекта:
IV этап – завершение проекта:
Проблемно-поисковые образовательные технологии
Технологии проблемного обучения, являющиеся основной развивающего обучения имеют некую общую,, присущую всем им внутреннюю логику, некий общий алгоритм реализации.
Последовательность этапов.
Приёмы для создания проблемной ситуации:
2. Формирование проблемы:
3. Выдвижение гипотез:
4. Поиск решения проблемы.
Самостоятельная (индивидуальная или групповая) проверка каждой из гипотез путём6 а) дополнительного сбора фактов; б) подведение под известные теоретические знания; в) анализа и дедуктивного обоснования; г) экспериментальной проверки и наблюдения.
5. Формулирование выводов:
6. Применение выводов на практике

Технология проведения коллективных творческих дел, создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе обучающихся. Вовлечение обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.
Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.
Информационные технологии
У обучающихся сформированы умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. Так как в школьных библиотеках не всегда имеются нужные исторические и обществоведческие источники, возможности электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Обучающиеся выполняют индивидуальные творческие проекты, представляя результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, рефераты..)
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, какие бы технологии мы ни применяли, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Так давайте любить ребенка сегодня таким, какой он есть!
И в заключении предлагаю послушать притчу «Четыре свечи»
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...
Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
Я - Спокойствие
"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я – Вера.
"К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я - Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."
Долго не ждав, эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, какие бы технологии мы ни применяли, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Так давайте любить ребенка сегодня таким, какой он есть!


15