Конспект урока математики в 4 классе на тему Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

Тема урока: «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: создание условий для усвоения учащимися учебного материала по теме.
Задачи урока:
Образовательные: - Познакомить с понятиями «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия». - Научить различать замкнутую и незамкнутую ломаную линию; строить чертежи замкнутых и незамкнутых ломаных линий.
Коррекционно-развивающие: - Совершенствовать геометрические представления. - Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память; приемы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к предмету, стремление к овладению новыми знаниями; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками в различных социальных ситуациях.
__________________________________________________________________________________
Регулятивные: организовывать своё рабочее место; выполнять учебные действия; выполнять самопроверку учебного задания; контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: сравнивать и группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие; давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;  строить понятные высказывания;  осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре; объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
___________________________________________________________________________________
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
- практические (бархатная бумага, нитки, счетные палочки, построение ломаных линий), - наглядные (иллюстрации, изображения, модели), - словесные (беседа, рассказ), - частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (создание и решение проблемных ситуаций).
Приемы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:  таблица с геометр. фигурами; фланелеграф, раздаточный материал: бархатная бумага, нитки, счетные палочки; наборы звёздочек из картона, карточки с заданиями, линейки, простые карандаши; учебники, рабочие тетради, мультимедийный проектор.
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализации знаний, постановки цели, сообщения знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.



ХОД УРОКА.
1. Оргмомент. (слайд 1)
Вот звонок нам дал сигнал -  Поработать час настал. Так что время не теряем и работу начинаем! Тихо сели, спинки прямо. Вижу: все ребята снова Начинать урок готовы.
- Какой у нас сейчас урок?
- Урок математики.
- Поднимите руки, кто из вас любит путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В какое вы узнаете чуть-чуть попозже, потому что к любому путешествию нужно подготовиться. А для этого мы выполним несколько заданий.
- Для начала откройте тетради и запишите число и слова «Классная работа».
2. Коррекц. упр-е на развитие внимания, зрительного восприятия
Задание: Рассмотреть фигуры, изображённые на карточке, определить закономерность их расположения. Продолжить данный ряд фигур, соблюдая закономерность.
3. Актуализация опорных знаний.
а) Игра «Цепочка слов» (слайд 2)
Задание: Назвать все известные геометрические фигуры. Правило игры: «Назову, не ошибусь и не повторюсь». Каждое названное вами слово образует звено цепочки. Чем больше слов, тем длиннее цепочка. Каждая ваша ошибка – разрыв цепочки.
б) Называние геометрических фигур на таблице
в) Называние геометрических фигур на инд. карточках
г) Повторение материала
- Вспомните, о каких фигурах мы говорили на предыдущих уроках, работая над темой «Геометрический материал»?
- О линиях.
- Какие линии вы знаете?
- Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. (слайд 3)
- Что вы узнали о кривых линиях? Какие они бывают?
- Замкнутые кривые линии и незамкнутые кривые линии.
- Почему их так называют? Чем они отличаются? – У незамкнутой линии есть начало и конец, а у замкнутой линии нет ни начала, ни конца. Замкнутую линию можно начинать рисовать или обводить с любой её точки. Завершится рисование или обведение замкнутой кривой линии в той же точке, с которой его начали.
Практическое задание (работа в группах).
- На компьютере для вас задание. (слайд 4) На какие группы можно распределить эти линии?
- Запишите в тетради: 1группа (ряд) - под какими цифрами находятся замкнутые кривые линии, 2 группа (ряд) - под какими цифрами находятся незамкнутые кривые линии.
(Один ученик работает у доски.)
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Назовите цифры, какие вы записали. (при проверке цифры, которыми обозначены замкнутые кривые линии, меняют цвет).
- А теперь я предлагаю вам практическую работу в парах: у каждой пары на столе лежит бархатная бумага и нитки.
- Возьмите ниточку и с её помощью изобразите сначала незамкнутую кривую линию.
- А можно ли из незамкнутой кривой линии сделать замкнутую? А как?
- Соединить концы (показ на образце)
- У кого что получилось?
- Молодцы!
- Среди замкнутых кривых линий вам встречалась очень даже на первый взгляд не очень кривая линия, но всё же с точки зрения математической науки – она всё же кривая! Что это за линия?
- Это окружность. (слайд 5)
- Вспомните, как называются части окружности.
- Дуги.
- Что представляют из себя части окружности (дуги)?
- Это незамкнутые кривые линии.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем, как вы уже наверное догадались, продолжать работать над темой «Геометрический материал». Знания, полученные вами ранее, очень вам пригодятся на этом уроке.
- О каких фигурах мы будем сегодня говорить вы узнаете, выполнив сказочное задание. Почему «сказочное»? Потому, что вы сейчас встретитесь с героями одной сказки и они помогут вам частично отгадать тему урока. (слайд 6)
- Вспомните, какой путь проделала героиня сказки Красная Шапочка и мысленно себе его представьте. На какую фигуру похож её путь?
- Правильно, на ломаную линию.
- Тема нашего урока: «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии». (слайд 7) Вы познакомитесь с названными линиями, узнаете, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми, научитесь их различать и поупражняетесь в их изображении (черчении).
- Что вы знаете о ломаных линиях?
- Ломаные линии состоят из нескольких отрезков. Отрезки ломаной соединены последовательно: конец предыдущего является началом следующего. (слайд 8)
- Вы хорошо подготовились к нашему путешествию и мы можем оправляться в полет.
- Отгадав загадку, вы сможете узнать, на чем мы отправимся в путь.
* Что за чудо – алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (ракета) (слайд 9)
- Правильно - это ракета и на ней мы и отправляется в увлекательное путешествие.
5. Физминутка.
Ручки мы сейчас замкнём, влево - вправо повернем. Набираем быстро ход, чтоб отправиться в полёт. А теперь их разомкнули и усталость всю стряхнули. Полетели, полетели и тихонечко присели. Ручки снова мы замкнём, влево - вправо повернём.  Набираем быстро ход, быстро движемся в полёт.  Встали, ручки разомкнули и усталость всю стряхнули. Полетели, полетели и за парты тихо сели.
- Глазки дружно закрываем, потому что подлетаем.
6. Изучение нового материала.
а) Сообщение новых знаний.
Путешествие в мир звёзд (слайд 10)
- Ребята, посмотрите, куда же мы с вами попали? - Да – это необыкновенно красивое звездное небо, сколько здесь звезд и каждая светится как-то по-особенному.
Звёзды – это самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскаленных газов. Звездный мир чрезвычайно многообразен. Некоторые Звезды в миллионы раз больше (по объему) и ярче Солнца (звезды-гиганты); в то же время имеется множество звезд, которые по размерам и количеству излучаемой ими энергии значительно уступают Солнцу (звезды-карлики)
Из-за больших расстояний от Земли звезды видны как точки.
- Кто из вас знает, а что образуют звезды на небе?
- Созвездия.
- История созвездий очень интересна. Еще очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний – Скорпион, Овен, Телец, Большая Медведица и др. (слайды 11-23)
- Одно из известных созвездий - это созвездие Орион (слайды 24,25)
- Орион – имя охотника из древнегреческой мифологии. В наши дни – это одно из самых знаменитых созвездий земного неба, одно из крупнейших и узнаваемых. Огромные звезды Ориона находятся на небесном экваторе, поэтому видны в обоих полушариях нашей планеты.
- Его легко найти по трем звездам, которые расположены в ряд. Это пояс Ориона. - Посмотрите, если соединить звезды, которые к нему относятся, из чего же это созвездие будет состоять? (слайд 26) - Правильно, из отрезков, и образует ломаную линию, какую? - Верно, замкнутую ломаную!
- Значит, что же такое замкнутая ломаная? - Это ломаная линия, у которой нет ни начала, ни конца.
Практическое задание
- Давайте с вами сейчас попробуем при помощи счётных палочек выложить это созвездие.
(учащиеся работают индивидуально за партами, учитель в это время выкладывает созвездие на фланелеграфе у доски)
- Ребята, у вас получилась замкнутая ломаная линия, а можем ли мы из замкнутой ломаной сделать незамкнутую ломаную?
- Что мы должны сделать? - Какая ломаная называется незамкнутой?
- Это ломаная линия, у которой есть начало и конец.
Работа с учебником.
- Откройте книги на стр. 95. Прочитай название темы, над которой мы работаем.
- Рассмотрите рисунки 59 и 60. Как называются эти линии?
- На рисунке 59 – незамкнутые ломаные линии.
- На рисунке 60 – замкнутые ломаные линии.
- Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие Орион? - Правильно – это многоугольник.
- В учебнике у вас тоже есть многоугольники (рис.61). Как называются эти многоугольники?
- Под цифрой 1 - четырёхугольник, 2 - треугольник, 3 - прямоугольник, 4 - квадрат, 5, 7 - пятиугольники, 6 - шестиугольник)
- Назовите эти многоугольники (слайд 27)
- Покажите границу каждого многоугольника. Что она собой представляет? Что это за линия?
- Запомните: Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. (слайд 28)
б) Первичное закрепление и систематизация знаний
Выполнение практических заданий:
Задание 1.
- Покажите на окружающих вас предметах замкнутые и незамкнутые линии.
Задание 2. (черчение фигур в соответствии с заданием)
- Поставьте у себя в тетради 5 точек, обозначьте их буквами,соедините их отрезками так, чтобы получилась незамкнутая ломаная линия. Из скольких отрезков состоит эта ломаная? (слайд 29)
- Поставьте рядом ещё 5 точек, обозначьте их буквами, соедините их отрезками так, чтобы получилась замкнутая ломаная линия. Из скольких отрезков она состоит? (слайд 30)
********
- Начертите любую (состоящую из нескольких отрезков) незамкнутую ломаную линию. Скажите, что вы начертили. (Н-р: Я начертил(а) незамкнутую ломаную линию, состоящую из отрезков).
- Начертите любой многоугольник. Как называется этот многоугольник? Как называется граница этого многоугольника? Из скольких отрезков состоит ломаная линия – граница многоугольника?
(Н-р: Я начертил(а) пятиугольник. Граница пятиугольника – замкнутая ломаная линия, состоящая из 5 отрезков).
Задание 3. (на карточках)
- Назовите изображённые фигуры.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
7. Рефлексия.
- А теперь посмотрите и скажите, что это произошло? (слайд 31)  - Принято считать, что когда падает звезда, нужно что сделать? - Загадать желание! Вы успели?  - Встаньте поудобнее и закройте глаза.
- Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием.
- Теперь протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
- Опустите руки и давайте попробуем еще раз. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о вашей мечте.
- Теперь потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
- А теперь глазки откроем и тихонько садимся, а ваша мечта обязательно исполнится.
Дополнительно: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.
8. Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Мы прощаемся со звёздным небом, с его прекрасными созвездиями. Сегодня мы побывали с вами в воображаемом путешествии, которое помогло нам в изучении нового учебного материала, и которое, я надеюсь, просто открыло для вас что-то новое и интересное о мире звёзд. (слайд 32)
- Какие цели мы перед собой ставили? Удалось ли достичь их?
- Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Вспомните задания, которые выполняли на уроке и оцените свою работу.
- У каждого из вас на столе лежит 3 звездочки. Я предлагаю вам составить свое созвездие на звездном небе и дать ему название.
* Синяя звезда – работал(а) отлично, все получилось.
* Желтая звезда – не все в работе удалось.
* Красная звезда – я сегодня многое не понял(а), работа не удалась.
- Давайте составим это созвездие на доске (в виде оценки 5). Наше созвездие – «Пятёрочка».
Д/з.: - Я предлагаю вам выполнить одно интересное задание в группах: начертить своё созвездие и дать ему название.
- Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415