Разрешение конфликтных ситуаций в школе.

ЗАЩИТА ОТ КОНФЛИКТОВ Разрешение конфликтных ситуаций в школе
( выступление на педагогическом совете )

Стала аксиомой фраза о том, что конфликты легче предупредить, чем разрешить. И это действительно так. Но когда конфликт произошел, и имеет место быть, то прятаться от проблем – не имеет смыла. Большинство конфликтов, с которыми мне приходится сталкиваться в своей практике это конфликты между учителем и обучающимся.
Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Поведение в конфликте учителя отличается от поведения ученика. Специфика конфликтов, возникающих в школе заключается в том, что участники конфликта имеют разный социальный статус.
Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже и тем труднее им управлять.
Учителю важно грамотно оценить ситуацию и правильно выбрать свою позицию в конфликте. Благоприятное разрешение конфликта невозможно без психологической зоркости учителя и его готовности перейти к новому типу взаимоотношений. Инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый.
Поэтому важно гасить конфликт в самом начале.

Грамотное поведение в конфликте заключается в следующем. ПАМЯТКА
 
1)   помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
2)   используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 
3)   пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные;
4)   необходимо постараться снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера);



5)   не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям;
6)   ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания;
7)   не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы;
8)   предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»;
9)   независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.
 
Спокойная реакция на эмоциональные действия ученика – первое и самое главное правило поведения учителя в конфликте.

Итак, о чём нужно помнить во время спора:
– важно говорить только о фактах разногласия и не переносите его на личности;
– нельзя говорить прямо, что ученик не прав. Личная критика или категорическое суждение не приводит к переубеждению, а вызывает стремление оправдать себя, встать на защиту своей чести;
– нельзя говорить обидных слов. Психологии спора характерен закон «эмоционального зеркала»: нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно, не оскорбляя;
– веское замечание воспринимается легче, если следует за одобрением;
– Необходимо уважать личное достоинство учеников. Давать ему в общении то, чего они ждут от вас: одобрение, признание, уважение.







В заключении мне хочется сказать, что взрослым необходимо чутко общаться и мудро руководить детьми, чтобы они могли стать полноценными людьми, способными создать такой мир, в котором будет меньше конфликтов, а жизнь человека будет радостной, насыщенной и счастливой


Заголовок 1 Заголовок 315