Программа элективного курса Избранные вопросы математики для учащихся 9 классов


Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 22
имени Г.Ф.Пономарёва
___________Чуйкова Г.Н.
«____»____________2014г
Рабочая программа
элективного курса по математике
«Избранные вопросы математики» ( 35 часов)
для учащихся 9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 имени Геннадия Федотовича Пономарёва
города Сургута
Ф.И.О. учителя – составителя программы
Бажакиной Александры Георгиевны
Рассмотрено Согласовано
На заседании МО зам. директора по УВР
Протокол №____ _______Ермаковой Ю.Ю.
от «__»_______2014г «__»_________2014г
г. Сургут
2014
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Предлагаемый элективный курс “Избранные вопросы математики” разработан для учеников 9-го класса.
Курс рассчитан на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.
Срок реализации данного курса 1 год; объем программы рассчитан на 35 часов в год. Количество часов в неделю: 1 час.
Целями данного курса являются:
– создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;– развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
приобщение учащихся к работе с математической литературой;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Программа курса “Избранные вопросы математики” составлена на основе:
Обязательного минимума содержания программ по математике для средней общеобразовательной школы, в соответствии с новой концепцией математического образования.
Программы общеобразовательных учреждений “Алгебра”. 7–9 классы. М., “Просвещение”. 2009 г.
Программы общеобразовательных учреждений “Геометрия”. 7–9 классы. М., “Просвещение”. 2009 г.
Содержание учебного материала
1. Функции, их свойства и графики – 4 часа
1.1. Свойства функций – 1.
1.2. Квадратичная функция. Преобразование графиков функций – 3.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной – 9 часов
2.1. Приемы решений целых уравнений и неравенств – 2.
2.2. Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств – 2.
2.3. Уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля – 2.
2.4. Графический способ решения уравнений и неравенств – 1.
2.5. Уравнения с параметрами – 2 .
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными – 10 часов
3.1. Уравнение с двумя переменными и его график – 1.
3.2. Решение систем уравнений с двумя переменными различными способами – 3.
3.3. Решение задач с помощью систем уравнений – 2.
3.4. Неравенства с двумя переменными и их системы – 2.
3.5. Неравенства с двумя переменными, содержащие знак модуля – 2.
4. Избранные задачи по планиметрии – 6 часов.
4.1. Решение треугольников – 1 .
4.2. Четырехугольники – 1.
4.3. Решение задач по теме “Площади” – 2.
4.4. Решение задач по теме “Вписанные и описанные окружности” – 2.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятности – 4 часа.
5.1. Основные понятия и формулы комбинаторики (перестановки, размещения, сочетания) – 2.
5.2. Элементы теории вероятности (частота и вероятность, сложение вероятностей, умножение вероятностей – 2.
6. Защита рефератов
Учебно-тематический план
№ п/п Содержание учебного материала Всего часов Теория Практика
Раздел 1 Функции, их свойства и графики 4 1 3
1 Квадратичная функция 1 0,5 0,5
2 Преобразование графиков функций 1 0,5 0,5
3 Построение графиков функций с модулем 1 1
4 Построение графиков, содержащих модуль и параметр 1 1
Раздел 2 Уравнения и неравенства с одной переменной 9 2 7
5-6 Приемы решений целых уравнений и неравенств 2 0,5 1,5
7-8 Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств 2 0,5 1,5
9-10 Уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля 2 0,5 1,5
11 Графический способ решения уравнений и неравенств 1 1
12-13 Уравнения с параметрами 2 0,5 1,5
Раздел 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными 10 2 8
14 Уравнение с двумя переменными и его график 1 1
15-17 Решение систем уравнений с двумя переменными различными способами 3 0,5 2,5
18-19 Решение задач с помощью систем уравнений 2 2
20-21 Неравенства с двумя переменными и их системы 2 2
22-23 Неравенства с двумя переменными, содержащие знак модуля 2 2
Раздел 4 Избранные задачи по планиметрии 6 2 4
24 Решение треугольников 1 0,5 0,5
25 Четырехугольники 1 1
26-27 Решение задач по теме “Площади” 2 0,5 1,5
28-29 Решение задач по теме “Вписанные и описанные окружности” 2 0,5 1,5
Раздел 5 Элементы комбинаторики и теории вероятности 4 1 3
30-31 Основные понятия и формулы комбинаторики (перестановки, размещения, сочетания) 2 0,5 1,5
32-33 Элементы теории вероятности (частота и вероятность, сложение вероятностей, умножение вероятностей 2 0,5 1,5
Раздел 6 Защита рефератов 2   2
  Всего 35 8 27
Список ключевых слов
Возрастание
Графики
Делимость
Задачи
Квадратные корни
Комбинаторика
Кратное
Модуль
Монотонность
Неравенства
Ограниченность
Переменная
Перестановки
Планиметрия
Площадь Размещение
Свойство
Сложение
Система
Сочетания
Теорема
Теория вероятности
Убывание
Умножение
Формулы
Функция
Частота
Четность
Четырехугольники
Литература для учителя
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8–9 класс. [Текст] / М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. – М.: Просвещение, 1994.
Макарычев Ю.Н. Алгебра 9, учебник с углубленным изучением математики. [Текст] / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков. – М.: Мнемозина, 2009.
Литература для обучающихся
Макарычев Ю.Н. Алгебра 9, учебник с углубленным изучением математики. [Текст] / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков. – М.: Мнемозина, 2009.