Урок Что нам стоит дом построить


МБОУ СОШ № 45, г. Сургут, ХМАО – Югра
Цель урока: формирование УУД при решении физических задач на тему «Масса тела. Плотность вещества».
Оборудование: раздаточный материал, листы формата А-3, маркеры, справочник (сборник задач Лукашика), учебник физики 7 класса, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 минута).
Деятельность учащихся: слушают учителя, мобилизуют волю и эмоции на урок.
Формируемые регулятивные способы деятельности учащихся: производят волевое усилие для переключения сознания от перемены к уроку.
II. Целеполагание (2 минуты).
Мы изучили тему «Плотность вещества», но для чего нам это было нужно? Сможем ли мы использовать школьные знания в практике, применять их в собственной жизни? Например, сумеете ли вы рассчитать количество материалов для строительства дома собственными силами? Тема урока сегодня - «Что нам стоит дом построить!»
Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока. (Научиться применять знания о плотности для решения задач.)
А что бы «строить дом» было интересно предлагаю разбиться на 5 команд (5 человек) и работать сообща, в группе. За каждый выполненный этап «работ» участники команд будет получать частицу (пазл) домика, и когда команда достигнет цели (решит задачу), то из пазлов соберется домик. А каждый из вас ответит на вопрос – что нам стоит дом построить?
Деятельность учителя - побуждает учащихся сформулировать цель их деятельности на уроке на основе проблемы применения школьных знаний в практике жизни.
Деятельность учащихся на данном этапе:
Познавательная деятельность учащихся - осмысливают слова учителя, как проблему формулировки цели своей деятельности на уроке; связывают цель урока с проблемой, поставленной учителем.
Коммуникативная деятельность учащихся - формулируют словесно цель своей деятельности на уроке; высказывают мнение и формулируют цель урока, как цель своей деятельности.
Регулятивная деятельность учащихся - осмысливают проблему в контексте имеющихся знаний по предмету; осуществляют постановку учебной цели на основе соотнесения темы урока с изученным материалом и практическими требованиями.
Формируемые способы УУД на данном этапе:
Формируемые способы познавательной деятельности - самостоятельно выделять (ставить), формулировать цель и аргументировать ее актуальность, исходя из проблемы, поставленной учителем.
Формируемые способы коммуникативной деятельности - использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, мотивов. Владение монологической речью в соответствии с лексическими и грамматическими правилами русского языка.
Формируемые способы регулятивной деятельности - устанавливать целевые приоритеты.
III. Постановка учебной задачи (2 минуты). Как же нам достичь поставленной цели и убедиться, что вы умеете применять физические знания для решения практической задачи? Как оценить свои результаты? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель обобщает и кратко формулирует с помощью учащихся и выводит на экран). Для этого надо сделать следующие шаги:
1.Убедиться в том, что каждый знает и понимает, что такое плотность и знает формулы для нахождения плотности, массы, объема.
2.Восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, если они будут выявлены.
3.Решить задачу совместно в группе, чтобы убедиться в умении применять знания.
4. Представить результаты работы в группе.
5. Рассказать, каким образом была достигнута цель.
Деятельность учителя - помогает учащимся определять и формулировать учебные задачи урока.
Деятельность учащихся на данном этапе:
Познавательная деятельность учащихся - производят самостоятельный выбор на основе личных критериев.
Коммуникативная деятельность учащихся - координируют и формулируют свою позицию; высказывают свое мнение и формулируют задачи урока, как шаги к достижению цели.
Регулятивная деятельность учащихся - оценивают личный уровень знаний на «текущий» момент и его «достаточность» для достижения цели; на этой основе формулируют последовательность своих действий (шагов).
Формируемые способы УУД на данном этапе:
Познавательной деятельности - формирование и оценка навыка разрешения проблем.
Коммуникативной деятельности - учатся формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения; применять адекватные формулировки в соответствии с нормами и правилами русского языка.
Регулятивной деятельности - устанавливать целевые приоритеты; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий.
IV. Решение учебной задачи – самостоятельная деятельность учащихся на уроке (33 минуты). На экране для учащихся представлен план действий на уроке и время для выполнения:
1. Выполнить тест индивидуально (2 минуты).
2. Проверить результаты по эталону на экране. Найти, сравнить в группе ошибки и затруднения каждого и исправить их совместными усилиями (4 минут).
3. Решить в группе совместно задачу (каждый записывает решение в своей тетради) и оформить запись решения на листе формата А-3 крупно, ярким фломастером (10-15 минут), готовятся к презентации решения, распределяют материал каждому для представления. (Тексты задач у групп разные).
4. Презентация решения задачи. Группа выходит к доске, закрепляет лист с решением на доске. Каждый участник группы объясняет какую-либо часть оформления/решения задачи (2-3 минуты каждой группе).
Деятельность учителя: корректирует деятельность учащихся.
Деятельность учащихся на данном этапе:
Познавательная деятельность учащихся - осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливают связи между объектами (символами), выявленными в ходе решаемых задач; строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативная деятельность учащихся - ставят вопросы для организации деятельности, определяют и согласуют действия каждого ученика для осуществления эффективного сотрудничества и взаимодействия; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; работают в группе; убеждают оппонентов в своей правоте; предъявляют результаты работы, распределяют роли/участки ответственности между участниками команды.
Регулятивная деятельность учащихся - преобразовывают цель в практическую задачу; сличают способ действия и его результат с эталоном, находят отклонения от него; вносят коррективы в конце и в ходе его выполнения; прилагают волевые усилия и преодолевают трудности на пути достижения цели.
Формируемые способы УУД на данном этапе:
Познавательной деятельности - поиск методов достижения цели, структурирование знаний; объяснять отношения между символьными объектами; осуществлять логические универсальные действия; преобразовывать модель явления (условия задачи) в знаково-символическую форму (представлять рассуждения и решение в виде формул).
Коммуникативной деятельности - осуществлять инициативное сотрудничество со сверстниками; осуществлять взаимное управление поведением участников команды; уметь точно и полно выражать свои мысли для регуляции своей и партнерской деятельности для решения коммуникативных задач, строить монологическое и контекстное высказывание; понимать и принимать мнение других участников.
Регулятивной деятельности - планирование деятельности в зависимости от ее цели и результата; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; осуществлять коррекцию действий по результатам контроля; самостоятельно контролировать время и управлять им.
V. Рефлексия (5 минут).
Учащиеся формулируют ответы на следующие вопросы и оценивают свою деятельность и деятельность товарищей по группе:
- Каким образом вы сегодня работали на уроке?
- Что сегодня для вас на уроке означало «дом построить»?
- Выберите лучшего участника группы, который работал на «5». Оцените совместно вклад каждого участника группы на «4», на «3». Обоснуйте свой выбор. Поднимите руки те ребята, кто «собрал» домик из «пазлов»?
Думаю, что свой дом вы сумеете «построить» не только на уроке из формул, но и в жизни из настоящих материалов, он будет основан на прочном фундаменте знаний, иметь крепкие стены и крышу, возвести которые, вам помогут ваши надежные друзья и товарищи.
Деятельность учителя - побуждает учащихся высказаться, каким образом сегодня они работали; предоставляет возможность рефлексии и самооценки.
Деятельность учащихся на данном этапе:
Познавательная деятельность учащихся - объясняют свои действия с точки зрения приобретенных умений; дают оценку действиям своих партнеров по группе.
Коммуникативная деятельность учащихся - строят устные высказывания в соответствии с ситуацией и задачей, транслируют свои утверждения.
Регулятивная деятельность учащихся - самостоятельно анализируют условия достижения цели; самостоятельно оценивают качество и уровень знаний и умений по их применению.
Формируемые способы УУД на данном этапе:
Познавательной деятельности – осуществлять рефлексию собственных действий, контроль, оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативной деятельности – осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнеров. Отображать в речи содержание осознанных действий.
Регулятивной деятельности – адекватно самостоятельно оценивать правильность своих действий и способов решения поставленных задач, способствующих эффективному достижению цели деятельности.
VI. Подведение итогов урока (2 минуты).
Выставление оценок и запись домашнего задания: повторить § 15, 16, 22. Упр. 8(3,4). Решить задачи из сборника № 138, 263. Подготовиться к лабораторной работе № 5 (принести небольшое тело на ниточке для определения его плотности).
Деятельность учителя -задает и комментирует домашнее задание, выставляет оценки.
Деятельность учащихся на данном этапе.
Коммуникативная деятельность учащихся – слушают учителя.
Регулятивная деятельность учащихся – контролируют свои действия в соответствии с текущим моментом.
Формируемые способы УУД на данном этапе:
Познавательной деятельности – выделять важную информацию.
Коммуникативной деятельности – понимать смысл высказывания учителя.
Регулятивной деятельности – осуществлять индивидуальную деятельность в соответствии с ситуацией.
Дидактические материалы к уроку.
Тест.
1.Как обозначаются плотность, масса, объем?
2.Напишите формулы для нахождения:
а) плотности, б) массы, в) объема.
3.Что показывает плотность вещества:
а) массу тела, б) как плотно друг к другу расположены молекулы,
в) легкое или тяжелое это вещество, г) массу 1 м3 вещества.
4. Массы двух шаров одинаковы. Объем первого шара больше, чем второго. Какой шар имеет наибольшую плотность?
5. Найдите в таблице плотность кирпича в кг/м3 и запишите значение в г/см3.
6. Переведите 4 л в м3 и запишите результат.
7. Плотность вещества 450кг/м3 . Переведите в г/см3 и запишите результат.
Задачи для групп.
1.Какая масса бетона понадобиться для заливки фундамента под стены дома, если периметр дома 36 метров, толщина фундамента 1 метр, глубина фундамента 60 см?
2.Найдите общую массу кирпичей, необходимых для строительства дома, периметр которого равен 36 метров, высота стен 3 метра, толщина стен 40 см. В доме будут три окна, размер каждого 1 м2 и дверь размером 3 м2.
3.Найдите массу бетонных блоков, которые понадобиться уложить над окнами и дверным проемом строящегося дома, если ширина каждого окна1м, ширина проема 1,5м, а толщина стены дома 40 см.
4.Найдите общий объем древесины (дуб) для укладки пола, если размеры одной доски: длина а=1,6 м, ширина в=0,5 м, толщина с=0,1 м. Площадь пола в доме 80 м2.
5.Найдите массу крыши из металлочерепицы, если площадь крыши 81 м2, размер одного листа: длина а=225 см, ширина в=120см, толщина с=0,5 мм. Плотность металлочерепицы 9 кг/м3.