Разработка внеклассного мероприятия по ФГОС в 6 классе по теме Занимательная биология


Интеллектуальная игра «Занимательная биология»
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе с учётом ФГОС II поколения
Цели:- расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии и экологии;
-закрепить веру в свои силы и возможности путём создания ситуации успеха;
- развивать умение логически мыслить;
- формировать познавательный интерес к биологии;
- воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Метапредметные задачи:
формировать ключевые компетенции (коммуникативные, личностно – ориентированные) через систему общеучебных, универсальных учебных действий;
обучать осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
формировать творческое мышление;
формировать культуру общения и группового взаимодействия.
формировать способность учитывать чужую точку зрения и уверенность в себе;
формировать способность вести самостоятельный поиск информации;
формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Оборудование: карточки, плакаты, рисунки, фломастеры, компьютер, слайды.
Ход занятия
Орг. момент
   Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по интеллектуальной игре «Занимательная биология». Мы будем участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления, умения прислушиваться к мнению других. У нас сформировались две команды. Та команда, которая дойдёт до конечной станции быстрее, станет победителем. Каждый конкурс будет оценивать жюри. Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.
1-й конкурс: «Отгадай цветочное название команды»
    Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.
Команда 1.
 Загадка:
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы ………….
 (Ромашка).
Стихотворение:
Распустились ромашки на поле,Много – много красивых цветов.И колышется белое море –Как мечта из несбыточных снов!
Как хочу я в него окунуться.В них упасть и на небо смотреть.И от счастья в душе улыбнуться.Сердцем в небо, как птица лететь!
Ах, ромашки! Цветы луговые –Золотисто-белый дурман…Вы как души чьи-то святые,Как целительный сердцу бальзам!..
Команда 2.
Загадка:
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.И зовут его, ребята, просто ………….        
(Одуванчик).  
Стихотворение:        
Когда идешь тропинкою,        
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются        
От ветерка с реки.        
Но лишь пройдется осенью        
Других ветров волна,        
Срываются, взвиваются        
На воздух семена.        
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!
Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Учитель загадывает командам загадки о растениях. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку,  если ответ не найден – ход переходит к другой команде. Жюри, считайте!
В земле сидит,Хвостом вверх глядит,Сахар из нее можно добыть,Вкусный борщ сварить.
                           (Свёкла.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи.
(Малина)
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника)
Много платьев,Много хруста.Как зовут её? Ответ: Капуста 
Удивительное солнце? В этом солнце сто оконцев Из оконцев тех глядят Сотни маленьких галчат. Ответ: Подсолнух 
Она в коричневом мундире,Сытнее овоща нет в мире. На грядке куст её цветёт, Под ним в земле она растёт. Ответ: Картошка 
С оранжевой кожей,На мячик похожий,Но в центре не пусто,А сочно и вкусно. Ответ: Апельсин 
Висит он на ветке и с яблоком схож,Но красен, как рак, и, как бык, толстокож,И доверху полон рубиновых бус —Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус. Ответ: Гранат 
Фрукт похож на шишку ели,Мы рискнули — шишку съели...Самый лучший, высший класс —Спелый, сочный ... Ответ: ананас 
Слово жюри.
Едем дальше.
Вторая остановка: «Цветочная»
   Командам нужно решить кроссворд, вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

По горизонтали:
3. Эй, звоночки, синий цвет,-
С язычком, а звону нет.
7.Родоначальник садовых сортов роз
9. Хоть прячется Алена
за веточкой зеленой,
но красная щека
видна издалека
11.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
12. Участок с деревьями, кустами и цветами
13. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него -
И не будет ничего. По вертикали:
1. Лик пахучий, а хвост колючий
2. Появление этих цветов отмечает
границу весны и лета.
3. Не огонь – а жжется,
в руки не дается.
выросла под ивой,
звать ее……
4.Мартовский цветок.
5. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
6. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются
Это – водяная…….
8. Этот цветок красного цвета
символизирует день Победы
10. Беленькие горошки на
зелёной ножке
Слово жюри.
Третья остановка «Научная» -  конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке»
    Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы.
Капитан команды «Ромашка»:
    Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый.
    Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.
Капитан команды «Одуванчик»:
    Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система.
    Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний. 
 Слово жюри.
Четвертая остановка - «Шарады»
Вы умеете разгадывать шарады? Тогда удачи.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь - поставь меня в вазу. Но с буквою «К» в огород я пойду, И если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу.(роза-коза)
Меня ты не напрасно ценишь - Тебя насытить я могу. Но если «у» на «е» ты сменишь,Я по деревьям побегу.(булка-белка)
Мне не пройти в ветвистый лес,Мои рога в ветвях застрянут,Но обменяй мне Л на С - И листья леса все завянут.(оЛень-оСень)
Я – травянистое растение, С цветком сиреневого цвета. А переставишь ударение, Я тут же превращусь в конфету. (ирис)
Моё начало - буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго - корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной жужжит: То сядет на цветок, то снова полетит.(ш-мель)
Вы рыбного супа название возьмите,Букву «М» к началу прикрепите,Тут же всем и каждому знакомоеЯвится в ответе насекомое. (м-уха)
Слово жюри.
Пятая остановка «Экологическая»
     Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. Летом он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.
Рассказ ученика.
    Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.)   Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)
     Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
   Команды называют ошибки, зарабатывают очки.
Шестая станция «Всезнайка»
Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.
1.        «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как одиниз самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в.Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?
(Морковь).
2. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные издерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?
(Лук).
3. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»?
(Перец).
4. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются кмясу. Что это за растение?
                          (Фасоль).
5. Что означает слово «помидор»?
(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое  - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).6. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять впишу?
(В них образуется ядовитое вещество соланин).
7.Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?
(Картофель).
   По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.
Жюри подводят итоги.
Победители награждаются медалями «Знаток природы».
Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?
Хоть и путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем занятье
Вновь продолжится игра!
Всем спасибо!