Урок по литературному чтению П.П.Бажов Серебряное копытце

Тема: «Серебряное копытце» П.П. Бажов
Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.
Задачи:
проверить знание произведения  Бажова «Серебряное копытце»;
знакомство с биографией Бажова;
совершенствовать навык беглого чтения;
работа над жанром «сказ»;
обогащать словарный запас;
развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: Учебник «Родная речь» для 4 класса четырёхлетней школы, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова , презентация к уроку с встроенной викториной, проектор, мультфильм «Серебряное копытце»


Ход урока

Орг. момент.
Речевая разминка.
.Выразительное чтеие стих-я ( по карточкам)
Знает каждый такое животное,
Что хозяином в доме слывет.
Спинку горбит, живет беззаботно,
И на солнышке песню поет.
Хитрым глазом поводит заманчиво,
На сметанку косится с утра,
Но порою бывает обманчивой
И ершистой ее доброта.
-О каком животном идет речь? Слово-отгадка зашифровано. Какое из них?
3.Цель: Расшифруйте остальные слова.Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл (карточки перевораиваю).
- Что объединяет этих героев?
- Кто их объединил? О нем так говорят:
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода, выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
(П.П.Бажов).
Почему Павел Бажов назвал их сказами?
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, Сказ –произведение уст. Нар. Творчества или авторские о событиях прошлого и настоящего, в которых как бы сам участвовал рассказчик и пересказал это читателям.

Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность, обычные люди живут рядом со сказочными героями.
ЦЕЛЬ
: Каких только чудес не бывает на свете ???
Как мы сможем узнать о каких чудесах рассказывает П.П.Бажов?
Что нам надо сделать, чтобы понять о каких чудесах идет речь в сказе «Серебряное копытце»?
( понять замысел автора, понять , какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, а помогу нам герои сказа, их жизнь, поступки, взаимоотношения, т.е. характеристика героев
Итак, цель нашего урока: понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову). А помогут нам это понять герои произведения, точнее. Как?


Домашнее задание. Знание произведения. -Дома вы перечитали сказ Бажова «серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. У вас на партах листочки с тестом. (приложение N1)
1.Тест (Задание №2) инд (слайд)

2.Объяснялки ( слов работа: фронтальная и индивид.)( слайд)
3. Как жили герои? Восстановите текст. ( слайд)
Физминутка
А сейчас мы все немного отдохнём
И работать с новой силою начнём.
..

-1 ряд - даст характеристику Дарёнке по плану в таблице (слайд №8)(прилож N 3)

- 2 ряд - даст характеристику Коковане по плану в таблице(слайд№8) (прилож N 4)

1 ряд – про Муренку
2 ряд – про Козлика
А кто он такой Серебряное копытце? (слайды и рассказ учеников)

выберите пословицы подходящие к тексту (слайд№10)

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

В благополучии человек сам себя забывает.

Чёрствое сердце не знает благодарности. Что общего вы заметили в их описании? (одинокие, ценят красоту, природу)

Таким образом ,ребята, вы видите ,что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем –то похожие на нас.


И у рассказчика своё отношение к ним.


Что нравится автору в характере Дарёнки?


А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)

Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей
.

-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?






Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги ,чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу ,в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

-Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?


.

-Какие пословицы вы выбрали? Рефлексия

-Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

Итог урока. (слайд№11)

Посчитайте баллы. Оцените свою работу.






15