Методическая разработка практического занятия на тему Возможности настольных издательских систем (1 курс СПО)


Методическая разработка практического занятия по информатике «Возможности настольных издательских систем»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина: Информатика. Общеобразовательный учебный цикл
Тема: Возможности настольных издательских систем
Количество часов: 90 мин
Тип занятия: комбинированный урок
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Цели занятия:
Учебная: овладение начальными приемами работы в настольной издательской системе MS Publisher.
Задачи:
Уметь:
грамотно оформлять предоставляемый материал;
создавать электронные публикации на основе готовых шаблонов.
добавлять и изменять данные в создаваемых публикациях;
форматировать страницы;
вставлять в публикацию рисунки, объекты; работать с объектами (перемещать, копировать, группировать, изменять размеры) публикации;
изменять цветовую схему публикации; изменять фон публикации;
сохранять публикацию в разных форматах.
Знать:
Что такое настольные издательские системы, компьютерные публикации.
Верстка текста. Отличия верстки от форматирования и редактирования текста.
Развивающая:
развитие логического и критического мышления на основе отбора и структурирования информации;
развитие способностей к познавательной деятельности;
формирование ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Воспитательная:
создание условий для формирования эстетического вкуса;
формирование ОК:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Межпредметные и внутрипредметные связи: «Русский язык», «Текстовый редактор», «Сеть Интернет».
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
- основная
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007, стр.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: 2014
- дополнительная
Планета информатики. URL: http://inf1.info/publishing (дата обращения: 24.12.2015).
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 212 с. :
Онлайн учебники для дистанционного обучения. URL: http://www.lessons-tva.info/edu/trainbus.html (дата обращения: 24.12.2015).
Информационные, наглядные средства: учебник, презентация.
Технические средства:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска;
№ Этапы занятия Содержание каждого этапа Приложение Примерное время
1. Организационная часть Подготовить студентов к работе на занятии 3 мин
2. Мотивация учебной деятельности Определить цели и задачи занятия, обозначить значение темы, связь с современностью, перспективы развития вопроса. 3 мин
3. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос. Демонстрация принципов обработки текста (распознавание и перевод, редактирование). Приложение 1 10 мин
4. Изучение нового материала, демонстрация Сообщение преподавателем нового материала (демонстрация работы в программе на экране проектора) Приложение 2 10 мин
5. Первичное закрепление Самостоятельная работа. Разработка и создание буклета (работа в группах). Презентация проектов. 40 мин
6. Закрепление изученного материала Тестовый контроль Приложение 3 15 мин
7. Подведение итогов Преподаватель подводит итоги, анализирует, дает оценку успешности, намечает перспективы на будущее. 5 мин
8. Домашнее задание Преподаватель сообщает студентам домашнее задание, разъясняет методику его выполнения. 5 мин

Содержание занятия
Организационный момент:
Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид учащихся, форму.
Мотивация учебной деятельности:
Множество людей самых разных профессий практически ежедневно сталкиваются с необходимостью публикаций каких – либо печатных материалов. Это писатели, поэты, журналисты. И как долго, порой им приходиться обивать пороги редакций и издательств, чтобы опубликовать свой труд. Проблема публикаций собственных трудов не менее актуальна и для научных работников. Научные и научно – популярные книги, статьи, тезисы докладов – часто всё это ждёт своей очереди в редакции научных журналов. Не менее заинтересованы в публикациях и медицинские работники, создающие различные информационные листовки, плакаты, рекламные брошюры, визитные карточки, газеты.
Цели занятия: формулируются совместно преподавателем и студентами. В кратком виде цель и задачи студенты записывают в тетради.
Цель: овладение приемами работы в настольной издательской системе MS Publisher.
Задачи:
Уметь:
Распознавать текст с изображения.
Проверять текст на наличие ошибок, используя системы проверки орфографии и грамматики.
знакомство с настольной издательской системой; совершенствование приёмов работы в среде текстового редактора; грамотное оформление предоставляемого материала;
Отработка навыков создания сложного текстового документа.
Создавать электронные публикации на основе готовых шаблонов.
Применять средства перевода текста.
Актуализация опорных знаний: контроль исходного уровня знаний студентов проводится в форме фронтального опроса, учащиеся проводят демонстрацию навыков компьютерной обработки текста (Прил. 1).
После актуализации преподаватель объявляет оценки с учетом фронтального опроса.
Изучение нового материала: преподаватель демонстрирует основные приемы верстки текста в программе MS Publisher (Прил. 2).
Первичное закрепление материала: Ролевая игра.
Учащиеся делятся на группы по три человека. Группам дается текст, на основе которого они должны создать буклет. Задача дизайнера заключается в выборе макета, его оформлении. Редактор занимается подбором содержания. Задача верстальщика расположить и оформить текст буклета. Студенты помогают друг другу во время работы, поочередно работают за компьютером.
Учащиеся совместно с преподавателем определяют требования к выполнению работы. Например: соответствие заданной теме, качество изображений, грамотность изложения материала, полнота раскрытия темы, красочность гармоничность привлекательность оформления, читаемость текста.
Студенты презентуют свои работы (проект на бумаге и электронный буклет) и получают оценки.
Закрепление изученного материала: проводится в форме тестового контроля (Прил. 3).
Подведение итогов:
Преподаватель подводит итоги, объявляет оценки. Учащиеся совместно с учителем анализируют достижение поставленных в начале занятия целей и задач.
Домашнее задание:
Создать рекламный буклет лекарственного препарата на основе шаблона.
Вопросы для самоподготовки:
1. Каковы возможности MS Publisher?
2. Какие виды публикаций различают в MS Publisher?
3. Охарактеризуйте основные этапы создания публикаций в MS Publisher.

Приложение 1.
Фронтальный опрос.
Что такое информационные системы?
Какие информационные системы вы знаете?
Что такое системы распознавания текста? Приведите примеры таких программ.
Продемонстрируйте алгоритм распознавания теста с помощью интернет версии программы ABBYY FineReader.
Что такое текстовый редактор, текстовый процессор? Приведите примеры таких программ.
Чем отличается редактирование текста от форматирования?
Продемонстрируйте навыки форматирования текста с использованием текстового процессора MS Word.
Какими программами мы можем пользоваться, если нужно перевести большой объем текста с мало знакомого для нас языка?
Может ли компьютер помочь нам проверить правильность написания нашего текста? Что для этого нужно сделать?
Что такое компьютерные публикации? Для чего они нужны?
Какие примеры компьютерных публикаций вы можете привести?
Какие электронные издания может создавать мед. работник?

Приложение 2.
Изучение нового материала
Теоретическая часть
Первые настольные издательские системы на основе персонального компьютера появились в 1980г., когда фирма APPLE COMPUTER разработала лазерный принтер с высоким качеством печати. Это способствовало  быстрому развитию издательского процесса.
Настольные издательские системы применяются для профессиональной издательской деятельности. Позволяют осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов, таких как информационные бюллетени, цветные брошюры, каталоги, справочники. Настольные издательские системы (НИС) — это программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов.
Примерами таких пакетов являются: Corel Ventura, Page Maker, MS Publisher.
Основное назначение издательских систем — верстка (размещение текста по страницам документа, вставка рисунков, оформление текста различными шрифтами и т.д.). Редактирование текста в издательских системах менее удобно, чем в текстовых редакторах. Поэтому бывает, что документы готовят в два этапа: сначала набирают текст в текстовом процессоре, а затем считывают его издательской системой и осуществляют окончательную подготовку документа.
Основные функции издательских систем:
использование сотен видов шрифтов (начертаний и размеров символов текста), которые отображаются на экране так же, как при печати;
изменение и корректировка рисунков и диаграмм;
формирование таблиц;
работа с формулами
размещение основных объектов в документе.
Практическая часть:
Учитель демонстрирует основные приемы работы с настольной издательской системой MS Publisher, учащиеся параллельно выполняют данные операции за компьютером.
Запуск программы осуществляется стандартным для любого приложения MS Windows способом. В главном меню Windows (кнопка Пуск), выбрать Программы (или Все программы), затем папка Microsoft Office. В отрывшемся списке программ выбрать Microsoft Office Publisher. После запуска на экране появится титульное окно приложения (рис.1).

Рис. 1 – Титульное окно приложения
Левая часть титульного окна позволяет выбрать тип шаблона публикации или начать публикацию «с чистого листа» (если выбрать тип – Размеры пустых страниц). В центральной части титульного окна показаны шаблоны выбранного типа публикаций. В правой части перечислены ранее созданные в программе публикации. При выборе типа публикаций в правой части окна появятся параметры настройки цветовой и шрифтовой схем:

Рис. 2 – Выбор цветовой схемы.
При создании новой публикации на основе выбранного шаблона окно программы MS Publisher переходит в режим форматирования публикации. Под пунктами меню находятся стандартные панели инструментов: Стандартная и Форматирование. Панель инструментов Стандартная предназначена для выбора команд по созданию, открытию и сохранению публикаций, на ней находятся команды для выбора масштаба отображения публикации, вызов предварительного просмотра перед печатью и др. Панель инструментов Форматирование предназначена для выбора команд по форматированию текстовых объектов публикации – выбор шрифта, начертания и размера текста, команды выравнивания и создания списков и пр. Работа с этими панелями осуществляется точно так же, как и в любом другом приложении пакета Microsoft Office. Любую из панелей инструментов можно вызвать или скрыть, используя последовательность команд меню (Вид Панели инструментов). С левой стороны расположена панель объектов. Справа от панели объектов расположена область задач.
Можно изменить цветовую схему уже выбранного макета. Для этого на панели Макет страницы необходимо выбрать Цветовую схему, которая вам нравится.
Если же вам вдруг перестал нравиться выбранный шаблон публикации, то его можно легко поменять на другой простым щелчком мыши (на панели Макет страницы) по слову Изменить шаблон.
Совместное создание визитки с преподавателем (демонстрация на экране).
1. Запустить MS Publisher 2007.
2. На вкладке Типы публикаций выбрать Визитные карточки. Из предлагаемых Классических макетов выбрать Каскад.
3. В окне Параметры изменить Цветовую гамму на Городская.
4. Создать Деловые данные. В дополнительном окне Создание нового набора деловых данных ввести данные о себе. В поле Должность указать наименование должности, которую Вы бы хотели занимать после окончания колледжа.
5. В вкладке Настройка выбрать Размер страницы Альбомная.
6. Ознакомиться с другими видами шаблонов Визитной карточки. Поэкспериментировать с шаблонами, выбрать наиболее понравившийся вариант и сохранить его под именем Визитка 1.
7. В файле Визитка 1 изменить цветовую схему и шрифтовую схему.
8. Вставить в поле Логотип фото. Для этого в меню Правка выбрать Деловые данные, нажать кнопку Изменить, в открывшемся вспомогательном окне нажать Добавить эмблему и выбрать имя файла, в котором находится фото. Нажать Сохранить, затем Обновить публикацию.
9. Выделить область Визитки, в которой указаны телефон и факс, изменить цвет шрифта на зеленый, полужирный. Изменить размер шрифта таким образом, чтобы номер факса / телефона размещались на одной строке.
10. Сохранить файл с внесёнными изменениями как Визитка 2.
11. Переместить в файле Визитка 3 фото в верхний правый угол Визитной карточки, увеличьте размер фото, потянув за правый нижний угол изображения. Произвольно переместите области визитки. Сделать градиентную заливку (два цвета, градиент От центра) области с наименованием организации. Сохранить файл как Визитка 3.

Приложение 3.
Тест по теме «Возможности настольных издательских систем».
Выбери один вариант ответа. Для чего предназначена программа Microsoft Publisher?
для создания текстовых документов;
для создания различных публикаций;
для создания графических изображений;
для создания таблиц.
Выбери один вариант ответа. Что из перечисленного не является основным объектом Microsoft Publisher?
буклет;
календарь;
таблица;
плакат.
Выбери один вариант ответа. Чтобы сохранить публикацию под новым именем в Microsoft Publisher необходимо..использовать команду Файл-Сохранить;
использовать команду Файл-Сохранить как..;
закрыть программу крестиком;
использовать команду Файл-Закрыть.
Выбери один вариант ответа. Какая программа относится к системам распознавания теста?
Microsoft Publisher;
ABBYY FineReader;
Microsoft Word;
QuickTranslator.
Выбери все варианты ответов относящиеся к редактированию текста
добавление фрагмента;
выравнивание абзаца
нумерация страниц
перемещение части текста;
исправление ошибок;
изменение ориентации страницы
Выбери все варианты ответов относящиеся к форматированию текста
установка межстрочных интервалов;
установка цвета символов;
удаление фрагмента;
добавление фрагмента;
изменение начертания символов;
установка размера шрифта.
Какие из перечисленных программ относятся к текстовым редакторам?
MS Word
Блокнот
MS Publisher
WordPad
Соотнеси понятия и их значения
Верстка Изменение текста по содержанию.
Форматирование Составление страниц издания путем компоновки текстовых и графических элементов в соответствии с разметкой или макетом.
Редактирование Изменение внешнего вида текста.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимум 16 баллов.
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8
Правильный ответ B C B B A,B,C A,B,E,F B,D 1-B,
2-C,
3-A
Критерии оценки:
Процент результативности Количество верных ответов Балл (отметка)
90-100% 14-16 верных ответов «5»
80-89% 12-13 верных ответов «4»
70-79% 10-11 верных ответов «3»
Менее 69% <=9 верных ответов «2»