Внеклассное мероприятие Познавательно-развлекательная программа по экологическому воспитанию


Познавательно-развлекательная программа по экологическому воспитанию
Цели:
- познакомить ребят с явлениями природы, с содержанием Красной книги;
- учить по характеристике определять растения, животных ;- развивать интерес, сообразительность, воображение;
- расширить кругозор учащихся;
- научить проявлять смекалку и эрудицию;
- приобщать к чувству прекрасного;
- развивать эстетическое восприятие мира.
- воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки общения
Ход мероприятия
Сцена празднично украшена. Входит под музыку Берендей.
Берендей:
О мой лес, мой дивный лес,Полный сказок и чудес.Веселятся все зверята:И лисята, и зайчата.Шебечут птицы до зари,И распевают соловьи.В заботах и трудах проходит жизнь моя,Надеюсь, что узнали вы меня.Защитник леса, друг зверей,Я царь из сказки - ….
Дети: Берендей.
Берендей:
Молодцы, мои друзья!Всех приглашаю в гости я.В лесу моем приятно отдыхать, Здесь можно веселиться и играть.
1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять.Благо – лес рукой подать,Закупили все подряд:Пиццу, спички, лимонад.
2-й турист:
Свежий воздух возбудитнаш здоровый аппетит,А пакеты, банки, склянки –Лес большой он все вместит.Лес он чей?Да ничей!
1-й турист:
Расположимся скорей!Тут уж нам не помешают:Жги и лей, руби и бей!Урны нет, носи в кусты!Мы с природою на “ты”.
2-й турист:
Банки в землю закопаем,Мусор птицам разбросаем,В речку скинем все бутылки,В море пусть плывут посылки.
Вместе:
Мы – цари! Молчи, природа!Все здесь наше – лес и воды!
(Бросают пластиковые бутылки, попадают в Колобка. Колобок с испугу покатился).Катится Колобок, ударяется о Берендея.
Колобок: Ой, ты кто?
Берендей: Я – царь леса! А ты, наверное, тот самый знаменитый Колобок, который сбежал от бабушки и дедушки.
Колобок: Я Колобок, тот самый, только сбежал я не от бабушки и дедушки, а от нехороших гостей нашего леса. Помоги, Берендей, защити лес!
Прыгает заяц, испуганно трясется возле Берендея.
Берендей: Я – царь леса! А ты, наверное, тот самый знаменитый Колобок, который сбежал от бабушки и дедушки.
Заяц: Это я-то косой?.. Косой тот кто со мной злую шутку сыграл… Отдыхаю я под кустом, вдруг, удар, еще удар, по голове, по боку. Вскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вижу, а они на поляне…
Выбегает волк.
Берендей: Что с тобой, Серый волк – зубами щелк? Почему глаза твои грустные?
Волк:
Был я резвым и веселым,Все я рыскал по лесам,Никогда не был голодным,Добывал я пищу сам.
А теперь посмотрите, что со мною стало: голодный я.
Шум в лесу, музыка, крики – вся живность разбежалась.
Берендей: Да кто же это в лесу шумит?
Медведь рычит.
Берендей: Здравствуй, Мишенька-Медведь! Ты куда так спешишь? Ты что, тоже заболел?
Медведь: Здравствуй, Берендей! Не заболел, я чуть в родном лесу не сгорел, видишь, как бок опалил.
Берендей: Ну, все, надо ребят звать на помощь, что бы выгнать нехороших людей и научить как надо вести себя в лесу.
Все: Ребята, ребята! Вы где? Помогите нам!
Учащиеся делятся на группы, каждая получает маршрутный лист. Двигаются по станциям, выполняя предложенные задания.
Привал 1. Музыка леса.
Ребята угадывают песню (тема – природа) исполняют один куплет. (“В лесу родилась елочка”, “Наш край”, “Во поле береза стояла” и т.д.)
Привал 2. Боровичок
Угадайте главного героя этой станции:
С виду он похож на зонтик,Только меньше во сто крат.Коль гроза на горизонте,Он бывает очень рад.Если дождик и тепло,Он считает – повезло! (Гриб)
- А вы знаете, кто из сказочных персонажей любил собирать грибы? (Красная шапочка)
- Вы любите грибы, знаете, как правильно их собирать?
- Назовите съедобные. (Масленок, шампиньон, лисички, опята, рыжики…)
- Назовите несъедобные. (Мухомор, бледная поганка, ложные опята…)
- Из каких грибов самый вкусный суп? (Белый)
- Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)
- Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города?
- Назовите самый вредный гриб? (Бледная поганка)
- У каких грибов шапки разного цвета, а название одно? (Сыроежки)
- Какой гриб растет с большой скоростью и в старости превращается в пыль? (Дождевик)
- Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Грузди, опята)
Привал 3. Лесные загадки
Растет стеной, ее не тронь,Сожжет, как огонь. (Крапива)
Вот забавный недотрога,Он иголок носит много.Этот маленький зверекНазывается… (Еж)
У бедняги нет берлоги,От врагов спасают ноги.Он привык к зиме белеть,Догадались? Он… (Заяц)
Над цветами я летаю,Мед янтарный собираю.Всем обидчикам – гроза,Кто я, дети?.. (Пчела)
Я зимой в пушистой шубе,Ем грибы на старом дубе.Мне на месте не сидится, Потому что я… (Белка)
Длинным клювом тонкимСхватит лягушонка.Капнет с клюва капля,Кто же это?.. (Цапля)
Все время стучит,Деревья долбит,Но их не калечит,А только лечит. (Дятел)
Эта птичка – птичка – невеличка,Желтенький жилетик,Синенький беретик. (Синица)
Всю ночь летает,Мышей добывает.Станет светло,Спать летит в дупло. (Сова)
Привал 4. Лесной кроссворд
По горизонтали:
2. Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят:Ваню земляникой,Таню – костяникой,Машеньку – орешком,Петю – сыроежкой,Катеньку – малинкой,Вася – хворостинкой! (Лес)
4. У занесенных снегом кочек,Под белой шапкой снеговой,Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
8. Ее всегда в лесу найдешьПойдем гулять и встретим:Стоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем. (Ель)
9. Клейкие почки,Зеленые листочки.С белой корой,Стоит под горой. (Береза)
10. Мягок, а не пух,Зелен, а не трава. (Сох)
11. Я из крошки – почки вылез,Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белокНичего что плод мой мелок. (Дуб)
13. В нем почти сто метров роста:На него залезть не просто!Из Австралии был онК нам в Колхиду завезен.У него одна работа – Осушение болота. (Эвкалипт)
По вертикали:
1. Что за дерево стоит –Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3. Есть у родственницы елкиНеколючие иголки,Но в отличие от елки,Опадают те иголки. (Лиственница)
4. Меня в лесу оставили,Весь век торчать заставили:В ушанке заячьей – зимой,А летом с бритой головой. (Пень)
5. Нам в дождь и знойПоможет друг,Зеленый и хороший,Протянет нам десятки рукИ тысячи ладошек. (Дерево)
6. С моего цветка беретПчелка самый вкусный мед.А меня все ж обижают:Шкуру тонкую сдирают (Липа)
7. В золотой клубочекСпрятался дубочек. (Желудь)
12. Ружий Егорка упал в озерко,Сам не утонулИ воды не всколыхнул. (Лист)
Привал 5. Зеленая аптека
- Ребята, вас приветствует лесной доктор. Представьте себе, что вы идете по лесной опушке и с вами случилась беда – вы заболели, или поранились, или вас укусил кто-то. Но вы забыли взять аптечку, как быть?
- Я предложу диагноз, а вы приступите к лечению.
1. Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение… (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы)
2. С утра было солнечно, я отправился путешествовать в легкой одежде. Вдруг пошел холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог… (Малина, липовый цветок, зверобой)
3. Шагая по тропе, я увидел незатушенный костер. Я поторопился сбить огонь и обжег руку. Хорошо, что мне попался… (Гриб - дождевик, измельченная хвоя сосны)
4. Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил больше всех студеной воды и вскоре не мог удержаться от кашля… (мать-и-мачеха, багульник, шалфей, подорожник)
Привал 6. На опушке леса
1. Красная книга
- Что такое Красная книга?
Красную книгу учредил международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 г. Хранится она в Швейцарии. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, а сейчас стали редкими, были занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
- Какие животные и растения записаны в Красную книгу?
- Что может сделать человек, чтобы на земле не исчезли целые виды животных и растений?
2. Зоологическая викторина.
- В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (Еловых, пихтовых)
- Какое дерево страдает каждый год больше всего по вине человека? (Ель, сосна - Новый год)
- Какое дерево способно вырасти первым после лесного пожара? Является символом нашей страны? (Береза)
- Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябина)
- Лесная хищница с кисточками на ушах? (Рысь)
- Дикая кошка с блестящей черной шерстью. Маугли зовет ее - Багирой? (Пантера)
- Грызун, который любит стоять столбиком? (Суслик)
- Птица, которая любит демонстрировать свой великолепный хвост. (Павлин)
- Зеленое колючее растение в пустыне? (Кактус)
Привал 7. Чьи следы?
На рисунках представлены следы животных и птиц. Надо угадать какому животному или птице они принадлежат.
После прохождения маршрутов ребята возвращаются к Берендею, сдают зверятам маршрутные листы.
Берендей: Ребята, все ли справились с заданием? Смогли одолеть горе – туристов и научить их, как правильно вести себя в лесу?
Лес – не только для нашей забавы,Он богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Каждый куст берегите, ребята!Где росток ты увидишь простой,Может вырасти дуб в три обхвата,Березняк иль малинник густой.А уж, сколько орехов и ягод!Их, пожалуй, считать – не сочтешь!Будьте верными лесу, ребята,Ведь красивее мест не найдешь!