Выступление на педсовете по теме Совместная деятельность семьи и школы по воспитанию и социализации обучающихся начальной школы (4 класс)


Совместная деятельность семьи и школы по воспитанию и социализации обучающихся начальной школы.
(Выступление на педсовете.) Уже 5-й год начальная школа работает по новым Федеральным Государственным Образовательным стандартам. Вначале я хочу вернуться немного в историю, лет 7-10 назад. В то время, к сожалению, общественное мнение складывалось не в пользу школы. Зачастую от людей более старшего возраста можно было услышать мнение о том, что школа перестала заниматься воспитанием или воспитывает уже не так, как это было в их время. Вряд ли с этим можно было не согласиться. Хотя, свою работу школы старались строить с учетом лучших традиций еще советской школы. Однако, время неумолимо шло вперед, менялась окружающая действительность, менялось общество, наши дети, да и мы сами. Мы должны были думать о том, что школьникам предстоит жить в конкурентном мире, где главным являются материальные ценности. Задумайтесь, смогли бы современные дети адаптироваться и социализироваться в окружающем их мире, если бы система воспитания осталась на уровне 20-10-летней давности. Это не значит, что воспитательный процесс должен был строиться на таких понятиях, как «достигай цели любой ценой», «материальное выше духовного» и т.п..
Одним из главных недостатков того недавнего времени являлось отсутствие четкого ориентира в воспитательной работе. Какую модель выпускника создать, какую цель выбрать при построении воспитательной системы,. Ведь процесс воспитания отличается от процесса обучения тем, что его результаты не проверить с помощью ЕГЭ, они проверяются всей жизнью, и ошибки здесь исправить уже невозможно. И очень важно, что государственная политика в области образования с введением ФГОС дает такой ориентир для школы.

В новых стандартах сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа


Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта в области воспитания является «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России». Она представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Современный процесс воспитания и социализации ребёнка отличается своей полисубъектностью. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. И именно школа призвана обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния.
А. С. Макаренко «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяет семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного и воспитательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» .
Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
ФГОС НОО нацелены на прямую, последовательную работу школы и семьи. И теперь , после первого выпуска по ФГОС, трудно представить всю проделанную работу без участия и доброй помощи родителей моих учеников.
Работая со своим классом, мы старались прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит  от  взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».В.А.Сухомлинский
В своей работе мы используем разные формы сотрудничества с родителями.
1. Изучение условий семейного воспитания.
Составление характеристик семей обучающихся., социального паспорта класса.
2.Родительское собрание.
Проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
организационные (при зарождении класса 1кл., при переходе на новую ступень обучения -5кл.)
тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)
текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)
итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)
3.Работа родительского комитета.
В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями по просьбе учителя (Например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Родители занимаются закупкой подарков к праздникам, осуществляют сбор денег на нужды класса. Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.
3.Индивидуальные беседы и консультации.
Для их проведения может быть привлечен психолог, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.
4. Внеурочная деятельность. Кружок.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). На первом родительском собрании родители не только знакомятся с традициями школы, её нововведениями, но и заполняют анкету, в которой они высказывают свои пожелания по внеурочной деятельности.
Любой, увлеченный родитель, может организовать помощь в работе кружка в классе. Родители помогают нам в работе театрального кружка. Музыканты разучивают песни, принимают участие в театральных постановках. Родители, умеющие шить, помогают в шитье костюмов. Папы делают реквизиты для спектаклей.
5. Походы и поездки .
Родители не только сопровождают детей, но и являются спонсорами таких мероприятий , следят за соблюдением основных правил поведения.
Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.
6. Заочные конкурсы.
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями.
7. Круглый стол.
Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
8. Исследовательская работа.
В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.
В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в подборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки рисунков.
9. Праздники.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу
В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)
10. Семейные вечера и конкурсы . При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Читающая семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.
11. День открытых дверей. ( В рамках «Недели начальной школы»)
Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть как ребенок работает на уроке. «День открытых дверей» даст возможность родителям посетить уроки в течение дня. Этот день не требует от учителя большой подготовки. Нужно лишь согласовать этот вопрос с администрацией школы, приготовить места для гостей и оповестить родителей с помощью приглашения. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
12.Участие родителей в благотворительных акциях.. Родители в классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. С удовольствием участвуют и сами предлагают поучаствовать в благотворительных акциях: акция "От сердца к сердцу", целевой аудиторией которой являются люди с ограниченными возможностями, акция «Протяни руку помощи украинскому народу», «открытка к Дню пожилого человека», экологические акции по сбору макулатуры,
И вместе с тем, родители смогут укрепить авторитет педагога, помочь в проведении внеклассных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета.
В Концепции говорится: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося». Но не следует забывать и о воспитании в семье. Оно было и остается самым мощным воспитательным примером для ребенка. Поэтому, уверена, что только при консолидации общих воспитательных усилий семьи и школы, мы достигнем успехов в воспитании будущего поколения.
"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А.Сухомлинский)