Программа по экологическому воспитанию школьников «Земля – мой дом родной».


Программа
по экологическому воспитанию школьников
« Земля – мой дом родной ».

Введение.

« Любовь к природе, впрочем , как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства».
И. Соколов-Микитов.

Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься и родители, и педагоги.
В настоящее время проблема окружающей среды и пути их решения особенно актуальна.
Школьники получают знания на уроках, из учебников, научно- популярной литературы, по радио и телевидению.
Достаточно ли одних этих знаний современному школьнику, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатство и красоту, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса, украшать в зеленый наряд города, заботиться о братьях наших меньших?
Конечно, недостаточно. Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности учащихся.
Практические действия каждого человека в защиту природы необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Сила патриотизма, как выразился Леонид Леонов в романе « Русский лес», всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда в природу.
Школьная молодежь в большинстве своем остро реагирует на бездушное отношение к природе и готова ринуться в бой на ее защиту.







ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ.

1.Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
3.Формировать убеждения о необходимости сохранения чистоты и красоты природного мира.
4. Воспитывать чувство гармонии с окружающим миром.
5. Помочь учащимся осмыслить свое место в мире, расширить понятие «дом» на весь мир, осознать себя частью природы.



ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ.

1. Формировать чувство любви к Родине, природе, умение бережно относиться к ней.
2. Учить различать добро и зло, быть в состоянии верить и совершать добрые дела. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях учащихся.
3. Ориентировать семью на помощь в экологическом воспитании учащихся.
4. Сплотить коллектив учащихся.
5. Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
6. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
7. Развитие таланта и способностей как особой ценности.
8. Формирование здорового образа жизни учащихся.


НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ.

Программа экологического воспитания включает следующие направления воспитательной деятельности:
1. Экология природы
2. Экология здоровья
3. Экология души.
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.




ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника КООУ Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат, обладающего экологической культуры.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Направление «Экология природы».

Цель:
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи:
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Общешкольные творческие дела:
Акции:«Птичья столовая», «Чистый двор»; конкурс экологических сказок.
Формы работы с классом:
Общение с природой: наблюдение за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.
Экологические игры: загадки природы, «Осторожно, их мало!» (Красная книга), почемучкина поляна.
Экологические проекты: разведка прекрасного и удивительного, зеленый класс/спальня, выпуск «Жалобной книги природы».
Классные часы: «Природа родного края», «Звери, птицы, степь и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля»,конкурс стихов о природе родного края.

Досуговая деятельность:
Кружок «Юный цветовод» .

Заповеди:
Вылечи каждое раненое дерево.
Будь настоящим другом природы.
Ухаживай за природой, преумножай её богатства.
Посади и вырасти дерево, цветок, растение.
Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.
Будь готов встать на защиту братьев своих меньших.


Направление «Экология здоровья»

Цель:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся,
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Формировать потребности в ЗОЖ
формировать валеологическую культуру школьника.
Общешкольные творческие дела:
День здоровья.
Организация дежурств в классе и в школе,
трудовые десанты, работа по благоустройству школы и её территории.
Формы работы с классом:
Активные игры на свежем воздухе. Подвижные игры на переменах.
Кл.часы: «Как стать нехворайкой», « В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки», « Что дает человеку спорт»,
Досуговая деятельность:
Спортивные секции, туризм.
Заповеди:
Просыпайся утром с улыбкой.
Научись всегда быть жизнерадостным.
Занимайся спортом.


Направление «Экология души»

Цель:
Формирование нравственно здоровой, духовно богатой личности школьника.
Задачи:
Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира,
осознавать собственную значимость в окружающем мире,
ориентировать на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела:
Педметные олимпиады, интеллектуальный марафон.

Формы работы с классом:
Кл. часы: «Люблю тебя, мой край родной», «Зачем учиться в школе?»
встречи с интересными людьми

Досуговая деятельность:
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления.

Заповеди:
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее.
Сохраняй традиции, культуру своего народа.
Каждое дело творчески, иначе – зачем!


МОНИТОРИНГ.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
выпускник КООУ
ВЯсши

Прочные знания

Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению

Крепкое здоровье, здоровый образ жизни

Осознание обще-человеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Родина

Готовность к продолжению оьразования

Экологическая ответственность