Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроке русского языка при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»


Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроке русского языка при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»
Автор Чижова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №32
Предмет Русский язык
Класс 2 класс
Образовательная модель Технологические развития мышления на основе сервисов Web 2.0.
Учебная ситуация, длительность Исследование проблемы правописания безударных гласных (30мин)
Предметныерезультаты, их практическая значимость Овладение основными орфографическими нормами литературного языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, формирование навыков лексического анализа слова, совершенствование осознанного чтения.
Внутри- и межпредметные связи (знания) Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава к смыслу высказывания. Правописание безударных гласных рассматривается с разных точек зрения, что способствует прочности усвоения программного материала. Этот подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должны оперировать ученики.
Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности Интерактивная доска
Видыдеятельности Учебно-исследовательская деятельность
Личностные результаты*
Самоопределение Смыслообразование Ценностная и
морально-этическая
ориентация
Формирование уважительного отношения к мнению другого человека Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. Формирование ответственного отношения к учению
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные
Умение принимать и сохранять учебную задачу;
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий.
Умение организовывать индивидуальную работу и совместную деятельность с учителем и сверстниками .
Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Смысловое чтение.
Описание учебной ситуации
На этапе изучения новой темы «Безударные гласные в конце слова» во 2 классе ( учебник « Русский язык» 2 класс автор А.В Полякова) учащееся на 83 странице знакомятся с 409 упражнением, чтобы наполнить ситуацию личностным смыслом, учитель перед чтением текста задает вопрос: «Подумайте, ребята, могла ли такая ситуация произойти в нашем классе?»
409. 1. Прочитай.
Феде очень понравилось стихотворение. Он прочитал его в книжке у одноклассника. Вот Федя и просит Андрея:
- Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.
Андрей говорит:
- Хорошо, только смотри спеши!
А Федя удивился немного и говорит:
- Хорошо, хорошо, спишу!
А тот опять:
- Да нет, ты спеши!
А Федя ему:
- Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтобы списать, чего же ты меня об этом просишь?
(По А. Пешковскому)
2. Чего не понял Федя? Найди в тексте похожие глаголы и произнеси их сначала так, как они слышатся, а потом так, как они написаны. Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?
3. Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему? Вспомни, как нужно находить корень слова.
После обсуждения предложенной ситуации, при выполнения второго задания к упражнению учащемуся предлагается карточка, где необходимо соотнести согласные с их лексическим значением, а после этого вставить в слова пропущенные буквы (е или и), используя алгоритм определения корня слов.

Соотнесите глагол с его лексическим значением
Спеши Выполни задание письменно
Спиши торопись, не опоздай

Алгоритм определения корня слов
1. Подобрать несколько родственных слов.
2. Проверить сходство слов по смыслу.
3. Определить их общую часть (корень).
На этапе работы со словами учащиеся могут вспомнить (прием инсайта) «Поспешишь – людей насмешишь; или учитель наводящим вопросом (В какой пословице используется одно из слов карточки?) помогите ей «увидеть». Далее ребята поясняют ей смысл, а учитель обращает внимание на ее актуальность при выполнение следующего задания (заполнение ментальной карты).
На заключительном этапе работы учащемся предлагается на основе предыдущих заданий доставить в ментальную карту 4 высказывания из 7 предложенных (обсуждения могут проходить в микро группах)




Результаты деятельности учащихся могут быть проверены в парах по образцам на интерактивной доске.
Критерии оценивания:
1).Правильно составлено лексическое значение глаголов – 1 балл
2).Правильно вставлены буквы в слова – 6 баллов
3).Правильно выбраны высказывания для ментальной карты – 4балла
«5» - 10–11 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 6-7балов