Технологическая карта. Обучение техническим действиям приём и передачи мяча двумя руками сверху


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Третьякова Ольга Ивановна
Учитель физической культуры гимназии № 446
для учащихся 5 класса по ФГОС
Тема:Обучение техническим действиям приём и передачи мяча двумя руками сверху.
Цель:Овладение техническими действиями приёма и передачи мяча двумя руками сверху.
Задачи:
Образовательная:формирование навыков владения мячом при приёме и передачи мяча сверху.
Оздоровительная: воспитание чувство ответственности, коллективизма, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательная: развитие физических качеств необходимых для овладения техническими приёмами волейбола.
Тип урока: образовательно - обучающий.
Вид урока: волейбол.
Дата проведения :»25»декабря 2015 гМесто проведения: спортивный зал.
Продолжительность урока:45мин.
Инвентарь и оборудование:волейбольные мячи - 10 шт, волейбольная сетка -1шт, волейбольные стойки – 2шт; секундомер - 1; свисток - 1. лист А4 с вопросами для обсуждения ( по количеству учащихся),мультимедийная установка в спортзале,
В
в
о
д
н
о
-
п
о
д
г
о
т
о
в
и
т
е
л
ь
н
а
я
ч
а
с
т
ь
10
-
12
мин. № п/п Этапы урока Частная задача этапа Универсальные учебные действия
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Личностные Регулятивные Коммуникативные
1.1. Построение в одну шеренгу, приветствие.
Создание проблемной ситуации: проблемные вопросы (см. приложение № 1)Слайды2.3.4
Активное участие в диалоге с преподавателем
Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок
Организовать учащихся к уроку, проверить готовность, нацелить их внимание на решение поставленных задач. Формирование интереса
Дети высказывают варианты. Активное участие в диалоге с учителем Ведут обсуждение по теме с учителем
1.2. Постановка проблемы:Слайд5.6.
Сможем ли мы играть в волейбол не овладев техническими навыками?
Активное участие в диалоге с преподавателем Узнают историю волейбола.
Дети формируют тему и цель урока. Обобщение полученной информации
2. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока
Подготовка организма к выполнению технических действий с мячом и без мяча, активизация психических процессов 2.1. Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания. Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса)
Восприятие объяснения учителя
Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек)

Контроль за дыханием. 2.2. Проведение ОРУ в движении(играет музыка «Лаурита -новое поколение»
ходьба на носках, руки перед грудью с упором пальцев рук;
ходьба на носках, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, вращение в лучезапястном суставе вперед и назад;
то же, но вращение в локтевых суставах;
ходьба перекатом с пятки на носок, с вращением прямых рук вперед и назад;
ходьба, пальцы рук в замке перед грудью, выпрямление рук вверх, и.п., выпрямление рук вперед, и.п.
бег в медленном темпе;
передвижение приставными шагами левым и правым боком в стойке волейболиста;
скрестные шаги левым (пр.) боком;
бег спиной вперед.
выполнение имитации блокирования.
Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса) Выполнение ОРУ в движении под музыку.
Выполняют упражнения под музыку, развивают чувство ритма.
Развитие физических качеств. Самоконтроль
Умение воспринимать на слух и выполнять упражнение. Уметь находиться в строю и держать строй.
.
3. Обучение техническим действиям
О
с
н
о
в
н
а
я
ч
а
с
т
ь
25-30 мин. 3.1. Подготовить учащихся в освоении техники владения мячом.
Перестроение в две шеренги.
Проведение краткого инструктажа по Т/Б .
Передача мяча в парах с ударом о пол двумя руками.
передача мяча в парах с ударом о пол правой и левой рукой.;
передача мяча в парах в прыжке с ударом о пол;
Слайд7,8,9
Концентрация внимания на приёме мяча сверху
Правильное расположение фалангов пальцев на мяче .
Выполнения стойки игрока. Своевременное касание мяча.
Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности .
5 -6 передач Проявление поддержки и уважение друг к другу во время выполнения упражнений
Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем.
3.2. Рассказ и показ техники приёма и передачи мяча сверху учителем.
Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча
сверху. Овладение техникой получения информации
И/К Задание №1
Правильное движение рук вверх-вперёд. Умение взаимодействовать с партнёром Умение добросовестно выполнять учебное задание. Осуществляют контроль.
Не дать мячу упасть.
3.3. Наброс мяча партнёру – партнёр выполняет приём и передачу мяча. Выполнения заданного двигательного действия Развивают мышление.
Внимательно относится собственным допущенным ошибкам. 5-6 раз
Контролируют движение мяча. Анализ синхронизации рук и ног во время упражнений
Взаимодействия,уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения упражнения
3.4. Набросмяча партнёру- партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя.
Взаимооценивание.
Партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя.
3.5. Наброс мяча партнёру –выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу. Выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу. Умение работать в группе.
Развитие координационных способностей. Исправляют друг друга 3.6. Подбросить мяч впереди себя, сделать шаг и выполнить передачу партнёру. самооценивания:
стойка волейболиста;
правильная ловля мяча;
точная передача Синхронизация последнего шага с передачей мяча .
Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи
3.7. Передача мяча сидя на полу. 3.8. Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.
И/К Задание №2
Уч – ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.
3.9. Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.. коснуться рукой пола
И/К Задание №3
Уч – ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. Следить за стойкой волейболиста, приёмом и передачей мяча. 3.10. Стоя у стены выполнить приём и передачу мяча.
И/КЗадание№4
Учащийся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. З
а
к
л
ю
ч
и
т
е
л
ь
н
а
я
4. Эстафета. Две команды стоят в колонну по одному.
…….. .
…….. .
Один учащийся стоит на расстоянии 2м. лицом в колонне. По команде он набрасывает мяч первому стоящему в колонне, уч-ся отбивает мяч и становиться в конец колонны, как только он снова выходит вперёд то заменяет набрасывающего игрока. Побеждает та команда, когда первый набрасывающий займёт своё место.
Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек) И/К Задание №5
Игра направлена на совершенствование техники умение приёма и передачи мяча сверху и её усвоения.
Обратить внимание на технику выполнения.
Оценивание:
•победа (3 балла);
•2-е место (2 балла);
•3-е место (1 балл) Умение поддержать сверстников в преодолении трудностей в усвоении упражнений, создание ситуации успеха. Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок.
Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников
ч
а
с
т
ь
4.1. Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху. И/К Задание №6
Учащиеся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте.
Проверяют степень усвоения и самооценка. Умение ответственно относится к порученному делу, отвечать за результаты собственнойдеятельности. 3-5 мин. 5. РефлексияСлайд10
- Комфортно ли чувствовали себя на уроке?
- Не велика ли нагрузка?
- Что понравилось?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
- Что получается, что нет, почему?
Предложить свои варианты решения проблемы.
Формирование общего вывода по решению проблемы. Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения .
Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их Предлагают:
- варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах урока
складывают баллы, полученные за все этапы работы и переводят их в отметку:
33-45 баллов – «5»
22 б – 32 б – «4»
Ниже 22 б – «3» Обсуждение своих ошибок во время занятий Умение получить информацию.
Умение видеть собственные проблемы и адекватно оценивать результаты собственной деятельности .
Умение слушать и вступать в диалог.
Выражают свое мнение об итогах работы.
Выбирают рисунок – соответствиесвоему настроению.
6. Подведение итогов урока
Оцените процесс и результаты своей деятельности, а также определите свое эмоциональное состояние на уроке.
Слайд 11
(Выбирите рисунок – соответствие твоему настроению в конце урока)

7. Домашнее задание: Имитация техники приёма и передачи мяча сверху у зеркала. 3.Список используемой литературы.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.
Москва: Физкультура и спорт, 2005.
Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск, 2000.
Официальные правила волейбола 2001-2004гг. – М.: ВФВ,
Терра-Спорт, 2001.
Ю.Д.Железняк. 120 уроков по волейболу, Москва, ФиС, 2000.
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. – М:
Просвещение, 1989.
Мацудайра Я., Эйнгорн А. Так побеждать. Размышления о волейболе
бывших тренеров сборных команд Японии и СССР. Издательство: МП РИЦ Культ-информ-пресс Санкт-Питербург, 1994.
Методические рекомендации.
Овладение техникой приёма и передачи мяча является одним из главных действий для игры в волейбол.
Дети сталкиваются с определёнными трудностями, и задача педагога в том,чтобы найти оптимальные решения данной проблемы ,подобрать подходящие методики и средства обучения.
Первоочерёдная задача – показать учащимся что простые удары по мячу не могут добиться каких либо успешных действий,что не имея практического навыка приёма и передачи мяча не возможно добиться каких либо успехов для овладения техники игры . Использование нестандартных заданий позволяет активировать школьника расширить его познавательную деятельность , ставит определённые задачи , заставляет найти пути их решения.
Представляемый урок закладывает фундамент знаний и навыков, для овладения приёмов игры в волейбол, этому подчинены методы и приёмы, выбранные для реализации представленной цели и формирования УУД. Урок разработан с применением системно-деятельного подхода, соблюдены все части урока.
Для мотивации учащихся к учебной деятельности и создания доброжелательной атмосферы проводиться разминка, которая настраивает детей на активную работу на уроке.
Далее учащимся предлагается принять участие в диалоге (ответить на вопросы) и оценить свои знания в инструктивной карте, выставить себе балл и оценить свои знания, при этом создаётся проблемная ситуация, детям предлагается самим определить как и какое решение влияют на правила игры.
Учащимся предлагается выполнить упражнения без объяснения учителя и оценить себя в инструктивной карте, затем выполнить упражнения после объяснения учителя и совершенства приёма и передачи мяча, далее выполнить все подводящие упражнения направленные на правильное выполнение техники приёма и передачи мяча и вновь оценить свои действия.
На последнем этапе рефлексии учебной деятельности соотносится полученный результат с поставленной целью.
После эстафеты хорошо видно как учащиеся освоили материал предложенный на уроке и оценили его в инструктивной карте. Затем сделав подсчёт своих баллов и оценив свою результативность ученик делает вывод и видит над чем ему работать.
Домашее задание носит дифференцированный и творческий характер.
Приложение к уроку
Приложение №1
Информационные и проблемные вопросы:
-Что означает слово «волейбол?»
-Какие технические действия применяют для игры в волейбол?
-Какие жесты использует судья при осуществлении судейства в волейбол?
-Назовите различия между волейболом и баскетболом? ( вес мяча, размер площадки, высота сетки, кольца).
- Зависит ли результативность освоения тактических действий от знания правил игры в волейбол?( Приведите пример – ключевой вопрос.)
Приложение №2.
Инструктивная карта
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
№ п/п Этапы работы Результат Оценка в баллах
1. Организационный момент
1.1 Участие в диалоге с учителем и товарищами по классу по теме урока. 1.Поднимал(а) руку для ответов на вопросы.
2Отвечал(а) на вопросы
3. Отвечал(а) правильно, аргументировано
4.Внимательно слушал(а) других
5.Задавал(а) вопросы.
6.Приводил(а) примеры
7Делал(а) выводы
1балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2. Разминка
2.1 Выполнения подготовительных упражнений с мячом. 1.Концентрация внимания на мяче
2.Своевременное касание мяча
3.Соглассованность действий с партнёром
4.Правильное расположение фаланговпальцев на мяче
5.Выполнения стойки игрока 1 балл
1балл
1 балл
1 балл
1 балл

3. Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху.
3.1 Задание №1 Выполнено правильно ____передач 5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.
4 Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.
4.1 Задание №2 Выполнено правильно ____передач 5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.
5. Стоя в кругу выполнить.передачу на высоте 1,5- 2м и коснуться рукой пола.
5.1 Задание №3 Выполнено правильно ____передач 5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.
6. Стоя у стены выполнить приём и передачу мяча.
6.1 Задание №4 Выполнено правильно ____передач 5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.
7. Эстафета
7.1 Задание №5 победа – 3б;
2 место-2 б;
3место -1 б.
8. Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху
8.1 Задание №6 Выполнено правильно ____передач
5 пер-5б
4 пер-4б
3 пер-3б
2 пер-2б
1 пер-1б.
9 Решение проблемы
9.1 Формирование вывода. 1.Вывод написан в инструктивной карте
2.Вывод подтверждён примером
3.вывод озвучен и одобрен преподавателем и классом 1 балл
1 балл
1 балл
10 Определите свое эмоциональное состояние на уроке (выберите рисунок – соответствие твоему настроению )

Вывод по решению проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок: ______________________________________
33 – 45 баллов - «5» (отлично)
22 –32 баллов – «4» (хорошо)
менее 22 баллов – «3» (удовлетворительно).