Праздник картошки


Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 5»









Конспект воспитательного мероприятия
для младших школьников (7 – 8 лет)
на тему: « Праздник картошки».











Подготовила
воспитатель Шемчук Ольга Анатольевна



г. Биробиджан, 2013г.


Конспект занятия на тему:
« Праздник картошки».
Цель: Обогащение знаний воспитанников происхождении, выращивании, употреблении в пищу картофеля.
Задачи:
Познакомить детей с историей картофеля, его происхождением.
Развивать связную устную речь, психические процессы: память, мышление, воображение; развивать глазомер, ловкость, силу.
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, правильном питании.

Оборудование: картофель, инвентарь для игры: вёдра, столовые приборы: ножи, ложки, посуда, иллюстрации; ролевые маски, фонограмма.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Сообщение темы и цели занятия.
Тема сегодняшнего занятия « Праздник картошки».
-Ребята, как вы думаете, о чём сегодня вы узнаете на празднике?
Ах, картошка, - объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.
Сегодня, ребята, вы узнаете о её «величестве» картошке, которую в народе называют вторым хлебом.
II. Основная часть:
1. Из истории картофеля.
400 лет назад клубни картофеля были доставлены из Южной Америки в Европу испанскими мореплавателями. И в каждой стране картофель получил свое название. А у нас в народе его называют картофель.
- Ребята, а как вы думаете, картофель – это фрукт или овощ?
- А что вы знаете о картофеле, как он выглядит, какой по вкусу?
- Скажите, а какую часть картофеля мы используем в пищу? (Клубни).
Раньше, когда люди не знали, что нужно употреблять в пищу клубни картофеля, они пробовали, есть зеленые ягоды, которые созревали на кусте, а дамы при дворе украшали свои прически цветами этого растения
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - “чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку «про» репку? Для чего нужна была большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку - семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.
Сытная, урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для вас и для всех других народов Европы вторым хлебом.
(Показ иллюстраций).
2.Культура правильного питания.
- Ребята, а какие блюда из картофеля готовят для вас повара?
- Какое блюдо у вас самое любимое?
- Чем полезен картофель?
Рассказ воспитателя о пользе картофеля.
Картофель широко применяется в кулинарии и народной медицине, благодаря своим пищевым и целебным свойствам. Для нашего организма содержит много витамин и полезных веществ.
Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае, его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
Картофель в “мундире” не разварится. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячих углях.

-Сегодня вы научитесь сами правильно выращивать картофель, готовить из картофеля блюдо, научитесь ловко обращаться с картофелем и даже сами попробуете почистить его.

3.Правила техники безопасности.
На кружке «Домоводство» вы уже знаете многие правила безопасной работы на кухне. Вспомним правила безопасной работы с режущим инструментом: нож.
(Инструкция «Правила безопасной работы с ножом»).
Молодцы, ребята, вижу вы все знаете важные безопасные правила при работе с ножом.
- А какие правила безопасности в игре вы знаете?
(Инструкция «Правила безопасной игры»).
4.Конкурсы: « Праздник картошки».
4.1.Приветствие команд.
Разделим группу участников на две команды.
Каждая команда читает четверостишие о картофеле в форме приветствия.
Урожай картошки есть
Значит, будет, что поесть
Если много есть картошки
Будут быстро бегать ножки.

Каждый день картошка в доме
Жарится и варится,
Этим овощем недаром
Вся Россия славится.

4.2.Правила конкурсов будут объявлены по ходу занятия « Праздник картошки».

4.3.Конкурс №1 «Посадка картофеля».
-Каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже на нашем огороде обязательно найдется местечко для посадки картофеля. Вспомним, как мы умеем сажать картофель и ухаживать за ним, пока он растёт.
Приглашаю к себе в помощники по 4 человека из каждой команды.
Задание: для начала разделиться на пары. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Один в паре держит ведро с овощами, второй – вынимаем из ведра по одной картофелине, и «садит» плотно друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Один держит пустое ведро, а второй с завязанными глазами собирает картофель и складывает в ведро.
Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Итог.
-Конечно, работать такой большой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаю 4 человека.
4.4.Конкурс №2 «Попади в ведро».
Задание: попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий, тот и побеждает.
Итог.
Мы увидели, чья команда оказалась самой ловкой.
Молодцы, ребята.
4.5.Конкурс №3 «Подними ведро».
Порой, чтобы перенести собранный урожай с поля к месту отправки, требуется немало сил. Сейчас мы увидим кто из вас самый сильный.
Задание: поднять ведро с картошкой, как можно больше раз.
Итог.
Вы увидели, что даже при посадке картофеля человеку нужны силы: вырастить картофель, убрать его с поля или огорода, высушить и сохранить на зиму. А для этого необходимо хорошо и правильно питаться.
Музыкальная пауза.
- Когда урожай у нас собран, можно и отдохнуть.
Ребята, давайте вспомним частушки о картошке, которые мы сочинили сами и споём их.
Исполнение частушек собственного сочинения.
1. Про картошку золотую
Мы частушки вам споем
Мы всегда её родную.
Очень любим и поём.
2. Посадили мы пшеницу –
Вырыли картошку
Не пойму я от чего –
У картошки рожки.
3. Урожай картошки есть
Значит, будет, что поесть
Если много есть картошки
Будут быстро бегать ножки
4. Очень я люблю картошку
Ем на ужин и обед
Если б не было картошки,
Был не мил мне белый свет.
5. Мы варили всей семьей
Русскую картошку
Отказалась от нее
Только наша кошка.
6. Не пойду на танцы я
С мальчиком Антошкой
Потому что у него
Вырос нос картошкой.
9. Приходи ко мне миленок,
7. Загляделась я на Ваню
Сидя у окошка.
Пригорела на плите
Вся моя картошка
8.Ели мы картошку вместе,
Заодно запели песни,
А соседи усыхали,
На картошку прибежали.

4.6.Конкурс №4 «Маленькие повара».
- Ребята, что нужно сделать с картофелем прежде, чем что-то из него приготовить блюдо? – Очистить.
Очень хотелось бы узнать, как вы владеете этим искусством. Да, да, именно искусством, потому что, чем тоньше снимаете кожуру картофеля, тем больше под ней остается белков, витаминов и минеральных солей.
Задание: приглашаются по одному участнику от команды. Кто быстрей и тоньше почистит картофель.
Итог.
Молодцы ребята с заданием справились быстро, и картофель почистили очень аккуратно, при варке в нём остается много белков, витаминов и минеральных солей.
4.7.Конкурс № 5 «Маленькие повара».
Когда слышишь или видишь слово «картошка», сразу появляется аппетит, потому что мы представляем какие блюда можно съесть из этого овоща. Сейчас на ваших глазах мы «превратим» варёный картофель в сыр, проделав в нем множество отверстий.
Задание: за 10 секунд проделать спицей в картофеле как можно больше отверстий.
Итог.
Посмотрите, какие аппетитные головки сыра получились у наших конкурсантов.

III. Заключительная часть:

3.1. Обобщение полученных знаний:
- Когда впервые был завезён картофель в Россию? (400 лет назад клубни картофеля были доставлены из Южной Америки в Европу испанскими мореплавателями).
- Какие полезные свойства содержит картофель? ( содержит много витамин и полезных веществ).
- Откуда и где можно приобрести картофель? (Вырастить самим или купить в овощных отделах продуктовых магазинов).
Молодцы, вижу, вы многое узнали сегодня о картофеле. Думаю, что в питании этот овощ будет для вас важным продуктом и употреблять его в пищу вы будете только в варённом, жаренном, пареном или печёном виде.
- Как вы думаете, чипсы, будут являться полезным продуктом из картофеля?
- Почему?
Совершенно верно в чипсах нет витаминов, и они содержат много вредных добавок.
3.2.Подведение итогов конкурсов занятия « Праздник картошки».
По итогам конкурса занятия « Праздник картошки» победила - дружба. Обе команды показали себя умными, ловкими, сильными и главное дружными.
Приглашаем всех участников отведать картошку в мундирах.


Список использованной литературы:
 Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367с.
Сценарии праздников. Спор овощей на осеннем празднике. Детский портал «Солнышко» - www.solnet.ee - portal for children and family.
Фостер В. Новый старт: Пер. с англ. – 2-е изд. – Заокский: «Источник жизни», 2006. – 320 с., ил.
Журнал «Гармония жизни». Заокский: «Источник жизни» Остров сокровищ, издание для детей, 2004
Песня Медуницы из фильма «Незнайка с нашего двора». Текст песни  Юрия Энтина, музыка Марка Минкова.
Марш «Покорители космоса» Зиновий Бинкин.