Конспект урока по русскому языку Разделительный твердый и мягкий знак 3 класс УМК Перспектива



Урок русского языка в 3 классе
УМК «Перспектива».
Тема урока: Разделительные мягкий и твердый знаки.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
В классе обучается: 28 человек
Цель: создать условия, при которых обучающиеся смогут обобщить знания о разделительном твердом и мягком знаках, развивать умения различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками, закреплять умение распознавать орфограмму и определять способ проверки, развивать орфографическую зоркость.
В области личностных УУД обучающийся получит возможность формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
В области регулятивных универсальных учебных действий получат возможность учиться планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану; оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности., определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
В области познавательных универсальных учебных действий получат возможность учиться строить сообщения в устной и письменной форме, делать обобщения, выводы.
В области коммуникативных УУД обучаемый получит возможность учиться в рамках инициативного сотрудничества работать с соседом по парте; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: компьютер, доска SMART Board, электронное приложение к учебнику русский язык, 3 класс, авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Ход урока:
I.Организационный момент. (3 мин)
Здравствуйте ребята. Давайте настроимся на урок !Дети читают хором:
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно, слушаем внимательно
Быть должны всегда в порядке
Ручки, книжки и тетрадки
А девиз у нас такой:
Все должно быть под рукой
Продолжает учитель:
Добрый день и добрый час
Очень рада видеть вас
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Учитель: Ребята, покажи смайлик, соответствующий вашему настроению сегодня.(я тоже показываю смайлик). Как здорово, что наше настроение совпадает. Я вижу, вы готовы к уроку, и я тоже готова работать с вами. Поэтому я думаю, что сегодня у нас все обязательно получится!
Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости, повернитесь к ним и поприветствуйте кивком головы. Тихо сели.
Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего занятия. Итак, сегодня Одиннадцатое октября. Классная работа. Следите за посадкой во время письма
2.Минутка чистописания (работа над каллиграфией). (3 мин)
-Ребята, скажите, какие буквы русского алфавита не имеют звуков?(ь,ъ знак).Давайте по традиции проведем минутку чистописания и пропишем соединения этих букв с гласными. Прописываем 2 строчки соединения мягкого и твердого знака с согласной
ЪЕ
ЬЯ
3.Самоопределение к деятельности:
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья!
Дети: Это буква разделительный мягкий знак.
Записываю на доске красиво
Учитель:
Было – сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
Дети: Твёрдый знак.
Учитель:
Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей.
Учитель: Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не сокрушить.(на интерактивной доске с пропущенными ъ и ь знаком)
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?
Назовите слова с разделительным ъ знаком. Назовите слова с разделительным ь знаком .
Что вы знаете о разделительном ъ и разделительном ь знаках?
(Не имеют звука, не бывают заглавными, слова не могут начинаться с этих букв, обозначают твердость или мягкость согласного, бывают разделительными)-ребенок отвечает и прикрепляет свою характеристику на доску)
А какова роль ь знака в слове СОКРУШИТЬ? Указывает на мягкость согласного звука
5.Актуализация знаний. Целеполагание. (4 мин)
Теперь, я думаю, вы сами определите тему урока тема (правописание разделительного твердого и мягкого знака) Вам знакома данная орфограмма? (Да)
Учитель открывает тему, заранее записанную на доске.
Какую цель поставим перед собой? (повторить и закрепить правописание слов с ъ и ь знаками)
Я тоже ставлю перед собой цель-помочь вам вспомнить все о правописании разделительных твердого и мягкого знака, если вы, конечно, будете испытывать затруднения.
6. Ну в таком случае начнем добиваться поставленной цели. За работу!
Работа по учебнику стр 49
Откройте учебник на стр 49 и прочитайте «Узелки на память». Расскажите, после какой части слова пишется разделительный твердый знак?
Перед какими гласными?(после приставок, которые оканчиваются на твердые согласные и перед гласными я,е,ё,ю)
В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
Перед какими буквами?( в корне слова после согласных перед буквами е,ё, я,ю,и)
После каждого схема.(на доске заготовлена)
Ребята, посмотрите на слова, прикрепленные на доске, и соотнесите их со схемами.(к доске выходит ученик) Какое слово оказалось лишним, почему?
Вьюга,въехал,белье.уехал,ручьи.
С помощью цветовых карточек –оцените работу .Зеленая карточка-верно,красная-неверно.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые упражнения). (5 мин)
Задание по карточкам (в парах)
В предложениях, представленных на карточках найдите слова с разделительным мягким знаком и подчеркните их зеленым цветом, а потом найдите слова с разделительным твердым знаком и подчеркните их синим цветом. Выделите в них корни и приставки.
Материал для карточек.
1.Осенью часто льет проливной дождь. Дорога покрылась грязью.2. Родник бьет под горой. Витя пьет холодную родниковую воду.3. Автобус со школьниками въехал в город. Около подъезда большого дома ребят уже встречали их друзья.
Ь-Осенью, льет, грязью, бьет, пьет, друзья.
Ъ- въехал, подъезда
Сравним правильность вашей работы по образцу, представленному на электронной доске. Поднимите зеленые карточки те, у кого все сделано правильно и красные карточки пусть поднимут те, кто допустил ошибки.
Настало время отдохнуть. Кто желает провести физминутку сегодня?
ФИЗМИНУТКА
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх и вниз ты потянись
Окончательно проснись
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
Как пружинки, мы присели
А потом тихонько сели.
Развитие речи. (7 мин)
Выберите из выделенных слов любое слово с разделительным твердым и разделительным мягким знаком и придумайте по одному предложению с каждым. Зачитайте полученные предложения. Назовите грамматическую основу вашего предложения
Работа в рабочей тетради
-Откройте свои рабочие тетради на стр50- 51, найдите упр 83,прочитайте задание. Итак, как вы поняли задание? Дети рассказывают.
Если вам все понятно, выполняйте задание. Во время работы учитель проходит по рядам, помогает некоторым учащимся .Похвалить тех, кто все сделал правильно
Приготовьтесь объяснить, какую букву надо вставить в эти слова.(спрашиваю выборочно)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ )7. Самостоятельная работа
-А теперь давайте проверим, на сколько хорошо вами усвоен сегодняшний материал. И поможет нам в этом небольшая самостоятельная работа.
У вас на столах лежит листок, какое задание вам предложено?(вставить твердый или мягкий знак)
Счастье, объяснить, вьюга, подъезд, осенью, предъявить
-Обменяйтесь тетрадями и оцените работу по данной схеме:
«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки
«2» - 4 и более ошибок
Cловарная работа( откройте словарик в конце учебника на стр 152, найдите и запишите в тетрадь слово с разделительным мягким знаком(воскресенье). А на написание разделительного твердого знака отгадайте загадку (Вход в многоквартиный дом?)
8. Рефлексия (Подведение итогов урока)
Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте подведем итог урока.
Как называлась тема нашего урока?
Какую цель вы поставили перед собой на этом уроке?
Достигли ли вы этой цели?
Да, об этом говорит ваша активная работа на уроке и результаты самостоятельной работы.
Так, Что же общего у разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака? (разделяет согласный и гласный звуки )-В каких случаях мы пишем разделительный твердый знак?(после приставок, которые оканчиваются на твердые согласные и перед гласными е,Е,ю,я)
-Какой разделительный знак всегда пишется перед И?(разделительный мягкий знак)
- А теперь Оцените свою работу и свое настроение с помощью смайликов!(веселый-все отлично, я доволен своей работой и у меня прекрасное настроение, спокойный-у меня не все получилось, я могу работать лучше, грустный-я плохо поработал на уроке, я собой недоволен)
Оценки за урок. Домашнее задание вы можете увидеть на доске.(учебник:стр 50 №76,РТ:стр 50 стр 81
Спасибо за урок. Урок окончен.