Брошюра на тему Игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии


ГБПОУ КК ЕПК
"Игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии"
Работу выполнила
студентка Ш-31 группы
Буркова Тамара
2016г.
«Игры для детей с сенсорными нарушениями»
С нарушением слуха
СОБЕРИ СТРОЧКУ
В конвертах – карточки из плотной бумаги. На них написаны слоги, из которых можно составить строчку песни или стихотворения (самый первый слог пишется с большой буквы). Все слоги перемешаны. Какие именно песни и стихотворения и в каких конвертах – неизвестно.
ПО АЛФАВИТУ
На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту.
Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.
С нарушением зрения
КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ
Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом – слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
КУЗОВОК
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”.
Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:
- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:
- Я положу в кузовок грибок.
- А я – платок!
- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).Если кто-то ошибся, все говорят:
- Не клади в кузовок пенек. Он кончается на “-ёк”! Давай фант!
По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.
«Игры для детей интеллектуальными нарушениями»
Одно слово
Необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.
Примеры некоторых слов:
Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)
Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)
Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)
Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)
Ромашка, гвоздика, незабудка  (цветы)
Эту игру можно и усложнить, предложив ребенку из указанного списка выбрать лишнее. На слух это дается тяжело, но зато эффективно.
Отгадай и вспомни
Ребенку дают какой-нибудь предмет, он его рассматривает в течение нескольких секунд, а затем воспроизводит по памяти то, что запомнил (цвет, форма, отличительные особенности и т.д.). Ребенок не только узнает много нового и интересного, но и расширит кругозор.
«Упражнения детей с нарушениями речи»
Упражнение на восстановление дыхания.
Принимает удобное положение, вдыхаем через нос, наполняя живот и грудную клетку воздухом. Выдыхаем также через нос, повторяя движения 5 – 7 раз.
Упражнение на задержку дыхания.

Дыхание выполняется по технике первого упражнения. Только с задержкой на три секунды.
Мычание.
Набираем полные лёгкие воздуха и на выдохе проговариваем любой детский стишок, поём гласные звуки, резко выбрасываем воздух со звуком «ХААА» или проговариваем скороговорки.
Лошадка
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.Цок-цок-цок!Мы все сказали,Как лошадки поскакали.Вот лошадки поскакали,Язычок, поцокай с намиЭй, а где ж улыбка?Зубки и «прилипка».Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.У Антошки есть гармошка.Поиграй-ка нам немножко.Маляр
 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.Старательно красим: назад и вперед,Я улыбаюсь, а язык не поймет,Как твердое небо он выкрасит в срок?Давайте покрасим скорей потолок!Маляр торопилсяИ кисть уволок.
«Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
МЫ-ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА
Мы сидели на скамейке,Мы – веселые ребята,Мы – сеселые ребята,Мы все вместе говорили:– Правая рука, левая рука (показываем).Затем повторяем все сначала и добавляем:– Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:– Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.
НОС-УХО-НОС
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: „Нос“. Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, „лоб“, вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!» (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.
« Игры для детей с комплексными дефектами развития»
(развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи)
Ладошка – замри!
Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
Привет - пока!
Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.