Брошюра по педагогике на тему: Игры и упражнения для развития детей


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Игры и упражнения для развития детей
Подготовила
студентка Ш-31 группы
Гвоздецкая Диана
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск, 2016
Содержание
Коррекционные игры
Игра: «Восстанови пропущенное слово»
Игра: «Запомни фигуры»
Дидактические игры
Игра: «Красный и зеленый»
Игра: «Так бывает или нет?»
3.Игры и упражнения на переключение и развитие внимания
Методика «10 слов»
Упражнение: «Летает- не летает»
Упражнение: «Самый внимательный»
Упражнение: «Наблюдательность»
Игра: «Ладошки»
Игра: «Где что было»
4.Игры на коррекцию недостатков памяти и мышления
Упражнение: «Угадай, кто(что)?»
Игра: «Слова»
Игра: «Общие слова»
Игра: «Отвечай быстро»
Методика: «Оценка оперативной слуховой памяти»
Игра: «Ассоциации»
Коррекционные игры
Игра : «Восстанови пропущенное слово»
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.
Ребенку зачитываются 5—7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
Игра: «Запомни фигуры»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.
Дидактические игры
Игра: «Красный и зеленый»

Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Материалы к игре: два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.
Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:
- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так(показывает).Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.
Воспитатель играет с ребенком. На зеленый кружок малыш передвигает машину по столу, на красный — останавливается.
На последующих занятиях игра проводится с подгруппой детей.
Используется во время проведения дидактических игр показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.
Игра: «Так бывает или нет?»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»
Игры и упражнения на переключение и развитие внимания
Методика «10 слов»
Испытуемому зачитывается десять слов, подобранных без смысловых связей.
После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке.
Например: книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контробас.
Оценка результатов: Концентрация внимания хорошая, если после одного прочитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная если воспроизведено 7 слов. Концентрация слабая если воспроизведено менее 7 слов.
Упражнение «Летает – не летает»
Цель: упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение: «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется.

Упражнение: «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Игра: «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания .
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Игра «Где что было»
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда ребенок отворачивается, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
Игры на коррекцию недостатков памяти и мышления
Упражнение: «Угадай, кто(что)?»
Покажите детям части предмета и спросите, какой это предмет. Например: крыша дома, туловище птицы, морда и хвост собаки.
Игра: «Слова»
Игра кто больше придумает на заданную букву или назовет цветов, зверей.
Игра: «Общие слова»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
-Назови слова, обозначающие зверей; наземный транспорт, воздушный.
Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»
Ребенку с интервалом в 1 сек поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I II III IV
месяц ковер вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
желтый тяжелый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными словами:
Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,
человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,
спать, смелей, шутить, красный, лебедь, картинка,
тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,
тетрадь, пальто- книга, цветок, телефон, яблоко,
кукла, сумка, конь, лежать, слон.
В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора — двойной волнистой чертой.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Игра: «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет цвет, ребенок должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и качества (вкус, форму) предмета.
Игра: «Ассоциации»
Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно ее объяснить или добиваться объяснения.