Конспект урока ИЗО в 4 классе по программе Б.М. Неменского


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С.Пушкина» г. Пскова,
Иванова Ольга Юрьевна, учитель ИЗО и МХК
Тема: Каждый народ- художник. Монотипия.
Цели:
предоставить возможность познакомиться с новой техникой рисования (печати)- монотипией, разновидностью живописи, помочь овладеть данной техникой;
создать условия для самоактуализации и творческой самореализации учащихся;
развивать навыки и умения творческого постижения и осмысления нового знания;
развивать культуру речи и творческое воображение;
Оборудование: компьютер, экран, видеопрезентация, гуашь, оргстекло, валик, бумага, раздаточный материал для каждой группы.Форма урока: групповая творческая мастерская
Технология: Творческие (педагогические, французские) мастерские
Оформление доски:
МАСТЕРСКАЯ
МОНОТИПИЯ
ЭПИГРАФ
«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами».
Ж.-Б.С. Шарден
Искусство- это то, что сохраняет нацию;
оно передаёт её обычаи,
характер потокам.
Миклош Ижо
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас очень необычный урок. Во- первых, мы будем работать группами, во- вторых, мы будем использовать на уроке новую форму, которая называется - «французские мастерские». А что такое мастерская? В толковом словаре это слово объясняется так: «мастерская- это место для работы художника». Закон французских мастерских таков: «Делай всё по- своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, контролируй себя сам!»
2. Индуктор.
- Посмотрите на следующие картины. ( учитель показывает слайды с монотипией) Что общего у всех этих картин? (выполнены красками, тайна, загадка…) Вы правы. Но их объединяет ещё то, что все они выполнены очень необычным способом.
2. Система заданий.
- Сегодня я вам предлагаю познакомиться с этой удивительной техникой и самим создать такие необычные картины. На столах в каждой мастерской есть небольшие статьи об этом стиле в живописи. Я даю вам 3 минуты на их прочтение и затем вы расскажете друг другу о том, что узнали.
- Итак, что же это за необычный способ, как он называется, когда он возник? (рассказывает 1-ая мастерская)
- Какие материалы и инструменты нужны, чтобы сделать монотипию? (2-ая мастерская)
- Расскажите нам о способе создания монотипии. (3- я мастерская)
- Всё верно. Создание монотипии - это очень интересный процесс. Мы никогда не знаем, что у нас получится, то есть монотипия- это чудо, волшебство и открытие нового. Хочется отметить, что монотипия предполагает ограниченное количество цветов.
- На сегодняшнем уроке мы попробуем выполнить монотипию гуашью. У нас сегодня три мастерских. У каждой мастерской будет своя тема, которая будет посвящена искусству одной из стран, которые мы изучали в этом триместре. В конверте лежит загадка- описание, прочтите её в группе, обсудите, сформулируйте и сообщите нам свою тему. Также в конверте лежит палитра тех красок, которыми вы будете пользоваться.
( Страна Восходящего Солнца, Народы гор и степей и Города в пустыне)
- На столе у каждой группы лежит инструкционная карта по созданию монотипии. Давайте познакомимся с ней. ( Учитель вешает таблички на доску)
- Ну, а теперь пришло время приступить к работе. (Пока работа подсыхает, учитель проводит релаксирующую физминутку «Свеча»)
Исходное положение- сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
- Мы с вами немного отдохнули, а заодно и подсушили свои работы.
3. Рефлексия.
- Кто желает, показать свою работу?
- Что было самым трудным? А что было самым интересным?
- У вас получились замечательные работы!
- Как называется эта удивительная техника?
- Закончите предложение. Монотипия- это… (отпечаток, ассоциация, свобода, фантазия, авантюра…)
-У меня на доске записаны два эпиграфа, прочтите их. А кто из вас знает, что такое эпиграф? В толковом словаре значение этого слова объясняется так- «эпиграф- это изречение, краткая цитата, которая помещается перед сочинением, произведением и передаёт его основную идею». Так как урок у нас необычный, то и эпиграф у нас в конце урока. Подумайте, какой из этих эпиграфов может подойти к нашему сегодняшнему уроку и почему?
«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами».
Ж.-Б.С. Шарден
Искусство- это то, что сохраняет нацию;
оно передаёт её обычаи,
характер потокам.
Миклош ИжоИсследователь графического искусства П.Е Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощрённым глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Мне кажется, мы сегодня соответствовали этому высказыванию.
План работы
наносим краску на стекло
накрываем стекло листом бумаги, плотно прижимаем
переворачиваем
аккуратно снимаем стекло с бумаги
дорабатываем оттиск
План работы.
наносим краску на стекло
накрываем стекло листом бумаги, плотно прижимаем
переворачиваем
аккуратно снимаем стекло с бумаги
дорабатываем оттиск
Загадки- описания
1. Вот выйдешь ранним утром или после дождя в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко, например ветка с повисшими на ней светящимися каплями, видно крупно, ясно, а всё, что вдалеке,- размыто, серебристо, словно мягкая тень. Вот именно так часто видят свой пейзаж жители этой страны и именно так любят его изображать. Подробно рисуют детали первого плана, а сзади изображают светлые, расплывчатые силуэты гор – простор большого мира. Еще в далёкой древности у жителей этой страны возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость.

2. Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада домашних животных. Поэтому народы этой местности- скотоводы. Их называют кочевыми, потому что они постоянно передвигаются по своим просторам. Все люди здесь лихие наездники. Уже маленькие дети держатся в седле и учатся ухаживать за овцами и верблюжатами. Жители этих мест создают свой дом… из шерсти овец.
3. Жарко, нет воды. Среди раскаленных песков продвигается караван в город. Там сходятся пути многих караванов. В городе у них и отдых и встреча, а значит, торг. И потому торговая площадь - шумный и пёстрый восточный базар - самое многолюдное и оживлённое место. Её окружают лавки ремесленников. Искусные мастера-художники создают серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, шкатулки, многоцветные ткани и ковры… Все постройки в городе из глины, это главный строительный материал