Открытый урок по истории 5 класс Греческая расписная керамика

Цель урока: познакомить обучающихся с произведениями античного искусства гончаров Древней Греции, особенностями их росписи и научить выполнять роспись декоративной плитки по мотивам греческой вазописи.

Задачи урока: 1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов. 2. Познакомить обучающихся с новыми понятиями: керамос, керамика, вазопись, пальметта, меандр, краснофигурный и чернофигурный стиль. 3. Формировать умение работать с художественными материалами в технике трафарет. 4. Развивать образное и логическое мышление 5. Формировать представление о целостной картине мира. 6. Развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
Материалы: кисти № 2, 3, гуашь, фломастеры, шаблоны для росписи.
Зрительный ряд: слайды, таблицы, изображающие предметы декоративного творчества мастеров Древней Греции, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: отрывок стихотворения о Древних Греках, выдержки из поэмы Гомера.
ТСО: компьютер, экран, проектор.

Ход урока:

Приветствие.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир искусства!

Проверка готовности обучающихся к уроку
Но сначала проверим вашу готовность к сегодняшнему уроку. Скажите, какую тему мы изучили с вами на прошлом уроке.
Ответ обучающихся «Изобразительное искусство Западных стран 18 – 20 веков»
Повторение пройденного материала (кроссворд Приложение 1)
Обучающиеся решают кроссворд по теме. Каждому раздается лист с заданием.

Сообщение нового материала.
Мир истории и искусства полон чудес. Но есть еще на нашей земле особые места, которые вызывают у нас восхищение. Где ощущаем мы величие древней культуры. И сегодня, мы с вами отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция.
Тема нашего урока «Античная расписная керамика» А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера: «О, Греция!»
«Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!»
1. Эту страну вы изучали на уроках Всеобщей истории в 5 классе. Чтобы напомнить вам пройденный материал, я пригласила на урок специалистов, ученика 5 класса Ярославцева Дмитрия и ученицу 8 класса Балашову Екатерину, чья роспись керамики в прошлом учебном году была признана лучшей. Вы познакомитесь с презентацией по теме: «Античная расписная керамика», я попрошу вас взять на столах варианты опорных конспектов, по которым во время презентации вы будите отслеживать изучаемый материал. Слово специалистам. (слайд 1)
Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки, Даже порой удивленье берет: Ну, до чего знаменитый народ! Храбро с врагами они воевали, Мудрые мифы они создавали (с детства знакомы любому из нас: и Прометей, и Геракл, и Атлас). Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили, И Олимпийские игры они, Тоже придумали в давние дни! Строили греки театры и храмы, Ставили греки комедии, драмы. В них прославляли богов и царей, Мудрость и славу отважных людей.
2. (слайд 2 карта) Изучение любого материка, государства по истории и географии мы начинаем с географического положения. Итак, Греция – это страна, которая находится на юге Европы, на Балканском полуострове, делится на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Южная Греция или Пелопоннес. Омывается Греция двумя морями: Ионическим морем и Эгейским морем. Столицей Греции является город Афины.
3. (слайд 3) Афиняне очень гордились своим городом. Сердцем Афин была главная торговая площадь Агора, на которой в утренние часы было шумно и многолюдно. Здесь можно было купить все что угодно, в том числе и изделия из глины.
4. (слайд 4) Следующей достопримечательностью был Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами.
Его вершину украшала бронзовая статуя богини Афины. В дни всенародных торжеств сюда поднималась нарядная толпа афинян.
Посещение Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

5. (слайд 5) Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.
Да, именно так. Этот район не вызывал восхищение. Там было очень тесно, грязно и неуютно. Горожане выливали помои прямо на улицу.
Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.
Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады. Именно там, в этом районе, жили и трудились искусные гончары и живописцы, которые создавали великолепные вазы.

(слайд 6) Именно знаменитые античные вазы, как предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции, сохранило время. Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Мастер придавал форму вазе на гончарном круге. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью, которую принято называть «чёрным лаком». Качество ваз вызывает удивление и восхищение.
7. (слайд 7) Античные мастера производили большое количество сосудов разнообразного назначения и различных форм. Это и «амфоры» для вина, и изящные чаши для питья – «килики», и большие сосуды для смешивания вина и воды – «кратеры», и «гидрии» - сосуды для наливания воды.
(слайд 8) «Пиксиды» - сосуды для хранения женских украшений. «Арибалы» - сосуды с узким горлом для хранения воды и вина. Высокие удлинённые «лекифы» для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
8. Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи. Росписи на вазах – это подлинная энциклопедия мифологии, культуры и быта Древней Эллады.
В VIII – VII веках до н.э. сосуды расписывали с изображением растений (цветов и бутонов любимого цветка лотоса), (слайд 9) животных (горных козлов, пантер, львов) и фантастических существ. (слайд 10). На сосудах начала VI века до н.э. всё чаще появляются сюжетные композиции с изображением человеческих фигур. (слайд 11)
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, спортивные соревнования. (слайд 12).
9. (слайд 13) Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.
(слайд 14) В V веке до н.э. фон ваз стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный. «Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далеком, пятом, до нынешней эры черные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он, в сраженьях, не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актеров. Маски надели они и явили народу искусство».
(слайд 15) Кроме того использовался изометрический стиль и ковровый стиль вазописи. Прекрасные греческие вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

10. На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Узоры греческого орнамента связаны с природой, имеют геометрический или растительный характер. Самый известный геометрический греческий орнамент – «меандр». (слайд 16). Это орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий, выражает движение вечно набегающей и убывающей волны. Часто орнамент представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые «пальметта». Использовалось также изображение простой волны, так как греки были морским народом. 11. Прекрасные греческие вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. Древнегреческая расписная керамика занимает достойное место в главных музеях России – Государственном музее изобразительных искусств имени А.А.Пушкина в Москве (слайд 17),
где коллекция вазописи насчитывает около 1300 разнообразных сосудов и музее Эрмитаже в Санкт-Петербурге (слайд 18),
где имеется большой отдел, посвящённый греческой античной вазописи.

Физкультминутка. Упражнения для ликвидации усталости глаз
Работа с опорным конспектом. (Приложение 2)
Беседа по вопросам: 1. Что такое Керамик?
2. Назовите формы ваз и их назначение?
3. Что такое вазопись?
4. Что изображалось на вазах?
5. Что означает чернофигурный стиль вазописи?
6. Что означает краснофигурный стиль вазописи?
7. Какой орнамент использовали греки для украшения ваз?
7. Самостоятельная работа обучающихся.
С помощью трафарета обучающиеся должны выполнить роспись декоративной плитки по мотивам греческой вазописи в любом из стилей с орнаментом.
Во время работы проверяется кроссворд.
8. Выставка работ обучающихся.
Прелестный юноша (имя) (или прелестная девушка) Лавровый венец Достоин (достойна) ты носить. И лучшим знатоком Искусства Древней Греции тебе сегодня быть. А вот подарок лично от меня: (дает яблоко) Вкуси златое яблоко, мой друг, Познаешь ты любовь и красоту вокруг.
9. Домашнее задание: оформить в тетради информацию об античной расписной керамике и подобрать к следующему уроку картинку с изображением костюмов разных народов Земли.







МОУ СОШ с. Талица – филиал ООШ п. Елецкий



Урок ИЗО в 7 классе


«Античная расписная керамика»














Подготовила:
Учитель ИЗО Соковых Е.В.