Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


ТЕМА УРОКА Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, совершенствовать умения переносить общие признаки, свойственные самостоятельным частям речи , на частные явления, отграничивать имена числительные от слов с количественным значением, являющимися другими частями речи, пользоваться именами числительными в деловой речи. Мультимедиа урок ИУМ «Русский язык. 5-7» «Образование и правописание числительных».

ПОВТОРЕНИЕ: стили речи, официально-деловой стиль, его признаки.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛОВАРНО- СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ : РАСПИСКА, ДОВЕРЕННОСТЬ, ПРОТОКОЛ.
Термины и трудные слова урока:
словообразованиеимя числительноеколичественное числительноепорядковые числительныепростые числительныесложные числительныесоставные числительныекорень словасуффикссогласная буквазаимствованные словазвукбукванепроизносимый согласныймягкий знакоснова слова Ход урока.
Оргмомент.
Индивидуальная работа по карточкам у доски. (№1Исправить ошибки, объяснить написание. Свестит косая миттель , белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыша. Рушиться с сосен белые вадапады. Скользит па застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Какому стилю речи принадлежит этот текст?
№2 Расставить знаки препинания, раскрыть скобки и объяснить . Дул крепкий ветер и над ( темно ) синим (не)спокойным небом гасли теплые , розовые облака.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Дети по группам по толковому словарю знакомятся с лексическим значением слов протокол , расписка, доверенность, записывают их ,разбирают по составу, составляют с ними словосочетания и разбирают их.
ПРОВЕРКА выполненных заданий.
ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ.
Разгадывание ребусов.
7я 40а 100л 05 с3ж
Как это можно записать ? Это слова какой части речи?
Запишите тему урока. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
Это самостоятельная или служебная часть речи?Вам предстоит самостоятельно пользуясь учебником и опорными конспектами, познакомиться с морфологическими признаками и синтаксической ролью имен числительных. По своему образованию все числительные, и количественные, и порядковые, делятся на простые, сложные и составные.
Задание на 5: Какие из этих числительных простые, какие – составные и какие – сложные? Найдите их.
количественные порядковые
обозначают количество предметов при счёте обозначают порядок предметов при счёте
сколько? какой?
шестьшестьдесятдвадцать шестьшестероодна шестая шестойшестидесятыйдвадцать шестой
 
Ответ: простые: шесть, шестой, шестеро; сложные: шестьдесят, шестидесятый; составные: двадцать шесть, двадцать шестой, одна шестая.Комментарий:
у простых числительных только один корень: шесть;
у сложных числительных два корня, так как они образовались из двух слов: шестьдесят;
составные числительные состоят из двух (и более) слов, каждое из которых мы можем употребить в речи независимо от другого: двадцать шестой. Внимание! Составное числительное – это одно слово, части которого пишутся раздельно.
 
Определение
По образованию все числительные делятся на:
простые, у которых только один корень: пять, пятый, пятеро;
сложные, у которых два корня: пятьдесят, двести;
составные, которые образовались из двух и более слов. Каждая часть таких числительных пишется отдельно, но вместе они представляют собой одно слово: двадцать шесть, двадцать шестой, одна шестая.
 
Ещё совсем недавно многие простые числительные считались сложными, так как исторически они образовались из двух и более слов: пятнадцать – пять на десять, двадцать – два десять. В современном русском языке -надцать- и -дцать- считаются суффиксами.
История образования этих числительных помогает объяснить некоторые написания:
одиннадцать пишется с двумя н, потому что один – на – десять. Одно н от один, а другое – от на. Удвоенные согласные пишутся только в числительном одиннадцать и в заимствованных словах: миллион, биллион, триллион.
Пиши правильно!
Удвоенные согласные пишутся только в числительном одиннадцать и в заимствованных словах миллион, биллион, триллион.
числительные семнадцать, тридцать и других с такими же суффиксами перед ц звук д не слышится, но буква пишется, потому что д осталось от числительного десять.
Пиши правильно!
Раньше многие простые числительные считались сложными, так как исторически они образовались из двух и более слов: двадцать – это два раза по десять, пятнадцать – пять сверх десяти. Поэтому в этих числительных пишется непроизносимая согласная – д.
 
Зная происхождение числительных, можно запомнить, когда в середине числительного пишется ь, а когда он не пишется: в тех числительных, которые раньше были сложными, а теперь стали простыми, мягкий знак не пишется (шестнадцать), а в тех, которые остались сложными, ь пишется (шестьдесят).Подсказка: В числительном может быть только один мягкий знак. Если на конце мягкого знака нет – пиши его в середине, а если есть – не пиши.
Пиши правильно!
ь не пишется перед суффиксом -надцать- в простых числительных: восемнадцать.ь пишется перед второй основой сложных числительных: восемьдесят.
 
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Фронтальный опрос.
№1. Какое лексическое значение имеют имена числительные?
№2. На какие вопросы отвечают? № 3 .На какие разряды делятся? Тренировочные упражнения №1На экране монитора ЗАМЕНИ количественные имена числительные порядковыми:
ДЕВЯТНАДЦАТЬ-
ПЯТЬДЕСЯТ-
СЕМЬДЕСЯТ-
ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ-
ВОСЕМЬДЕСЯТ-
СТО-
ТРИСТА-
ЧЕТЫРЕСТА ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ-
№4.Как изменяются имена числительные? .
№2 Составьте словосочетания с именами числительными и докажите, что эта часть речи изменячется по падежам.
Увеличилось на 4 килограмма
Достигло
Равнялось
Прибавить к
№3. Определите разряд имен числительных
Помню двадцатые годы.
Я сделал шаг. Второй. Потом шестой.
Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера.
№4. ИГРА «ТРЕТЬЕ – ЛИШНЕЕ»
1 .Один, одиночка, одиночество.
2. Пять, пятерка, Пятерня.
3. Четырехугольник, четыре, четверка.
4. Троеборье, три, тройка.
№5 .Определите, какой частью речи являются следующие слова:
ДВА –
ДВОЙКА-
ДВОЙНОЙ-
УДВОИТЬ-
ВДВОЕМ-
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ упражнение №
ЗАДАНИЕ НА ДОМ : упр. №
СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
Имена числительные широко употребляются во всех стилях речи. Где вам приходилось встречаться с именами числительными? Конечно же, в загадках.
ЗАГАДКИ.
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. /Руки, пальцы./
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. /Колеса./
Сто одежек и все без застежек. /Капуста./
Четыре братца под одной крышей стоят. /Стол./
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. /Месяцы, недели, дни./
АУКЦИОН пословиц и поговорок.
Кто больше вспомнит пословиц и поговорок с числительным 7?
/Семь раз отмерь, один отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семи пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семеро одного не ждут.
За семь верст киселя хлебать.
Семь бед – один ответ.
За семью печатями.
Один с плошкой, семеро с ложкой. Определите СТИЛИ РЕЧИ. У хищной рыбы-флейты тело вытянуто в виде трубки. Обычный размер от 50 до 80
Сантиметров, отдельные экземпляры достигают двухметровой длины.
…И по трубе водосточной полез.
Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
/С. Я. Маршак/
Но чаще всего имена числительные используются в научном, официально-деловом стилях. Познакомьтесь с оформлением РАСПИСКИ /в учебнике, на стенде,/ РЕФЛЕКСИЯ.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы хорошо поработали.
С какой частью речи познакомились?
Что общего у имени числительного с другими самостоятельными частями речи?
На какие разряды делится?
В каких стилях речи используется?
Выставление оценок.
Урок окончен.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Имя числительное как часть речи.
ФИО (полностью) Белоусова Татьяна Алексеевна
Место работы МОУ «Никольская СОШ» Курчатовского района Курской области
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет русский язык
Класс 6
Тема и номер урока в теме Имя числительное. Урок №1
Базовый учебник М.Т.Трофимов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.КулибабаЦель урока: познакомить обучающихся с морфологическими, грамматическими, синтаксическими признаками имени числительного.
9. Задачи:
- обучающие – совершенствовать умение переносить общие признаки, свойственные самостоятельным частям речи на частные явления, отграничивать имя числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи.
-развивающие – развивать образное мышление, формировать умение находить имя числительное в речи, совершенствовать навыки работы на компьютере.
-воспитательные – воспитывать интерес к урокам русского языка, отработка навыков культурной речиТип урока изучение нового материала
Формы работы учащихся фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа с компьютерной моделью
Необходимое техническое оборудование компьютер, подключённый к сети Интернет, проектор, экран, доска
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный
момент - Настрой обучающихся на успешную работу. Психологический настрой, слушают учителя. 2
2 Проверка домашнего задания, параллельно выполнение индивидуальных заданий отдельными обучающимися - Фронтальный опрос, выдача карточек. Беседа с учителем, выполнение индивидуальных заданий 5
3 Словарная работа - Словарный диктант Комментированное письмо 3
4 Переход к новой теме, целеполаганиеОбъявление темы и цели урока. Слушают учителя 2
5 Объяснение нового материала
1, 2 Демонстрация фрагмента урока с комментарием Фронтальная работа по наблюдению над языковым материалом; знакомство с определениями; рассматривание и анализ таблицы. 12
5 Первичное закрепление нового материала - Работа по учебнику Выполнение упражнения, комментируя «по цепочке» 3
6 Физкультминутка - Организация физкультминутки. Выполнение физических упражнений 3
7 Тренировочные упражнения 3 Организация индивидуальной работы обучающихся Решение тестов 5
8 Р.Р. Составление расписки - Объяснение правил составления расписки Слушают учителя, составляют расписку 6
9 Домашнее задание - Комментирование домашнего задания Слушание. Запись домашнего задания 2
10 Рефлексия, выставление оценок - Организация закрепляющей успехи урока беседы Подведение итогов урока 2
Приложение к плану- конспекту урока
Имя числительное как часть речи.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Имя числительное как часть речи. ЦОР. Мультимедиа фрагмент урока http://www.fcior.edu.ru/card/3197/imya-chislitelnoe-kak-chast-rechi-prostye-i-sostavnye-chislitelnye-i1.html2 Классификация числительных по значению
ЦОР. Мультимедиа таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef4efd8c-6785-4b7b-a896-3c042af3c68f/Demo_files/[IS-TA_05-11_05]_[IA_01-AT].swf3 Употребление имен числительных в речи
ЦОР.
Интерактивное задание тест http://www.fcior.edu.ru/card/1946/imya-chislitelnoe-upotreblenie-imen-chislitelnyh-v-rechi-p1.htmlИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Просмотр публицистических телепередач, новостей