Урок русского языка Наречие.Признаки наречия (4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города Южно-Сахалинска
Открытый урок русского языка
Наречие как часть речи. Признаки наречия.
(4 класс)
Учитель начальных классов
Савенкова Е.З.
Тема урока: Наречие (общее представление). Признаки наречия.
Цель:
- дать первое представление о наречии как части речи;
-познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
-освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаков этой части речи;
-формирование умения работать с информацией, давать полные аргументированные ответы, чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связанно выражать свои мысли;
-развитие самостоятельности, формирование уважения и иному мнению;
Формируемые УУД:
Позновательные - умение выделять орфограмму; выдвижение гипотиз и их аргументирование; умение выполнять логические операции сравнения, анализа и синтеза.
Коммуникативные - выбор средств для успешного решения коммуникативной задачи; умения сотрудничать с другими людьми, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.
Регулятивные – определение цели учебной деятельности с помоцью учителя.
Личностные – осознание важности различения красивого и некрасивого; потребность в прекрасном и отрицание безобразного.
Формы работы: фронтальная , самостоятельная, парная.
Оборудование : учебник « Русский язык» Л.Ф. Климанова 4 класс
Ход урока
I.Организационный момент.II. Актуализация знаний.
Каждый урок русского языка открывает нам какую- то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование для расскрытия тайны.
Давайте вспомним какие части речи вы уже изучили и без труда можете из различать.
III.Самоопределение к деятельности.Запишите слова в три столбика по частям речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зеленый, теплело,близкий, грусть, светит.
-Укажите части речи.
-Что означают слова каждой группы?
-На какие вопросы они отвечают?
-Какие грамматические признаки имеют?
А теперь послушайте стихотворение и определите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо,
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко или вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи…
-На какие вопросы отвечают слова? (Как? )IV. Постановка учебной задачи
-Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопросы (как ?)
Значит, эту тайну нам предстоит открыть.
-Сформулируйте цели урока. (исследовать новую часть речи)
Откройте учебник на стр. 114. Прочитайте, с какой частью речи мы сегодня познакомимся. (С наречием)
-Значит слова, хорошо, плохо, мягко, тепло, весело, славно, ярко, светло, сверху. Снизу, близко, вдали)- это … ( хором – наречия).
-Верно, тема нашего урока «Наречие. Признаки наречия».
-Что бы вы хотели узнать об этой части речи?
«Корзина идей»
-Что обозначает?
-Может ли отвечать на другие вопросы?
-Каким членом предложения является?
-С чем связано в предложении?
-Можно ли обойтисмь без наречия?
-Как изменяется?
-Для успешной работы нам предстоит работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относиться к выполняемой работе.
Возьмите маршрутный лист № 1.
-Заполняйте его по ходу наших открытий.
1.Часть речи наречие
2.На какие вопросы отвечает? Как? Когда? Где?
3.Роль в нашей речи. Выразительной, точной
4.Что обозначает? Признак действия
5.Изменяемая или неизменяемая часть речи? неизменяемая
6.Член предложения. Второстепенный член
V. Поиск решения учебной задачи
Карточка № 2. (Работа в парах).
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и поставьте к ним вопросы. Запишите выделеные слова в тетради вместе с вопросами.
1)Впереди огромная черная туча медленно плыла по небу.
2)Я вернулся домой вчера.
3)Мальчик смеялся очень громко.
4)Мы свернули с дороги направо.
5)Ярко светило солнышко.
- Проверим выполнение задания.Плыла (где?) впереди
Плыла (как?) медленно
Вернулся (когда?) вчера
Свернули (куда?) направо
Светило (как?) ярко
Смеялся (как?) громко
-Встретились ли слова, которые отвечають на вопросы как?
Работа с учебником стр. 114.
-Прочитайте, какой же частью речи являются эти слова?
-Запишите в маршрутном листе № 1 (в процессе работы заполняется маршрутный лист «№ 1).
-На какие вопросы еще отвечают наречие? (Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.)-Продолжаем работу с предложениями.
-Прочитайте предложения без наречий.
-Что изменилось в предложении?
-Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (делают точной и выразительной, украшают её)
Рассказ о наречии.
Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ- очень старое. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть « ПРИГЛАГОЛИЕМ»
-Вы догадались почему? (стоит при глаголе и поясняет его).
-Давайте определим что обозначает наречие, если оно поясняет глагол? (глагол обозначает действие, значит наречие – признак этого действия)
Как определить наречие в предложении? (найти глагол и поставить от него вопрос)
Физминутка.
-На какой следующий вопрос будем отвечать? (изменяются ли наречия)
Упр. 194, стр. 114 ( работа с учебником)
-Прочитайте выделеные слова. Поставьте к ним вопросы.
-Попробуйте изменить слова.
-Как вы думаете, почему у нас не получилось изменить слова?( Они неизменяемые)
-Прочитайте объяснение профессора Самоварова.
-Что узнали о наречиях? (не имеют окончания, чаще всего заканчиваются суффиксом –о,-я,-а,-у)
Игра «Слова рассыпались»
Из слов, записанных на доске, составьте предложения и сделайте полный синтаксический разбор.
Чудесно, птицы, погоду, предсказывают. (Птицы чудесно предсказывают погоду. (повествовательное, невосклицательное, распрастраненное, простое)
-Назовите наречие. (чудесно)
На какой вопрос отвечает? (как?)
С какой частью речи связано? (с глаголом)
-Что обозначает наречие? ( признак действия)
-Каким членом предложения является наречие? (обстоятельством)
-Давайте вернемся к « Маршрутному листу»
-Что узнали о наречии? (ученики пробует дать полный ответ, опираясь на маршрутный лист)
VI.Рефлексия
Работа по карточка.
-Выпиши наречия, поставь к ним вопрос. От какой части речи ставим вопрос к наречию?
1)Овце с волком плохо жить. 2)Сказать легко- сделать трудно. 3) Не задирай нос высоко – споткнёшься. 4) Выше себя не прыгнешь.
(Сверка с образцом. Самооценка с помощью сигнальной ленты « Светофор».)-Что нового узнали?
Дополните предложения наречием.
Я сегодня работал( работала)… (отлично, чудесно, великолепно, замечательно, хорошо)
VII. Домашнее задание:
Учебник – упр. 198 (стр. 115)