Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое глагол. Синтаксическая роль глагола в предложении»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое глагол. Синтаксическая роль глагола в предложении»
Учитель:
Виноградова С.В. учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Катав-Ивановска

Класс:
2 Г

Автор:
Канакина В.П. УМК «Школа России».

Тип урока:
Освоение нового материала

Цель:
Создать условий для формирования у учащихся представлений о глаголе как значимой части речи и его роли в предложении.


Задачи:
Научить находить глаголы в речи по их отличительным особенностям,
Учить составлять словосочетания с глаголами, строить сообщения в устной и письменной форме.


Результаты:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Метапредметные:
а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.
б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
в) коммуникативные: умение работать в парах, в группе, вести диалог.
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе варианта ответа;
- развитие навыков самоанализа , контроля и самооценки.

Оборудование:
Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 2, М., - «Просвещение», 2012.

Ход урока

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Результаты



Предметные
УУД

Организационный момент



 «Девиз урока: Всё у нас получится»
Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Сегодня мы отправимся в гости к МУДРОЙ СОВЕ, но чтобы дойти благополучно нужно выполнить задания, которые нам встретятся по пути.
Вы согласны?
Запись числа.
Дети оформляют тетради
Самооценка готовности к уроку.
Включение в деятельность на
личностно-значимом
уровне.

Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросыв форме игры «Светофор»:
Вы, друзья, мне помогайте:
На вопросы отвечайте.
Если правильный ответ,
То горит зелёный свет.
Если вы со мною не согласны,
То тогда зажгите красный.

Итак, Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.
Любое слово – это какая-то часть речи.
Часть речи – это обозначение чего-либо.
К любой части речи можно задать вопрос.

Выслушивают вопрос, анализируют, выполняют учебную задачу.
Обобщают имеющиеся знания о речи; соотносят слова-названия , вопросы, на которые они отвечают с частями речи
умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Введение в тему урока.

Учитель предлагает работу в парах
Найдите и подчеркните «лишнее» слово в каждой строке. Обоснуйте своё решение.
Зелёный, сладкий, весёлый, иду;
Пальто, работа, автор, плыть, музыка;
Один, два, считал, третий пятый;
Плохо, заговорит, отважно, горячо;
Будет отвечать, они, мы, вы, я, ты;
За, к, в, на, через, решить, у, под.
Что общего у всех этих слов?
Читают, рассуждают, обосновывают, предполагают, о чём пойдёт речь на уроке.
Распознавание глагола среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, классифицируют глаголы по вопросам.
умение работать в парах

Знакомство с новым материалом.

Предлагает ответить на вопросы: « Что вы знаете о глаголе? Что хотели бы узнать?
Проверим ваше предположение по учебнику с. 68
Сравните вашу формулировку и правило в учебнике. Совпадают ли они? Что это значит?
Вспоминают, что знают о глаголе, аргументируют свой ответ, ставят цель. Находят правило в учебнике, сравнивают свой ответ с правилом, приводят свои примеры глаголов.
развитие навыков самоанализа
ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей
освоение способов работы с учебной книгой

Закрепление

Новое задание несёт вам испытание.(работа в группах)
Необходимо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

5

1

4












2











3
















6











































1. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
2. Ручной инструмент в виде металлического или деревянного бруска различной формы, насаженного под прямым углом на рукоятку, служащий для забивания чего-либо, для нанесения ударов по чему-либо.
3. Население государства, жители страны.
4. Неожиданно, внезапно.
5. Род верхней одежды, надеваемой поверх платья, костюма.
6. Хищный зверь с узкой мордой и длинным пушистым хвостом.
Что такое глагол?
Составьте предложение с любым словарным словом. Запишите предложения. Разбор по членам предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
Работа по учебнику. Упр. 119, 121
Работают в группе, разгадывают кроссворд, составляют предложение со словарными словами, записывают его, разбирают по членам предложения, анализируют, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое, делают вывод о синтаксической роли глагола в предложении.
Выбирают глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания, определение роли глагола в предложении
регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. коммуникативные: умение работать в парах, в группе, вести диалог; познавательные: освоение способов работы с учебной книгой; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;


Подведение итогов

Предлагает ответить на вопрос: «Что нового узнали? Чему научились?»

Анализируют результаты выполнения заданий, проводят самооценку
развитие навыков самоанализа , контроля и самооценки
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком

Рефлексия

Предлагает проверить себя «Проверим себя. Перед вами на парте лежат листочки. Это блоки ответов на вопросы. Возьмите первый блок. Ответьте на вопрос, выбрав правильный, на ваш взгляд, вариант ответа и поднимите его.
1.Глагол это – часть речи;
Часть предложения;
Часть слова.
2. Второй блок: глагол обозначает
Предмет;
Действие предмета;
Признак предмета.
3. Третий блок: Глагол отвечает на вопросы:
Кто? Что?
Как? Когда?
Какая? Какое? Какой?
Что делать? Что сделать?
4. Четвёртый блок: В предложении глагол является:
Сказуемым;
Подлежащим;
Второстепенным членом предложения.»
Принимают учебную задачу, анализируют, обобщают
развитие навыков самоанализа , контроля и самооценки
: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле

Домашнее задание

Домашнее задание. С. 71 упр. 122