Урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского. 5 класс. Тема: Греческая керамика


Урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского. 5 класс, III четверть.
Тема: "Греческая керамика"
Цели: Образовательные: Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
Развивающие: развить умение передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
Воспитательные; вызвать интерес к культуре народов Древней Греции.
Необходимые материалы: ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти.
Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
Зрительный ряд: репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз, видеозапись, на каждую парту иллюстрация изображения греческой вазы и виды орнамента для росписи вазы, технологические карты, пособия выполненные учителем.
Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса СфирисаХод урока.
1.Организационный момент.
Приветствие ,проверка готовности.
Повторение (проводится в форме развернутого фронтального опроса, где используются вопросы – логические опоры из материала предыдущих тем, рассчитанные на внутри предметную связь).
( учитель ИЗО)
- давайте вспомним с искусством какой страны мы познакомились на предыдущем уроке? (Древняя Греция)
- какие основные элементы использовали для создания своих орнаментов? (Растительный, геометрический)
-Как называется растительный греческий  орнамент? (пальметта)
-Как называется геометрический греческий  орнамент? (меандр)
2. Введение темы, постановка целей урока.
(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).
Учитель: Ребята, эта музыка написанная греческим композитором КрисомСфирисом звучит сегодня на уроке у нас, потому что мы сегодня побываем в
стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми - в Греции.
А ещё, ребята, с древних времён Греция славится своими вазами, (демонстрация вазы) .
Давайте посмотрим видеофильм "Подобные богам"-5-7мин.
Посмотрев фильм,мы как будто совершили экскурссию по одному из главных музеев России -Государственному музею изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.
Какие предметы декоративно прикладного искусства Древней Греции сохранило время?(Ответы учащихся).Конечно же -это знаменитые античные вазы!
(Прочитать стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».)
Античные вазы
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
…То вазы-гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком рассказом!
…Герой в колеснице идёт на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы».В Древней Греции они изготавливались из обоженной глины.
Вазопись – роспись керамических (от слова «керамос» — глина) сосудов.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:
Амфора – сосуд для благовоний и масел, для хранения оливкового масла.
Кратер – для смешивания на пирах воды и вина.
Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара.
Килик – изящная ваза для питья.
Гидрии-сосуды для наливания воды.
В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава ,так называемого "черного лака".
Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
Если же фон был черным, а изображение имели цвет обожженной глины(красновато-коричневый)-такую роспись называли краснофигурной.
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены из повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
К сожалению время не пощадило античные вазы-многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку?
- Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет.
А сейчас ребята вы побудете в роли «греческих гончаров и живописцев». Только выполните греческую вазу не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.
Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз.
Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности.
 Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.
-А теперь ребята немного разомнемся, так как вы уже устали сидеть в одном положении. Встаньте со своих мест и отойдите от парты в сторону на полшага, повторяем за мной движения:
Раз – подняться, потянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять руками помахать,Шесть на место тихо встать.
Теперь присаживайтесь обратно на свое рабочее место.
3.Практическая работа
 У каждого из вас есть шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача обвести его, вырезать и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи.
Для выполнения работы вы  должны сделать следующее: 
1. Выбрать сюжет росписи.2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
3.Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
4.Первая группа работает в чернофигурном, вторая группа – в краснофигурном стиле. 
- Помогать в выполнении рисунка вам будет музыка.  Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.
Детям розданы шаблоны ваз для выполнения работы. Учитель показывает, как из цветного картона вырезать форму вазы, затем наметить простым карандашом растительный и геометрический орнамент, которым ученики будут расписывать горлышко и низ вазы. Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз: амфоры и кратера; иллюстрации росписи амфоры растительным и геометрическим орнаментом. Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (по выбору): амфоры, кратер с завитками или кубковый кратер и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.
4.Закрепление пройденного материала
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу»: на доске вывешена нарисованная ваза и учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами. - Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись).
-Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется ... (орнамент)
-Предание, сказание о богах, героях называется...(миф)
-Вазы, в которых хранили вино и масло называются ...(амфоры)
-Большая ваза в которой смешивали вино и воду называются...(кратер)
Как назывался стиль росписи при котором, фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица? (чёрнофигурный).
Как назывался стиль росписи при котором, фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности? (краснофигурный).
Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что показалось не интересным?
- Чем урок запомнился, какие моменты были увлекательными?
-Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)
Экспресс-выставка "Античная керамика" с защитой работ.
Д/З. Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить их в рабочую тетрадь.