Проект Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса по теме: “Сложение и вычитание натуральных чисел”


ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
дополнительное профессиональное образование
кафедра математических дисциплин
ПРОЕКТ
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса
теме: “Сложение и вычитание натуральных чисел”
Выполнил слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики МБОУ СОШ №7 г. Наро-Фоминска
Волосюк О.В.
Руководитель курса: заведующая кафедрой ВАСИЛЬЕВА Марина Викторовна, кандидат педагогических наук
Москва 2015г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc419737594 \h 3Глава 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» PAGEREF _Toc419737595 \h 5§1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики PAGEREF _Toc419737596 \h 5§ 2. Логико-дидактический анализ содержания темы. PAGEREF _Toc419737597 \h 8§3. Развитие и формирование УУД PAGEREF _Toc419737598 \h 9Глава 2. Методические рекомендации обучения по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» PAGEREF _Toc419737599 \h 13§ 4. Цели обучения темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» PAGEREF _Toc419737600 \h 13§5. Учебный план по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» PAGEREF _Toc419737601 \h 22§6. Примеры реализации целей обучения теме PAGEREF _Toc419737602 \h 36ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc419737603 \h 61Список литературы PAGEREF _Toc419737604 \h 62
ВВЕДЕНИЕЧаще всего математику связывают с измерением величин. Основой для этих целей служат натуральные числа и действия с ними. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнение натуральных чисел. Начиная с темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» основное внимание уделяется закреплению навыков арифметических действий над многозначными действиями ,т.к они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисление с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентов действий(сложение и вычитание).
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой)».
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (фрагментов двух – трёх уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики).
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
Глава 1. Теоретические основы обучения теме «Сложение и вычитание натуральных чисе뻧1. Содержание ФГОС ООО в контексте школьного курса математики
Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), который предполагает качественно новую модель образования. У многих возникает вопрос: нужна ли такая кардинальная перестройка в образовании? Безусловно, введение ФГОС нового поколения актуально, необходимо.
Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же теперь заключается роль школы?
Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Эта программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
ФГОС второго поколения призван обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объемом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать - именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС.
§ 2. Логико-дидактический анализ содержания темы.В учебнике Н.Я.Виленкина и др. тема «Сложение и вычитание натуральных чисел» рассматривается, как продолжение изучения ее в начальной школе.
Повторяются компоненты сложения и вычитания, нахождение неизвестных компонентов, свойств сложения и вычитания в словесной форме.
Но в курсе математики 5 класса появляются новые понятия: числовые выражения, буквенные выражения; уравнение, корень уравнения; буквенная запись свойств сложения и вычитания. Учащиеся научатся составлять буквенные выражения для решения задач, упрощать выражения с помощью свойств сложения и вычитания; решать уравнения, содержащие скобки; решать текстовые задачи на составления уравнения. Все понятия и приемы, изучаемые в пятом классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» найдут свое применение в дальнейшем изучении математики, затем и алгебры.
§3. Развитие и формирование УУДВозникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Они обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
К основаниям выделения УУД относятся: цели и результаты общего образования; структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка); этапы процесса усвоения; формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
УУД реализуют следующие функции. Первая из них - регуляция собственной учебной деятельности – саморегуляция (принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности). Следующая функция - создание условий для саморазвития и самореализации личности, что обеспечивает готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться. Не менее важная функция УУД - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности, что способствует формированию гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе.
Выделяются четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.
Развитие личностных УУД. Личностные универсальные учебные действия включают: смысло-образование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение».
Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.
Развитие регулятивных УУД. К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями). Развитие познавательных УУД. Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие коммуникативных УУД. Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
К формированию УУД предъявляются следующие требования. А) Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию, при усвоении разных учебных предметов, целенаправленно и планомерно, а не стихийно. Б) Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты. В) Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся. Г) Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении. Д) Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Е) Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Ж) Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования. З) Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД. И) Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов. К) Осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов.
Глава 2. Методические рекомендации обучения по теме «Сложение и вычитание натуральных чисе뻧 4. Цели обучения темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»4.1. Таблица целей
Формулировки обобщенных целей Формулировки учебных задач ,с помощью которых
достигается обобщенная цель Средства помощи
Цель считается достигнутой ,если Вы на уровнях: базовый повышенный Ц 1:
Приобретение УИ, формирование логических ПУД
а)Сравнивает решение задач из учебника и данных задач, выбирает подобные задачи.
б)учится анализировать решение задач в учебнике и сравнивать их решение с готовым алгоритмом
а)решает практические задачи из учебника на сложение и вычитание натуральных чисел
б)учится обобщать решение задач одного типа и составлять алгоритм, используя частично заполненную блок-схему
Таблицы:
а)алгоритмы выполнения действия с натуральными числами
б)»виды выражений»
в)прием саморегуляции для выполнения заданий:»вычислить»
г)приемы решения текстовых задач арифметическим способом
Ц 2:
Контроль усвоения теории:
Называет числа по их виду; компоненты действий, результаты; виды величин и взаимосвязь между ними Проговаривает алгоритмы
Выполнение действий с натуральными числами; прием саморегуляции при выполнении заданий типа:»вычислить»
а)решает практические задачи на сложение и вычитание натуральных чисел
б)учится обобщать решение задач одного типа и составлять алгоритмы, используя пустую блок-схему
Учится формулировать законы и правила: выполнение арифметических действиях с натуральными числами;нахождения неизвестных компонент сложения и вычитания, с использованием конкретного примера. Учится рассказывать краткие сведения из истории возникновения чисел Ц 3:
Применение знаний и умений по теме Умеет: а)использовать прием саморегуляции для выполнения заданий типа» вычислить» первого уровня сложности ,с помощью таблицы
б)решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом с помощью таблицы
Умеет: а) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий типа «вычислить» второго уровня сложности
Б)решать текстовые задачи второго уровня сложности арифметическим способом
в)составлять простейшие текстовые задачи по данному числовому выражению
г)учиться использовать приемы контроля вычислений Ц 4:
Формирование КУД На своем уровне освоения темы:
а)работает в группе, оказывает взаимопомощь, учится рецензировать ответы товарищей
б)организует взаимоконтроль, взаимопроверку на всех этапах УПД
в)оказывает помощь товарищам ,работающих на предыдущих уровнях
г)учатся составлять контрольную работу в соответствие со своим уровнем освоения темы, предлагает ее для решения товарищу и проверяет решение
Приемы контроля ,оценки и др.;таблица коммуникативной компетентности
Ц 5:
Формирование общих ПУД и РУД В соответствии со своим уровнем освоения темы:
а)сам выбирает уровень освоения темы
б)выбирает примеры, задачи, уравнения на сложение и вычитание натуральных чисел и решает их.
в)осуществляет самопроверку с использование образцов, алгоритмов, приемов
г)оценивает свою УПД по данным объективным критериям;по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями
д)делает выводы по итогам предыдущей УПД ,о дальнейших действиях ,направленных на коррекцию,планирует коррекцию УПД
Приемы постановки целей; приемы итоговой саморегуляции УПД
4.2. Карта изучения темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» и её использование
Современное образование претерпевает изменения. Одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков.
Сокращение часов на математику, приводит к необходимости структурирования учебного материала в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета и действия были представлены целостной системой, в которой каждое действие алгоритмизировано ( весь материал представлен в виде карт-схем).
Организованная таким образом деятельность позволяет: систематизировать материал; спрогнозировать конкретные результаты, на которые должны выйти учащиеся по окончании темы; способствует развитию творческого мышления школьников; знания усваиваются быстрее и на более длительный срок, так как они приобретаются по разным каналам восприятия (зрительные, слуховые).
Учебно-методический комплекс, представленный картой-схемой и алгоритмами действий, может использоваться для самостоятельного обучения учащихся, не посещающих учебное заведение по каким-либо причинам, для объяснения нового материала, для обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений школьников.
Карты-схемы хорошо обобщают материал, приводя его в систему, придают наглядность изложению. Вместе с тем схемы экономят время изучения материала, повышает прочность запоминания, облегчает процесс усвоения знаний. Все это способствует росту качества знаний, облегчает взаимопроверку изученного.
Карта –схема «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1.Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ц:1,5 Ц:1,3,5 Ц:1,3,5 Ц:2,3,4 Ц:1,5 Ц:1,3,5 Ц:1,3,5 Ц:1,3,5 Ц:1,5 Ц:2,3 Ц:1,5 Ц:2,3,5 Ц:1,2,3,5 Ц:1,2,3,5 Ц:1,5 Ц:1,2,4 Ц:2,3,4,5 Ц:1,2,3 Ц:1,2,3 Ц:2,3,5
§3
П.6 §3
П.6 §3
П.6 §3
П.6 §3
П.7 §3
П.7 §3
П.7 §3
П.7 §3
П.8 §3
П.8 §3
П.8 §3
П.8 §3
П.9 §3
П.9
§3
П.9 §3
П.10 §3
П.10 §3
П.10
§3
П.10
§3
К|Р2.Блок актуализации знаний учащихся
Знать: название компонентов и результата действий сложения и вычитания натуральных чисел, их свойства; определение числового и буквенного выражений ; определение уравнения, понятие корня уравнения.
Уметь: складывать и вычитать многозначные числа, применять свойства сложения и вычитания при вычислениях; составлять выражения, читать их и находить значение числовых выражений; объяснить значение буквы, записывать решение задач в виде числовых или буквенных выражений; записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять их для упрощения выражений; находить неизвестные компоненты сложения и вычитания, решать задачи при помощи уравнений.3.Предметные результаты(Ц 2,3 таблица целей):
Уметь решать примеры на сложение и вычитание натуральных чисел, находить неизвестные компоненты сложения и вычитания, решать текстовые задачи на сложение и вычитание; используя понятия: компонентов сложения и вычитания определения уравнения, корня уравнения, числовых и буквенных выражений; способы: решения примеров на сложение и вычитание столбиком и с помощью координатного луча; удобным порядком действий; трехшаговых уравнений задач с буквами
4.Образцы заданий контрольной работы (Ц5)
1 уровень Бал- лы2 уровень Бал- лы3 уровень Бал- лы5.Средства обучения темы
1)Выполнить действие
а)40658+89532
б)594136-513928
2) Найти значение выражения:
а)m + n ,если n=99 n=261
б)315-р+185, если р=148
3)Решить уравнения
а)x+24=43
б)99-y=87
4)В корзине было несколько грибов. После того, как в нее положили еще 27 грибов, их стало 75.Сколько грибов было в корзине?
1
1
1
1 Выполнить действия
а)588726+43052
б)669127-58173
2)Найти значение выражения
а)237+с+163,если с=194
б)262- m+38,если m=184
3)Решить уравнения
а)2041- n=786
б)584=z+213
4)В бассейне плавали несколько человек. После того, как в воду вошли 6 человек , а 4 вышли, в бассейне осталось 21 человека. Сколько человек было первоначально в бассейне?
1
1
1
2 1)Выполнить действия
а)1385+548+615
б)937-(137+794)
2)Найти значение выражения
а-28-37 , если а=265
б) 238-(38+а) , если а=78
3)Решить уравнения
а)(38+y)-18=31
б)(45-x)+18=37
4)На отрезке MN отмечены точки А и Р так, что Р лежит между точками А и N.Найти длину отрезка АР, если МN=48 см,МА=12 см и РN= m см, Составьте выражение для решения задачи, упростите и найдите его значение, если m=24 1
2
2
2
1)таблицы свойства сложения и вычитания
2)таблицы буквенных выражений
3)предписание решения уравнений на неизвестные: слагаемое , вычитаемое ,уменьшаемое; трехшаговых уравнений
4)карточки информаторы
5)карта темы
6.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2,3,5)
1уровень(обязательный уровень стандарта):№280,288(а,б,в),336(а,б),395(а,в,г),397(а,б),190,235,255,330,335(а),364(а,в)
2уровень:№233,288(г,д,е)336(в),445,397(в),192,236,257,331,335(б),365
3уровень:№231,290,393,462,367,193,238,262,333,335(г),364(б,г)
4уровень: № (со звездочкой): 268,283,323,356,386,441.
7.Темы индивидуальных заданий (Ц5)
Прочитать рассказы об истории возникновения и развития математики на страницах 21,32-33,41,64-66; выполнить задание №528; учиться делать краткие сообщения об истории возникновения цифр и чисел , математиках в древности .
8.Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1,5)
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи
Выбор и принятие целей ,составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приемы саморегуляцииВзаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений Рефлексы собственной деятельности
§5. Учебный план по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»№ Тема урока Тип урока Решаемые учебные задачи Предметные результаты Метапредметные результаты
1 Сложение натуральных чисел Урок смешанного типа
Фронтально-индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5 :ведение в тему, постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1:приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а)компонентов сложения, б)типов примеров и задач на сложение Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
2 Сложение натуральных чисел с помощью координатного луча Изучение и первичное закрепление новых знаний Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: понятия координатного луча
Ц 3:применение координатного луча для сложения натуральных чисел 3 Свойства сложения Урок смешанного типа
Фронтально-индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: : ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств сложения
Ц 3:применение свойств сложения при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
4 Свойства сложения Практикум
Фронтальная и парная форма Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 2:контроль усвоения теоретических знаний.перечисляет свойства сложения
Ц 3:выполняет задания на эти свойства ,применяет их к решению задач
Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в парную работу, взаимопомощь организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
5 Вычитание Урок смешанного типа
Фронтально-индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5 :ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1:приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а)компонентов вычитание, б)типов примеров и задач на вычитание Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
6 Свойство вычитания суммы из числа Изучение и первичное закрепление новых знаний Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему, постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении данного свойства
Ц 3: применение данного свойства при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
7 Свойство вычитания числа из суммы Изучение и первичное закрепление новых знаний Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении данного свойства
Ц 3: применение данного свойства при решении учебных задач 8 Вычитание натуральных чисел с помощью координатного луча Изучение и первичное закрепление новых знаний Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 3:применение координатного луча для вычитания натуральных чисел Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
9 Числовые выражения Изучение и первичное закрепление новых знаний Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1 : приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятия числового выражения Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
10 Значение числовых выражений Практикум.индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 2: контроль усвоения:а)определения числового выражения,б)определение значения числового выражения
Ц 3:применение знаний числового выражения при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
11 Буквенные значения Изучение и первичное закрепление новых знаний Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятия буквенного выражения Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
12 Значение буквенных выражений Практикум.самостоятельная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 2: контроль усвоения:а)определения буквенного выражения,б)определение значения буквенного выражения
Ц 3:применение знаний буквенного выражения при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
13 Буквенная запись свойств сложения Вводный семинар.
фронтальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении буквенной записи свойств сложения
Ц 2:контроль усвоения буквенной записи свойств сложения
Ц 3:применение знаний при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
14 Буквенная запись свойств вычитания Вводный семинар.
фронтальная работа Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении буквенной записи свойств вычитания
Ц 2:контроль усвоения буквенной записи свойств вычитания
Ц 3:применение знаний при решении учебных задач Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
15 Свойства нуля Урок смешанного типа
Фронтально-индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении свойств нуля Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
16 Уравнения Лекция-диалог
Фронтально-индивидуальная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятия уравнения
Ц 2: контроль усвоения понятия уравнения
Ц 4: «КрУУД» краткая запись лекции Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
17 Корень уравнения Практикум.
парная работа Целеполагание, преобретение а преобразованиеУИ, формирование ПУУД Ц 5: ведение в тему,постановка и формулирование целей своей УД
Ц 2: контроль усвоения понятия уравнения и корня уравнения
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач
Ц 4: рецензирует ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказывает помощь ,работающим на предыдущих уровнях Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
18 Нахождение неизвестного слагаемого Практикум.самостоятельная работа Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении правила нахождения неизвестного слагаемого
Ц 3: Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач
Ц 2: контроль усвоения правила нахождения неизвестного слагаемого Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
19 Нахождение неизвестного вычитаемого и уменьшаемого Практикум.самостоятельная работа Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении правила нахождения неизвестного вычитаемого и уменьшаемого
Ц 3: Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении учебных задач
Ц 2: контроль усвоения правила нахождения неизвестного вычитаемого и уменьшаемого Развитие коммутативных умений через включения в групповую работу,саморегуляция.
20 Контрольная работа Практикум.индивидуальная работа Контроль усвоения теории, применение знаний и умений, формирование коммутативных умений Ц 2,3,5: выбирает задачи своего уровня сложности (с помощью учителя), решает их, осуществляет самопроверку; делает выводы о качестве собственных знаний, необходимых для выполнения контрольной работы
§6. Примеры реализации целей обучения теме6.1. Урок по теме «Вычитание натуральных чисел» (п. 7)
Урок-практикум: Фронтальная и парная формы.
Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) математических понятий, определений, алгоритмов
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач
Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
Практикум: Фронтальная работа
Оборудование: плакат для устных упражнений.
Ход урока
Проверка домашнего задания (Ц 4: взаимопроверка, обмен тетрадями, правильные ответы произносятся учащимися, повторяется правило умножения дробей на десятичное число – первый пример дети обучающиеся на третьем уровне, второй на втором, третий на первом).
Тест (Ц 2: контроль усвоения алгоритмов, по вариантам, таблицы с ответами сдаются, а после парами разбирают ошибки в тетради)
Вариант I Вариант II
1. Вычислите:
503000-1300
1) 4900; 2) 50000;
3) 49000; 4)40000. 30500-1500
1) 2900; 2) 30000;
3) 20000; 4) 29000.
2. Уменьшить 10000 на 999:
1) 101 2) 1991
3) 9991 4) 9001 2. Уменьшить 100000 на 999:
1) 99991 2) 9001
3) 99001 4) 90001
3. Какая цифра в записи результата вычитания найдена неверно?
3108
-
1709
1409
1) 1 2) 4
3)0 4)9 3. Какая цифра в записи результата вычитания найдена неверно?
8054
-
4263
3891
1) 8 2) 3
3) 1 4) 9
4. Группа школьников провела в картинной галерее 2 ч. 20 мин.В зале русской живописи она пробыла 50 мин.Сколько времени у школьников осталось для осмотра остальных залов?
1) 1 ч. 2) 40 мин.
3) 1 ч. 10 мин. 4) 1 ч. 30 мин. 4.Вова готовил уроки 1 ч 25 мин. Стихотворение он учил 30 мин. Остальное время он занимался математикой и писал сочинение по русскому языку. Сколько времени у него осталось на эти занятия?
1) 1 ч 15 мин 2) 95 мин
3) 55 мин 4) 45 мин
5. Из четырех тысяч вычли четыре сотни. Сколько получилось?
1) 3 сотни 6 десятков 2) 3 тысячи 6 сотен
3) 34 сотни 4) 304 сотен 5.Из двух тысяч вычли два десятка. Сколько получилось?
1) 1800 2) 198
3) 1988 4) 1980
6. В одном рулоне 40 м шелка, а в другом на 10 м 50 см меньше. Сколько шелка в обоих рулонах?
1) 29м 50 см 2) 30 м 50 см
3) 69 м 50 см 4) 50 м 50 см 6.В одном рулоне 25 обоев. В другом на 14 м 50 см меньше. Для оклейки стен использовали оба рулона. Сколько обоев было в этих двух рулонах?
1) 10 м 50 см 2) 35 м 50 см
3) 30 м 4) 39 м 50 см
Физкультминутка.
III. Работа по теме урока.
1. № 256 (а,б,в,г) – самостоятельно.
2. Устно: № 242,243,244
3. № 245,246
4.Выполнить действия: а)5387-4879+3697 б) 2534+3897-2529
5. Повторение: № 280,285
IV. Итог урока.
1. Ответьте на вопросы:
а)Какие компоненты вычитания вы знаете?
б)Как найти неизвестные уменьшаемое, вычитаемое ?
в)Как называется результат вычитания?
2.Верно ли утверждение:
а) если уменьшаемое увеличить на 10, то и разность увеличится на 10.
б)если вычитаемое увеличить на 10, то и разность увеличится на 10. в)если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 10, то разность не изменится?
V. Домашнее задание: п.7 №288,289,296
Рефлексия собственной деятельности:
Оцените свои знания по таблице:
Знаю:
Сомневаюсь:
Не знаю:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение натуральных чисел и его свойства.
ФИО (полностью) Волосюк Оксана Васильевна
Место работы Наро-Фомигская МБОУ СОШ№7
Должность Учитель математики
Предмет математика
Класс 5
Тема Сложение натуральных чисел и его свойства.
Базовый учебник 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009
Цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока : усвоение новых знаний.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
№ Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
1 2 3 5 6 7 8 9 10 1 Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;
2 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Прогнозирование своей деятельности Умение слушать и вступать в диалог Умение выделять нравственный аспект поведения.
2 Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме . Задает учащимся наводящие вопросы.
Историческая справка. Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. 6-7 Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации. Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Самоопределение
3 Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Вместе с учениками определяет цель урока. Определяют цель урока. 4-5 Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Целеполагание Постановка вопросов Самоопределение
4 Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел. 6-7 Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений. Планирование, прогнозирование Умение слушать и вступать в диалог Самоопределение
5 Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. 2 6 Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Направляет работу учащихся. Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос. 4-5 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Ориента-
ция в межлично-стных отношениях
6 Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.
10 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляцияУмение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Профессионалное самоопределение,
смыслообразование7 Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса Подводит итоги работы в классе. Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке 2-3 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляцияПоддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает дозированное домашнее задание Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока 2 Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкнаНравственно -этическая ориентация
9. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. -Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением
вы уйдете с урока? Оценивают свою работу и работу одноклассников. 1-2 Оценка своей деятельности и других людей Смыслообразование

Деятельность учителя
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно
И успех тебя ждет обязательно! Деятельность учеников
II . Актуализация знаний.
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах)
Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.
У вас на столах лежит карточка лото. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и вычеркните их ответы в своей карточке.
1) 248 увеличить на 2;
2) из 200 вычесть 5;
3) 80 разделить на 80;
4) 25 умножить на 2;
5) 196увеличить на 4;
6) 18 увеличить в 3 раза;
7) 100 уменьшить на 10;
8) 145 увеличить на 7;
9) 100 уменьшить в 4 раза;
10) 60 уменьшить на 18;
11) 17 увеличить в 3 раза.
Какие числа остались открытыми?
Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)
Какое действие мы будем сегодня повторять?
2. Мотивация
С какими числами вы работали на предыдущих уроках?
Так что мы будем сегодня делать на уроке?
Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства.
Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?
Может это вам как-то пригодиться в жизни? 1 Учащиеся решают примеры устно.
12
С 1
З 13
М 25
Н
250
П 21
У 152
О 42
Т
48
М 200
Е 54
Ь 336
А
195
Р 50
И 90
Е 51
Р
248 + 2=250;
200 –5=195;
80 : 80 = 1;
25 · 2 =;50
196 +4 =200 ;18 · 3 =54;
145+7=152
100-10 = 90;
100:4 =25;
60 -18=42;
17 · 3=51;
Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.
Сложение.
– С натуральными числами.
-Складывать натуральные числа.
Отвечают на вопрос.
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1. Немного из истории
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какова цель нашего урока?
Слушают рассказ учителя.

Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику. Стр.33-34
- Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?
- Как называются компоненты действия сложения?
2. На доске:
563; 300; 3; 312; 464.
-Прочитайте числа.
- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом
(563 + 464 = 1000)
- Прочитайте пример всеми возможными способами.
- Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.
- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2.
- Что значит прибавить 4 ?- В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка?
- Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат.
- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.
- Что получилось? Какой вывод можно сделать?
Как называется это свойство?
- Изобразите сложение на одном координатном луче
1 + 2 = 3
3 + 4 = 7
Сколько чисел мы прибавили к 1.
Как эту сумму записать по- другому?
Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4
- Какой можно сделать вывод?
- Как называется это свойство?
-Найдите результат сложения 9 + 0;
0 + 9
- Какой вывод можно сделать?
- Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?
- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1.
- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.
563 + 464 = 1000.
-Сумма 563 и 464 равна 1000;
-563 прибавить 464 равно 1000;
- 563 плюс 464 равно 1000.
Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000.
Придумывают задачу.
- Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1.
- В правую сторону.
- 2 + 4 = 6
- 4+2 = 6
- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.
- Переместительное свойство сложения.
- Два числа .- 1 + ( 2 + 4) = 7
- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
- Сочетательное свойство сложения.
- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
- Свойства нужно знать, чтобы проще считать
V. Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Поднимает руки класс-это «раз».
Повернулась голова-это «два»
Руки вниз, вперед смотри -это «три»
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать -это «пять»
Всем ребятам надо сесть -это «шесть» Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся.
Вариант 1. Вариант 2.
1. Как называется результат сложения? 1. Как называются числа, которые складывают?
2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ?2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ?3. Чему равна сумма
5432 и 0 ?3. Чему равна сумма
0 и 2538?
4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.
I вариант
1. сумма;
2. 6000;
3. 5432;
4. 1548.
II вариант.
1.слагаемые;
2. 10000;
3. 2538;
4. 1021.
VII. Первичное закрепление.
Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. По группам выполняют творческое задание
VIII. Подведение итогов урока.
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок. Отвечают на поставленные вопросы.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238.
А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание .Спасибо за работу на уроке! Учащиеся внимательно слушают.
Всем: п 18, с 108, выучить формулы.
По желанию: №528.
X.Рефлексия.
-Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока? Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕМатематика - важнейшая наука, созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития. Почти вся современная наука, нет, не почти, а именно, вся современная наука: физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не только использует математические методы, но и строится по математическим законам. Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. Этот элемент научного знания является важнейшей частью математического образования. Математическое образование не только часть науки математики - это феномен общечеловеческой культуры. Оно является отражением истории развития человеческой мысли. Именно поэтому математическое образование всегда играло важную роль в культурном развитии человека. При этом возможности математического образования далеко выходят за границы собственно математических предметов.
Решение поставленных задач исследования потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике; беседы с учителями, тестирование учащихся, проведение опытной проверки.
Математика - это язык, математическое образование может и должно стать средством языкового развития учащихся, научить их коротко, грамотно и точно формулировать свои мысли. Для нормального развития человеку с момента рождения нужна полноценная интеллектуальная пища. Математика, особенно геометрия, является одним из немногих полноценных, экологически чистых интеллектуальных продуктов, потребляемых в системе образования.
Список литературы1) Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов. М.: Мнемозина, 2009. -31с.
2) Учебник. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 21-е изд., - М.: Мнемозина, 2007.
3) Чесноков А.С., Нешков К.И.. Дидактические материалы по математике для 5 класс. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.
4) Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Изд. 2-е испр. и доп. –М., Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. -56с.
5) Математика 5 класс. Рудницкая В.Н Тесты по математике.К учебнику Виленкина Н.Я и др.»математика 5 класс»/В.Н.Рудницкая-М.:Издательство «Экзамен»,2012-126.
6) Попов М.А.Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс:к учебнику Н.Я.Виленкина и д.р.»Математика.5 класс»/М.А.Попов.-8-е изд.,перераб.и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012-127
7) Минаева С.С Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/С.С.Минаева.-3-е изд.,перераб. И доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.-126
8) Уроки математики с применением информационных технологий.5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И.Горохова и др.-2-е изд.стереотип.-М.:Издательство «Глобус»,2012-266
9) Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
10) Малкова Н.Г. Организация групповой работы на уроках математики. //Сайт «ПЕДСОВЕТ.ORG». - http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,118/