Итоговая аттестационная работа (проект) Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста ( проект методической разработки образовательной деятельности детей подготовительной группы «Страна Геометрия»)

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования




Итоговая аттестационная работа (проект)
Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста ( проект методической разработки образовательной деятельности детей подготовительной группы «Страна Геометрия»)




Авторы проекта
Каримова Марина Евгеньевна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»
_Лаптева Любовь Александровна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»
_Салимгареева Файруза Хамитовна воспитатель, Автономная некоммерческая организация начального и дошкольного образования «Прогимназия №14»


Научный руководитель: Шайхелисламов Р.Ф., д.э.н., проф.


Казань, 08.02 – 19.02. 2016г.


Введение
Постановка проблемы

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Познавательное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, разработанный на основе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ООН о правах ребенка, вводит воспитательный компонент, на чем и заостряет особое внимание. Основной образовательной областью выступает познавательное развитие, в которую интегрируются «социально – коммуникативное развитие » и «речевое развитие».Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных учреждений. Статьи 12 и 13 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программе и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности ребенка[2,12-13]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Социально-коммуникативное развитие включает в себя - развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста - игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [2,6] Таким образом, в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос познавательного развития в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Образовательный процесс познания должен строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры развивающего характера, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Яркой чертой дошкольника является любознательность. Для взрослых очень важно с самых первых шагов ребенка поддерживать интерес ребенка к познанию окружающего мира. А так же создать условия для закладки мотивационной базы дальнейшего развития личности, проявления интеллектуальной активности, формирования познавательного интереса, поддерживания желания узнавать что-то новое. Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов (отказ от схематичных изображений); в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания. Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы. Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально-насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память. Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны – образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра и др. Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности. Развивается опосредованность и преднамеренность воображения –ребенок может создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать их соответствие задаче. К 6-7 годам до 20% детей способны произвольно порождать идеи и воображать план их реализации. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности изобразительная, конструирование, игра, восприятие художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка. В различных видах деятельности развивается личность ребенка и его познавательные процессы, формируются новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, – всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе. При организации непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155
Федеральный закон от 29.12.2012_№ 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185_«0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Для поддержки и развития детской любознательности, творческой инициативы мы подошли к необходимости организации и проведения проекта «Страна Геометрия». При постановке цели мы опирались на целевые ориентиры ФГОС, а именно: дети проявляют инициативу и любознательность в общении, во время игр в развивающем направлении.


Цель проекта: Изучить теоретически, обосновать методически и подготовить методическии проект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет (подготовительная группа) математический досуг КВН «Страна Геометрия».

Задачи проекта:
1. Изучение и анализ научно – методической и нормативно - правовой литературы.
2. Подбор и отбор методических и диагностических материалов.
3. Определение механизмов разработки плана мероприятия.
4. Разработка плана мероприятия.
5. Подготовка и реализация проекта.
6. Определение эффективности проекта и обобщение результатов.

Целевая группа проекта – воспитанники подготовительной к школе группы Автономной некоммерческой организации дошкольного и начального общего образования «Прогимназии №14 «Журавушка» г. Бугульмы РТ.
Срок реализации проекта: март 2016 г.
Место реализации проекта Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия № 14 «Журавушка» города Бугульма

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: с 08.02 – 19.02.2016 г.
( Изучение и анализ научно – методической и нормативно - правовой литературы,
подбор и отбор методических и диагностических материалов, определение механизмов разработки плана мероприятия, разработка плана мероприятия)
2. Основной: март 2016 г.
(Подготовка и реализация проекта)
3. Заключительный: апрель 2016 г.
(Определение эффективности проекта и обобщение результатов)






Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия
Место проведения
Срок проведения
Ответственный

1
Изучение нормативно-правовой базы по образовательной области познание воспитанников старшего дошкольного возраста
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения «Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

2
Обоснование теоретической разработки проекта.
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

3
Разработка комплекса мероприятий по образовательной области познание для детей старшего дошкольного возраста.

Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

4
Анализ научно-методической литературы
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

5
Поиски в интернете интересных программ развивающего содержания
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

6
Просматривание занимательных, развивающих мультфильмов с математическим содержанием
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

7
Развивающие игры: блоки Дьенеша; палочки Кюизинера; квадрат Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм.
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

8
Игры малой подвижности с лентами, построение фигур
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

9
Заучивание стихов и составление рассказов о геометрических фигурах и телах
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

10
Игры с объёмными геометрическими телами
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

11
Нахождение геометрических фигур в повседневной жизни
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

12
Узнавание геометрических тел на ощупь
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

13
Печатание фигур на песке, на бумаге, на снегу
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

14
Рисование картин из геометрических фигур
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

15
Изготовление поделок из бросового материала геометрического характера. Организация выставки для родителей
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

16
Проведение математического досуга в форме КВН для пед. коллектива Прогимназии №14
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель родители, дети

17
Выкладывание на сайт проведённого мероприятия: математического досуга КВН
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель, дети

18
Выступление на метод. объединении
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

19
Диагностирование результатов по образовательной деятельности ( познание ) детей старшего дошкольного возраста.
Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02 -19.02.2016
Каримова М.Е., воспитатель
Лаптева Л.А., воспитатель
Салимгареева Ф.Х., воспитатель

Ресурсы

Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки

Нормативно-правовые:
Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Извлечения из «Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.
Устав Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего образования «Прогимназия №14 «Журавушка» г. Бугульмы РТ
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"
Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-1408.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»



+











+










+






+






+







+




+












+


















+











Интернет – ресурсы










Интернет – ресурсы








Интернет – ресурсы





Интернет – ресурсы






Интернет – ресурсы






Интернет – ресурсы


Интернет – ресурсы












Интернет – ресурсы

















Интернет – ресурсы

08.02.-19.02.2016г.











08.02.-19.02.2016г








08.02.-19.02.2016г





08.02.-19.02.2016г







08.02.-19.02.2016г







08.02.-19.02.2016г



08.02.-19.02.2016г













08.02.-19.02.2016г


















08.02.-19.02.2016г

Материально-технические:
Интерактивная доска
Нэтбуки
Доски для игры «Геоконт»
Мультимедийный проектор





+
+
+




+
Материальная база Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы




08.02.-19.02.2016г

Кадровые:
Директор
Старший воспитатель
Логопед
Психолог


+
+
+

+

08.02.-19.02.2016г

Научно-методические:
Использование научно-методической литературы
Использование инернета

+



+





08.02.-19.02.2016г

Информационные:
Педсовет
МО педагогов
С детьми через игровую деятельность, беседы
Стенды
Размещение на сайте
Педагогические журналы
Просветительские буклеты
8. Видео презентации

+

+

+

+

+
+

+
+






Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02.-19.02.2016г


Мотивационные:
Для воспитателей –КПК, самообразование,
семинары, конференции
2. Для родителей -родительские собрания, дни открытых дверей, информация на сайте
3. Для детей - игровая деятельность детей в виде проведения математических досугов, конкурсов.





+

+

+




Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы


08.02.-19.02.2016г

Организационные:
Оформление предметно-развивающей среды
Приглашение педагогов на математический досуг
Выкладывание на сайт
Изготовление медалей и дипломов для поощрения детей



+


+


+


+



Автономная некоммерческая организация дошкольного и начального общего обучения
«Прогимназия №14 «Журавушка»
города Бугульмы

08.02.-19.02.2016г

Финансовые:
Пространственно-развивающая среда
Методическая литература
Канцелярские товары
Грамоты, дипломы, благодарственные письма
Приобретение досок для игры «Геоконт»


+

+

+
+


+

Директор


директор
08.02.-19.02.2016г







Ожидаемые результаты реализации проекта:
Сформированность у педагогов (воспитателей Каримовой М.Е.,Лаптевой Л.А., Салимгареевой Ф.Х.) готовности к разработке и реализации других проектов.
Сформированность у родителей готовности к совместной деятельности, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, повышение компетентности родителей при выборе игр развивающего характера.
3. Сформированность у детей интереса и навыков к экспериментированию, к умению конкретизировать и применять в жизни знания и умения, навыки, приобретённые на данном этапе.





Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Способы проверки знаний, умений и навыков
Для определения последнего уровня сформированности  по образовательной области «Познавательное развитие» у дошкольников и была разработана предлагаемая вашему вниманию экспресс-диагностика. В нее включены основные параметры, определяющие развитие познавательных процессов у детей. Предлагаемая диагностика позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности знаний, умений и навыков у дошкольников.
Периодичность мониторинга прогимназии № 14 «Журавушка» устанавливается 2 раза в год (сентябрь, апрель) с целью обеспечения возможности оценки динамики достижений детей, своевременной коррекции недостатков, сбалансированности методов, профилактики переутомления воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Мониторинг проводится в форме экспресс-диагностики.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
1. Сенсорное развитие
Использует в практической деятельности эталоны на все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние), при восприятии предметов выделяет характерные качества , основные части и дополнительные детали.
2. Развитие конструктивной деятельности
Сооружает и обыгрывает различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением, подбирая и комбинируя детали, из разнообразных конструкторов создает модели по рисунку, словесной инструкции, собственному замыслу.
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Представления, умения и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса «Информатика для дошкольников» (учебное пособие «Все по полочкам»)
4. Формирование элементарных математических представлений
Представления, умения и навыки адекватны соответствующему этапу непрерывного курса «Математика для дошкольников» (учебное пособие «Раз - ступенька, два- ступенька» часть 2)
5. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Активно экспериментирует с семенами, растениями, жидкими и сыпучими телами, свойствами предметов (устойчивость, масса, твердость и пр.), нетрадиционными изобразительными средствами. Задает много поисковых и проблемных вопросов взрослым, делает самостоятельные выводы и умозаключения

Балловая оценка:
4 – критерий выполняется стабильно, самостоятельно, не требуется поддержка со стороны взрослого
3 – критерий выполняется при незначительной поддержке взрослого
2 – критерий выполняется непостоянно, требуется участие взрослых
1 – критерий выполняется только вместе со взрослым или не выполняется.

Уровни:
Идеальный (красный) – от 3,5 до 4 баллов
Высокий (синий) – от 2,4 до 3,4 балла
Средний (зеленый) – от 1,3 до 2,3 балла
Низкий (желтый) – до 1,2 балла



Проект составлен на основе основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования АНО «Прогимназия № 14»












Литература

Основная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Вестник образования, 2013г., № 24
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
Комментарии к ФГОС дошкольного образования //Вестник образования, 2014г., № 7Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет – 2012г. результатов – 2011г.
20 Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников – 2014г.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику – 2015г.
Гин С. Занятия по ТРИЗ в детском саду – 2008г.
БелаяК.Ю., ЗимонинаВ.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. /Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
БуреР.С.. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
БуреР.С. и др. «Дружные ребята» / – М.: Просвещение, 2002.
Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Белова И.К.. Программа дошкольной подготовки по курсу «Здравствуй, мир!» (Школа 2100)
Вахрушев А. А., КочемасоваЕ.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3).
Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. «Одаренный ребенок» /– М., 1995.
ЗимонинаВ.Н. Программно-методическое пособие «Расту здоровым», «Владос» М.; 2002.
Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт» (5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет)
Комарова Т.С., Антонова А.В., ЗацепинаМ.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» / - М., 2002.
Комарова Т.С., КуцаковаЛ.В., Павлова Л.Ю.. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет .– М.: Мозаика-Синтез, 2005
Куревина О.А.. Программа дошкольной подготовки по курсу «Синтез искусств» (Школа 2100), М., «Баласс», 2001 г..
Петерсон Л.Г., Холина И.П.. Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для дошкольников (ч.1, 2) («Школа 2000...»), М. «Баласс».2001 г..
Министерство образования и науки
Российской Федерации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральное агентство по науке и инновациям
(Роснаука) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральное агентство по образованию
(Рособразование) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительная литература
Куревина О.А., Селезнева Г.Е.. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации, М., «Баласс», 2001 г..
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
Мотессори М. Теория и практика.
ПотаповаТ.В.. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009.
Храмцова Т.Г. /Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Козлова С.А. «Я – человек». –М.: Школьная Пресса, 2004.
Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Детский портал "Интернетёнок" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детский портал "Почемучка" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детский портал "Солнышко" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детский портал "Теремок" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Министерство образования и науки Российской
Федерации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральное агентство по науке и инновациям
(Роснаука) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральное агентство по образованию
(Рособразование) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15