Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе «Люби живое. И. С. Соколов — Микитов Листопадничек».


Самоанализ урока литературного чтения
3 классе
(УМК «Школа России»)
Тема урока: «Люби живое. И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек"».
Данный урок письма является вторым по данной теме в разделе «Люби живое».
На уроке использован учебник «Литературное чтение 3 класс» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др., и «Рабочая тетрадь 3 класс ФГОС», автора Л.Ф. Климановой.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по структурированию текста, выделению главного, обучать делению текста на части и составлению плана;
- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
- прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Задачи урока:
Предметные результаты:
- дети умеют работать с текстом, структурировать, выделять главное, составлять план произведения;
- могут распознавать и различать народные и литературные сказки;
- проявляют интерес к русской литературной сказке, с уважением относятся к природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию, иллюстраций, текста;
- на основе анализа поступков героев делать выводы;
- ориентироваться на развороте учебника;
- находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
- развиваем умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме:
- умение работать в группе.
Личностные результаты:
- формировать положительное отношение к учебной деятельности, к учебному материалу;
- формировать адекватную оценку своей деятельности и деятельности товарищей.
С переходом системы образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельный подход. Для реализации системно-деятельного подхода я применяю групповые формы работы, работу в парах. Эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять результат.
Для реализации предметной задачи, детям было предложено выполнить ряд заданий:
а) работая в группах структурировать текст, выделить главное и составить план произведения;
Выполнили это задание, работая в группах без ошибок: 24 человека – 100%.
б) для формирования умения работать с текстом дети, работая в парах, составляли друг для друга вопросы и отвечали на них словами из текста (выполнили это задание без ошибок: 24 человека – 100%), а также самостоятельно находили в тексте предложения и отрывки, которые соответствуют предложенной музыке.
Выполнили это задание без ошибок на полном уровне самостоятельности: 22 человека – 91%.
в) для закрепления навыка распознавания и различения народных и литературных сказок было предложено вспомнить изучаемые ранее различия русских народных и литературных сказок.
Выполнили это задание без ошибок на полном уровне самостоятельности: 18 человек – 78%.
Реализация метапредметных задач способствовала формированию УУД.
Учащиеся самостоятельно определили тему урока и поставили цели.
На протяжении всего урока дети удерживали цель деятельности до получения ее результата. В течение урока дети, работая с текстом, учились находить главное, делали выводы, рассуждали, развивали умение слушать и понимать других, уважали мнение своих одноклассников, правильно оформлять мысли в устной форме, работать в парах и в группе.
После выполнения заданий дети оценивали свою работу в соответствии с задачей. В заключении урока ребята осуществили познавательную и личностную рефлексию.
На уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
- игровая;
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки).
Было организовано взаимодействие ученик – учитель – ученик, ученик – ученик посредством парной и фронтальной работы. Поставленные задачи урока были решены. Это показала рефлексия и умения, полученные на уроке: 100% учащихся научились выделять главное, составлять план текста и выполнять все предложенные задания. Избежать перегрузки удалось, используя игровые технологии, физкультминутки, смену видов деятельности. На уроке была организована работа, направленная на развитие речи, внимания, самоконтроля и самооценки.
Технические особенности урока: данный урок включает в себя компьютерную презентацию. Презентация на уроке работала в качестве наглядности, эталона для проверки и этапа рефлексивной деятельности, что оправдано на данном уроке.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
На уроке комфортная обстановка. Учащиеся активны на протяжении всего урока.
Урок цели достиг, так как удалось реализовать все поставленные задачи. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.