Программа элективного курса по информатике Шаг во взрослую жизнь


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по информатике И ИКТ

«шаг во взрослую жизнь»
9 класс
(8 часов)
Автор программы:
учитель информатики
СОШ п.Верхнеказымский
Шевелева Н.А.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Шаг во взрослую жизнь» разработана на основе авторской программы элективного курса учителя математики и информатики Провоторова А.Б. «Шаг во взрослую жизнь».
Для того чтобы сделать успешную карьеру, необходимо как можно раньше изучить свои способности и возможности. Очень важно составить список своих преимуществ и целей, а также знать, какие бывают вакансии, какие предъявляются требования к образованию и опыту. Для упрощения поиска работы полезно знать классификацию существующих специальностей. От того, насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение.
Информационные технологии в этом курсе не являются предметом изучения. Они используются здесь так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Главное - это научить учащихся думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща). Вместе с тем, данный курс позволит развить компьютерные навыки и приобрести необходимый опыт. Знакомство с тем, как можно быстрее и грамотнее решить стоящую перед современным человеком задачу с привлечением ресурсов Интернета и компьютерных программных средств, сослужит неоценимую службу при выполнении реальных проектов и заданий в будущей «взрослой жизни» - ведь сегодня сложно представить себе компанию, работающую без использования компьютеров и Интернета.
Программа ориентирована на современный уровень техники и на современное программное обесценение (ОС Windows, программные продукты МSOffice).



Цели курса:
1.Создать базу для ориентации учащихся в мире профессий в виде презентаций, буклетов, брошюр.
2.Научить учащиеся использовать информационные технологии в качестве универсального инструмента для решения самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком.
Задачи курса:
формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
раскрытие перед учащимися возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека.
Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение 2 четверти. Возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения». Наиболее важные среди этих требований быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.
Специфика данной программы состоит в освоении ИТ в виде практических занятий, которые предусматривают творческую работу, что способствует развитию кругозора и интегрированию предмета с другими дисциплинами.
В отличие от базисного курса программа предлагает учащимся работать над проектом в течение всего курса, что способствует развитию творческих способностей, а так же развить интерес к предмету.


Контроль знаний и умений
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. В процессе работы над программным проектом в области информатики и ИКТ учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата. Выделим основные этапы работы над программным проектом:
Выбор темы проекта.
Разработка проектного задания.
Планирование работы.
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Разработка проекта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели.
Проведение компьютерного эксперимента и анализ полученных результатов.
Оформление результатов исследования, проектной документации.
Презентация и защита проекта, рефлексия.


Организация учебного процесса
Организация учебного процесса реализуется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.
Прогнозируемые результаты
Курс завершается итоговым контролем в форме защиты творческих работ, т.к. данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных
результатов по всем заявленным целям курса. При этом к зачету обучающийся должен представить образовательный продукт (буклеты и т.п.) и продемонстрировать уровень достижения минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Содержание курс

п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во
час
Навыки
ИКТ

1. Оценка профессиональной предрасположенности -2ч


1.
Анкетирование учащиеся «Твоя
будущая
профессия» (на входе).
Вводная беседа «О выборе профессии».
Учащиеся оценивают собственные карьерные интересы и предпочтения, основываясь на методике Биркмена. Методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые идеально подходят человеку.











2.

Тестирование по
выявлению профессиональной
предрасположенности. Исследование характеристик групп
профессий с помощью Интернета







Учащиеся отвечают на вопросы опросника по выявлению профессиональной предрасположенности (теория профессора Е. А. Климова), который расположен на сайте: www.profession-online.ru
Учащиеся знакомятся с информацией о 5 типах профессий согласно теории Е.А. Климова.
Человек-человек
Человек-природа.
Человек- техника.
Человек-знак.
Человек - художественный образ.
Домашнее задание: подготовка презентации «Типы профессий».
1ч.












Работа в
сети
«Интернет»

Работа с программой PowerPoint.








2. Группы профессий и подготовка к профессиям -3ч.

1.

Основные группы профессий

Учащиеся изучают информацию и выбирают 15 основных наиболее распространённых групп профессий для нашего поселка. Затем Учащиеся определяют к каким группам относятся рекомендованные им профессии.


Работа в
сети Интернет


2.

Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр.

Учащиеся делятся на группы и более подробно исследуют выбранную профессию или группу профессий (требования к кандидату, основные обязанности, образование, зарплата и т,д). Итогом работы служит презентация «Все профессии важны, все профессии нужны», а так же буклеты, брошюры. Домашнее задание: презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр.
1 ч.
Работа в сети Интернет.
Работа с программами PowerPoint, Publisher.

3.

Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков.
Учащиеся выделяют профилирующие дисциплины, которые необходимо изучать для работы по выбранной профессии, а также Сузы и Вузы Тюменской области, ХМАО, помогающие получить требуемые профессиональные навыки.
2 ч.
Работа в сети Интернет

3. Портфолио для успешной карьеры -3ч.

1.

Что такое резюме, составление резюме.
Составление авторезюме.

1ч.

Работа с программой Word.

2.
Знакомство с сайтом управления федеральной государственной службы занятости населения Белоярского района.
Поиск информации о вакансиях.

1ч.

Поиск информации в Интернете

4.

Итоговая презентация «Портфолио для успешной карьеры».


1ч.

Работа с
программой PowerPoint.

Календарно - тематическое планирование


Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата


1. Оценка профессиональной предрасположенности -2ч


1.

Анкетирование учащиеся «Твоя будущая профессия».




2.

Тестирование по выявлению профессиональной предрасположенности. Исследование характеристик групп профессий с помощью Интернета









2. Группы профессий и подготовка к профессиям -3ч


3.
Основные группы профессий





4.
Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации «Все профессии важны, все профессии нужны», буклетов, брошюр.




5.
Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков.




3. Портфолио для успешной карьеры. -3ч


6.
Что такое резюме, составление резюме





7.
Знакомство с сайтом управления Федеральной государственной службы занятости населения Белоярского района




8.
Итоговая презентация «Портфолио для успешной карьеры»





Учебно-методическое обеспечение курса
1. ТеасhРго Рublisher 2003. Самоучитель. + СD-RОМ. - Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2006.
2. Белов, В. Ключи к успеху / В. Белов // Мир ПК. - 2006. - №8. - С. 68-70.
3. Mетодическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Учебник «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
6. Учебник «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Интернет - ресурса
Интерактивный опросник по выявлению профессиональной предрасположенности (теория профессора Е. А. Климова), который расположен на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложение 1
«Визитная карточка» проекта и лист планирования деятельности учащихся
Ф.И._________________________________________________________
Класс________________________________________________________

Этап
Содержание


Проблема исследования (почему изучение этой проблемы актуально?)



Тема исследования (основополагающий вопрос)



Проблемные вопросы (помогают ответить на основополагающий вопрос)



Выдвинутые гипотезы (предполагаемый ответ на основополагающий вопрос, который требует доказательств)



Цель исследования (что должно получиться в результате?)



Задачи исследования (какими путями будет достигнута цель?)



Ход исследования (что нужно сделать?)



Оформление результатов (в какой форме будут представлены результаты исследования: презентация, публикация, веб-сайт, текстовые документы и т.д.)?



Информационные ресурсы (где об изучаемой проблеме можно узнать подробнее?)



 Метод Биркмена - это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, слабые и сильные стороны, преимущества и стиль поведения.
 Опросник предназначен для того, чтобы учащиеся могли сами определить тип профессии, который им наиболее подходит в зависимости от их интересов, склонностей, темперамента.









13PAGE 15


13PAGE 141015






15