Поиски правды и справедливости в жизни (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Поиски правды и справедливости в жизни
(по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

О Н.С. Лескове так сказал М. Горький: «Один из лучших писателей наших ...» Все усилия мысли, вся страстность мятежного сердца писателя были устремлены к тому, чтобы себя «положить на пользу России» и «всей вселенной». Проблема идеала, проблема положительного героя особенно остро встала перед Лесковым с середины 70-х годов. Обратясь к жизни народа, Лесков нашел среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в будущее России. Он раскрывал в разнообразных обстоятельствах жизни характеры русских людей, изображенных трезво, но с неизменной любовью и симпатией. Поиски своеобразного и оригинального человека привели писателя к созданию «богатырского духа», носителей основных качеств русского народного характера: искренние и цельные, упорно и самоотверженно несущие бремя своей судьбы и всегда готовые постоять за правду. Герои Лескова, вышедшие из народной среды, в поисках правды готовы на любые жертвы, они мужественно встречают собственные неудачи и сочувствуют страданиям своих ближних. Это нравственно возвышает их над остальной инертной массой, свидетельствует о духовном богатстве их натуры.
Лесков неуклонно следовал жизненной правде, какой бы горькой и страшной она ни была. Мир полон неправды и зла, он нуждается в праведниках, в рыцарях духа, указывающих людям путь к борьбе и спасению ... У писателя есть стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве, справедливости и правде, которые всегда живут в народе и противостоят злу и лжи. О сокровенном гуманизме Н.С. Лескова с великим сочувствием и восхищением писал М. Горький:
- Лесков понимал как никто другой до него, что человек имеет право быть утешен и обласкан, человек должен уметь ласкать и утешать.
И ненавидеть злое - можно добавить в унисон с Лесковым.
«Очарованный странник» - произведение свободного жанра, это как бы своего рода сжатая эпопея. Это произведение напоминает скатерть, сшитую из множества разных лоскутков, потому что она представляет собой множество разнохарактерных эпизодов. Автор не хотел заострять внимание в центре событий, он хотел, чтобы читатель взял во внимание все части произведения, не перепрыгивая с одного сюжета на другой. Вот поэтому произведение уникально тем, что в нем нет главного центра и резкого заключения, тут все происходит однородно и постепенно.
Иван Северьяныч Флягин - главный герой произведения, человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с самого детства «предназначенный для монастыря» и постоянно помнящий об этом, он однако не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.
Герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохраняет чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности. У него есть неоспоримое достоинство - все свои дела согласовывает только с собственной совестью: Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые не продам». Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, которое его никогда не подводило.
Иван Северьянович с первого взгляда поражает своей оригинальностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, так странно отливала его проседь ... он был в полном смысле богатырь».
Герой Лескова - человек, думающий о своем маленьком, скромном счастье. И события развертываются таким образом, чтобы ярче выявить неустройства общественной жизни, невозможность осуществить даже скромные желания человека. Флягин прошел долгий путь многострадального искания истины, через страдания и жертвования. Приключения героя можно сравнить с похождениями Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя. Но в отличие "от Чичикова, Флягин, несмотря на все прошедшие испытания, сохранил человечность, чистоту своей души. Горячая любовь к родине, к народу помогли ему сквозь туман заблуждений пронести веру в прекрасного человека и в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.
Итак, путь вечного искания истины, добра и справедливости ... Эта тема актуальна не только для Лескова как писателя, но и как писателя-гуманиста. Протоирей Александр Мень в книге «Сын человеческий», посвященной Иисусу Христу, подчеркивает, что «... хотя Иисус часто вел жизнь странствующего проповедника, ученики не могли не чувствовать, что у него есть некий план, подобный далеко идущему плану полководца».
Всю жизнь шел Христос к своему храму: через туман непонимания, мужественно преодолевая трудности очищающего пути. Храм - всесияющая пустыня, это совершенная, высоконравственная жизнь человека, народа, человечества. А истинная религия, как подчеркивал Владимир Соловьев, всегда начинается с проповеди покаяния и с внутренней перемены в кающемся. Поиск истины и идеала через покаяние свойственен и герою Лескова. Имея от природы призванием некую высшую силу, от которой зависит жизнь, он, расходясь в поступках с нормами общества, считал себя в некоторой степени «грешником». Нарушая, однако, древнерусскую традицию, являясь «обещанным сыном» (святым) Флягин приходит к служению богу не в начале жизни, а в ее расцвете.
Из каких эпизодов складывается его жизнь?
Незаурядную личность и ее противоречивость видим в том, что с первых страниц повести он нечаянно убивает человека, встретившегося ему на пути, и в то же время, рискуя жизнью, спасает жизнь своему барину. Ключевое слово повести - «дурак», являющееся определенной смысловой скрепой, обнаруживает почти детскую наивность героя, когда в благодарность за спасение граф готов выполнить любую просьбу спасителя, тот после долгого раздумья просит гармонь. Поэтому засмеявшийся граф произнес: «Ну ты и взаправду дурак...» Удивленный неразум-ным желанием беглого крепостного «объявиться», сокрушается впоследствии писарь: «Дурак ты, дурак: на что тебе объявляться...» Сомнение в уме Флягина выражает и князь: «У меня есть человек - Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой человек - честный и рачитель...» Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядит в меркантильный век как глупость и являются причиной многих поворотов в судьбе героя.
Когда Иван Северьянович служил в должности няньки, которая совсем была несообразной с его полом и физическим обликом, он делает первые шаги в освоении мира чужой души. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые глубоко проникает в чувства матери доверенного ему ребенка: «Страшно я стал к ней привыкать, я то дитя любил». Эта привязанность определяет поступок: ему понятны страдания матери, что «пополам рвется» между ремонтером и дочерью. И невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека. Иван Северьянович Флягин - человек непредсказуемых человеческих реакций. Воспитание чувств героя идет через испытание привязанности к беззащитному ребенку. Было и тягостное испытание пленом, где развилось всепоглощающее чувство тоски по Родине, пришло осознание себя русским человеком: «..дождешься ночи, выползешь потихонечку на ставку, чтобы никто тебя из поганых не видел... так молишься., .чтогде слезы падали, - утром травку увидишь». Святая Русь, к которой стремился рассказчик отмечает возвращение блудного сына своеобразно - плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велелеще раз дома высечь».
Испытание женской красотой вызывает у героя не только наслаждение, восторг и страсть, а нечто большее - потрясенность. Возникшее чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Писатель верит в преобража-ющую силу добра и красоты, перекликаясь с убеждением Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир». Автор открывает в простом мужике удивительную душевную тонкость и отстаивает ее с той же горячностью и страстью, с какой защищает спо-собность русского человека постигать тайны высокого искусства. Видя обиду господ в том, что Груша угощает мужика, Флягин думает: «Ах вы, волк вас заешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше?..» Красота и талант обладают, по мысли автора, подлинно магической силой воздействия. Чужие деньги, о которых еще недавно так заботился и ни на минуту не забывал Иван Северьяныч, приоб-ретают вдруг другое качество: они теперь ценятся только по тому наслаждению, с которым он их выбрасывает под ноги цыганке, и из безличных денежных знаков превращаются в «белых лебедей», которыми можно одарить красоту. Глядя в лицо Груши, Флягин думает: «Вот она ...где настоящая-то красота, что природы совер-шенство называется». Всепобеждающее влияние женской красоты явилось гармони-зирующим началом в поиске главного смысла жизни героя - он чувствует себя нужным людям. Несчастье и неволя девушки отзываются в нем новой болью. Но самое удивительно - в противоречии. Он - каторжник, заточенный в стены существующей клетки, проявляет искреннюю жалость и сострадание к вольной молодой цыганке, оказавшей-ся в золотой клетке. Тему неравноправия женщины в обществе, поднятую в русской литературе, углубляет Лесков полным рабством девушки, на которую явятся смотреть богачи, не скрывая в своем кругу разложения нравов и наличия зла. И любовь Ивана Северьяновича ставит его перед самым мучительным испытанием в жизни: он помогает Грушеньке уйти из жизни, взяв на себя страшный грех: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить».
После смерти Груши - опять дорога, но это дорога к людям, для него исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Пятнадцать лет на Кавказе в солдатах под чужим именем завершаются подвигом Ивана на переправе. И после сурового суда над самим собой, над своей жизнью он взрослее духовно, и дорога странствий приводит Ивана Северьяновича в монастырь. Но и там неугомонный отец Измаил разлаживает привычный механизм монастырских будней. Его охватывает идея самопожертвования ради отечества, чтобы обрести «единодушие» со своей страной, со всем народом. Итак, герой снова в пути, ему «за народ умереть хочется».
Так сильна его вера в силу человеческого духа, источником которого является доброта. Идущий по Руси очарованный странник, сохранивший после всех житейских бурь непосредственность и доброту, несет их в мир. На ноте новых исканий завершается повесть, в которой автор показал, что защитник сам становится жертвой несправедливого общественного строя, потому что этот строй зиждется на зверином законе сильного. Поиски положительного героя привели Лескова к критике тех социальных условий, которые препятствовали деятельности этих героев. Такие люди живут на свете ради добра, а не ради собственного благополучия. Они пытаются исправить людские души силою собственного примера, каждодневного подвига во имя справедливости. И путь их нелёгок, судьба трагична - сила духа неколебима: они готовы к жертвам. Такие личности не только в среде разночинцев-демократов или мыслящей интеллигенции - они в самой гуще народа, и это является основанием веры в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.
Проблему социального конфликта Лесков в произведении разрешает не через конфликт, а пропускает через собственные страдания и муки героя, через праведничество. Автор утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку, и только русский человек может проявить ее так полно и широко. Само название повести оказывается многозначным. В нем находит свое определение подвластная очарованиям натура героя, его благородная душа, щедрое сердце. В то же время в названии «очарованный» - длительное время пребывающий во сне души, только выходящей из этого состояния, стремящейся к духовной свободе.





15