Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы


Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы
Литература, как и русский язык, уже несет в себе важную роль в развитии монологической и диалогической речи. Специфика предмета предполагает развивать речь на разных уровнях. Из чего же состоит хорошая, качественная монологическая и диалогическая речь учащегося? Прежде всего, из знания материала, о котором говорится; во-вторых, из умения обобщать, в-третьих, из умения цитировать первоисточники; в-четвертых, из умения излагать рассказанное своими словами грамотно, четко выговаривая слова, понятные всем. Наконец очень важное качество при монологической речи – умение владеть аудиторией.
Какие приемы заставляют развивать монологическую речь? Одним из важных приемов развития речи является сообщение на определенную тему. Сообщение предполагает, во-первых, поисково-исследовательскую деятельность, во-вторых, при работе с первоисточниками словесную обработку материала, в-третьих, дать материал так, чтобы слушатели заинтересовались и задавали вопросы.
Другие очень важные формы урока – анализ художественного произведения, анализ стихотворного произведения, анализ сцен произведения и другие формы работы с текстом - предполагают поисково-исследовательскую деятельность, нацеливают на самостоятельность работы, что повышает самообразование и эффективность устной работы. Также нельзя не отметить такую форму, как рассказывание наизусть стихотворного и прозаического текстов, что повышает память учащихся, развивает речь, учит применению в жизненных ситуациях.
На уроках русского языка диалогическая речь формируется при устных ответах теоретического материала, фронтальном опросе, комментированном письме, объяснительном диктанте, письме по памяти и других формах устной и письменной речи.
Одним из главных факторов развития речи учащихся на уроках является умение учителя слушать, ведь это очень важно – уметь выслушать ученика, даже если он не прав. Уважение к мнению ученика – одно из важных условий для выработки всех форм развития речи учащихся. Но при этом нельзя забывать о словах-паразитах, употребляемых учениками, - над искоренением их надо бороться на каждом уроке и вне урока. Не секрет, что это - бич каждого словесника. При развитии речи на искоренение слов-паразитов обязательно надо работать.
Если каждый учитель-словесник систематически будет работать над развитием монологической и диалогической речи ученика, то они будут говорить грамотно и очень хорошо излагать свои мысли, не боясь, что его не так поймут.
Работая в старших классах средней школы и в колледже, я столкнулась с таким явлением, как плохое качество речи. Я выделила следующие категории развития речи: высокое, хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего и низкое.
Если взять последние данные, то в группах 1 курса, где ведутся уроки, на начало учебного года картина складывалась следующая:
из 129 учащихся
развитие речи высокое – нет;
хорошее – 13 человек;
выше среднего – 15;
среднее – 12;
ниже среднего –25;
низкое – 64.
Картина вырисовывается такая – 10% качества.
Естественно, пришлось много работать над развитием не только общеучебных ЗУН, но и над развитием речи учащихся.
Причина того, что у обучающихся в большинстве случаев речь очень низкая, - в снижении уровня чтения: низкая скорость чтения, соответственно низкая скорость письма, что взаимосвязано, и, как ни странно, – всеобщая компьютеризация.
В результате к концу 2-го полугодия учебного года результат следующий:
Высокое – 0;
Хорошее – 15;
Выше среднего – 18;
Среднее – 15;
Ниже среднего – 27;
Низкое – 54.
Качество увеличилось на 1,6% - 11,6%, а с уровнем выше среднего – 25,5% нормального развития речи учащихся.
Дело с трудом, но продвигается.
Ранцева И.П.,
преподаватель русского языка и литературы
КГКП
«КОСТАНАЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УАКО